Верховная Рада Украины одобрила 6 декабря законопроект, согласно которому с 1 апреля будущего года прекращается действие договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией. Среди поддержавших этот шаг не было лидера фракции "Батькивщина", ветерана украинской политики Юлии Тимошенко. Ее вообще не было в этот день в стране, но само отсутствие экс-премьера при столь важном голосовании было расценено некоторыми наблюдателями как уловка.
Тимошенко сейчас обладает наибольшими шансами на победу на выборах президента Украины, намеченных на конец марта 2019 года. По результатам опроса, проведенного в конце ноября международным International Republican Institute (IRI), за нее готовы проголосовать 17% избирателей, за ее ближайших соперников, нынешнего президента Петра Порошенко и экс-министра обороны Анатолия Гриценко – около 10%. Другие опросы дают Тимошенко более солидное преимущество – по их данным, она набрала бы 20 и более процентов голосов и имеет предпочтительные шансы на победу во втором туре над большинством конкурентов. Кстати, украинцы вполне толерантно относятся к возможности избрания – впервые в истории страны – женщины на пост главы государства: по данным киевского Международного института социологии, за кандидата-женщину в принципе готовы голосовать 72% избирателей.
У Юлии Тимошенко долгая и бурная политическая биография. Она дважды (2005, 2007-10) возглавляла украинское правительство, дважды баллотировалась на пост президента, но оба раза проиграла: в 2010 году – Виктору Януковичу, в 2014-м – Петру Порошенко. При Януковиче его непримиримая соперница была осуждена и провела три года в тюрьме по обвинению в превышении полномочий в бытность премьер-министром – при подписании газовых соглашений с Россией в конце 2009 года. Из заключения ее освободили лишь события 2014 года, в результате которых Янукович бежал из страны. Тем не менее, оппоненты не раз обвиняли Тимошенко в заигрывании с Москвой – эта тема звучит и в нынешней предвыборной кампании. Масла в огонь подливает и тот факт, что в то время как российские официальные СМИ крайне резко отзываются о Петре Порошенко, в адрес его главной соперницы из Москвы звучит гораздо меньше критики.
Возможно, поэтому внимание политических комментаторов привлекла – и вызвала неоднозначные реакции – статья работающего на Украине немецкого политолога Андреаса Умланда "Что могло бы означать президентство Тимошенко?". Она была переведена и опубликована рядом украинских СМИ. Основные ее положения таковы:
- Тимошенко "удалось создать прозападную партию", которая "популярна благодаря не только ее личности, но и своим социально-экономическим инициативам"
- хотя Тимошенко "принадлежит к старой когорте постсоветских назначенцев, она отличается от них" решительностью и крепкой закалкой, полученной в том числе благодаря годам заключения
- лидер "Батькивщины" "более серьезно подходит к проблеме снижения олигархического влияния в Украине, чем Порошенко"
- популизм Тимошенко и ее партии "не столь уж необычен и для многих западных оппозиционных сил", и в случае прихода к власти "Тимошенко и ее команда значительно скорректируют свои позиции".
Андреас Умланд пояснил свои выводы в интервью Радио Свобода.
– Украинский избиратель – достаточно непредсказуемый, а лидерство Юлии Тимошенко в опросах общественного мнения не выглядит таким уж подавляющим. Почему вы считаете ее победу наиболее вероятным исходом мартовских выборов?
У Тимошенко больше всего шансов стать следующим президентом. А "Батькивщина", возможно, выиграет парламентские выборы
– Я исхожу в основном из большого опроса Центра Разумкова, группы Рейтинг" и Института социологии, которые опросили более 10 тысяч человек в октябре-ноябре. Дело не только в том, что и Юлия Тимошенко, и ее партия "Батькивщина" лидируют в рейтингах, но и то, что Тимошенко, по данным этого опроса, побеждает любого соперника во втором туре. А вот Петр Порошенко очень плохо выглядит в этом опросе. Это сейчас может, конечно, измениться в связи с Томосом (предстоящим созданием и автокефалией новой Украинской православной церкви – РС) и с военным положением. Но пока у Тимошенко больше всего шансов стать следующим президентом. Более того, "Батькивщина", возможно, выиграет парламентские выборы.
– Вы в целом позитивно отзываетесь о качествах Тимошенко как политика, который создал, как вы отмечаете в своей статье, партию не исключительно персоналистскую, а основанную на определенной программе. В то же время в адрес Юлии Владимировны на протяжении всей ее карьеры звучат довольно обоснованные обвинения в крайнем популизме. Вам это не кажется опасностью?
– Программа "Батькивщины" сама по себе довольно размытая. В принципе в Украине только крайние партии, вроде "Свободы" или коммунистов, имеют четкие программы. Но "Батькивщина" просто относительно старая партия, она имеет развитую региональную структуру по всей стране. Она, кажется, с 2002 года находится в парламенте, каким-то образом развивается — это новшество. Большинство украинских партий центристских, национал-демократических, возникали, а потом исчезали, это такие почти однодневки, вроде "Нашей Украины" (партия третьего президента Украины Виктора Ющенко – РС). А партия Тимошенко существует и находится на переднем плане украинской политики. Я не то чтобы хорошо отзываюсь об этой партии, как мне приписывают, а просто констатирую, что такая долговечность – это само по себе хорошо для развития демократии.
– В адрес Юлии Тимошенко, когда она была премьер-министром и после этого, выдвигались обвинения в том, что она вела какую-то нечистую игру с Москвой, что условия газового контракта, заключенного ее правительством с Россией в 2009 году, были невыгодны для Украины. По вашему мнению, в случае избрания президентом Тимошенко может под предлогом урегулирования конфликта с Россией начать постепенный дрейф Украины в сторону, выгодную Кремлю?
– Я бы это почти полностью исключил, потому что знаю немного окружение Юлии Тимошенко, таких людей, как Борис Тарасюк или Григорий Немыря, я не могу себе представить, что они пошли бы в этом направлении. Насчет контракта 2009 года – я не юрист и не экономист, чтобы это полностью оценить, но помню, что это был очень напряженный период, и давление на заключение этого контракта исходило в то время не только со стороны Кремля, но и со стороны Европейского союза, который хотел возобновления поставок сибирского газа в Европу, которые тогда были прерваны. Поэтому, мне кажется, этот контракт, за который Тимошенко все время критикуют, был вынужденной мерой. Я не уверен, что его действительно можно приписать ей как какое-то пророссийское действие.
– Введенное сейчас сроком на месяц военное положение может сыграть на руку президенту Порошенко в том, что касается исхода президентских выборов?
– Сейчас здесь высокий накал политических страстей, и в связи с этим может измениться популярность тех или иных политиков. В частности, я не исключаю, что рейтинг Порошенко подрастет в связи с новым обострением ситуации с Россией. Возможно, тогда у него есть шанс быть переизбранным весной 2019 года.
– А другой фактор — предстоящий объединительный собор новой Украинской православной церкви, тоже может сыграть большую политическую роль?
– Очевидно, это будет успех для Порошенко. Насколько это отразится на его рейтинге, пока что трудно сказать. Но, по крайней мере, уже можно предвидеть, что во втором туре между собой будут сражаться Тимошенко и Порошенко.
Во втором туре между собой будут сражаться Тимошенко и Порошенко
– Официальные российские СМИ после введения военного положения дружно стали утверждать, что выборы на Украине вообще отменят или перенесут. Насколько реальна такая перспектива?
– Не думаю, что это случится. Может быть, и есть в президентской администрации или в партии Порошенко люди, которые хотели бы так сделать, но внутриполитические риски такого переноса слишком велики, – говорит работающий на Украине немецкий политолог, аналитик Института евроатлантического сотрудничества Андреас Умланд.
Киевский политолог Евгений Магда, автор книги "Шестой" – о президентах Украины и перспективах нынешних выборов, придерживается более скептических взглядов на политику Юлии Тимошенко и ее шансы возглавить украинское государство:
– Когда вы писали свою книгу, посвященную украинским президентам, вы предполагали в глубине души, что может быть не "шестой", а "шестая", и что эта шестая будет давно и хорошо известная украинским избирателям Юлия Владимировна Тимошенко?
– Предполагал. Но я думаю, что в условиях войны в Украине будет все-таки шестой президент. Причем далеко не факт, что он будет именно в 2019 году.
– То есть вы относитесь к сторонникам той теории, что выборы будут все-таки перенесены?
– Нет, я просто думаю, что действующий президент еще не потерял шансы сохранить свое место, а он – не шестой, а пятый за годы независимости Украины. Как Кучма, который пробыл на посту два президентских срока, был вторым президентом.
– На чем вы основываете такие предположения? Поможет Томос и нынешняя ситуация с военным положением?
Действующий президент еще не потерял шансы сохранить свое место
– Не только. На самом деле в Украине много не определившихся со своим выбором. Ситуация достаточно динамично меняется. Тут нужно отметить, что с начала 2018 года, за 15 месяцев до президентских выборов, в Украине постоянно продвигают идею о том, что президентом станет именно Юлия Тимошенко. Но я пока не вижу для этого стопроцентных оснований.
– Вы говорите — продвигают. А кто? Неужели есть какой-то заговор в пользу Юлии Владимировны?
– Нет, я не думаю, что заговор. Скорее, в глазах многих, логика событий: она уже больше 20 лет в украинской политике. Это будет ее третья попытка стать президентом. Дважды она проигрывала – в 2010 году Виктору Януковичу, а в 2014-м – Петру Порошенко. Теперь третий шанс и, видимо, последний. Многие считали еще в 2014 году, что она закончила активную политическую карьеру. Оказалось, что это не так, она сейчас является лидером рейтингов. Но быть лидером рейтингов и выиграть выборы —разные вещи.
– В чем секрет, по вашему мнению, такого ее долгожительства в стране со столь бурной политической жизнью, как Украина? Все-таки это явление довольно уникальное.
– Юлия Владимировна – большой специалист по словесной эквилибристике. У нее есть достаточно простой рецепт: когда она была у власти, а она дважды была премьером, то в информационном пространстве страны создавалось впечатление, что всё абсолютно хорошо – молочные реки, кисельные берега и булки на деревьях. Когда Тимошенко не у власти, то в стране, по ее мнению, всё кардинально плохо, мы стоим у края пропасти. Тимошенко остается действительно самым опытным претендентом на президентскую должность, но для того, чтобы добиться цели, ей придется все-таки постараться.
– Какую позицию она может занять, к примеру, в конфликте с Россией? В ходе ее карьеры было много разных слухов об истинном характере ее отношений с Москвой, с российским руководством. В этом плане у Тимошенко есть какое-то пространство для маневра, или сейчас ситуация такая, что никто не может разыгрывать сколько-нибудь пророссийскую карту в украинской политике?
– Делать это могут только представители пророссийской оппозиции, которые всегда исторически были связаны с Москвой. Тимошенко не может себе позволить, чтобы о ней вновь начали говорить как о "газовой принцессе". Она только что допустила важную политическую ошибку, не приняв участие в голосовании по прекращению договора о дружбе с Россией, который был подписан в 1997 году. Конечно, есть благовидный предлог, что она находится с визитом в Соединенных Штатах, но это, на мой взгляд, была красивая уловка для того, чтобы не голосовать за прекращение договора о дружбе с Россией.
– А для чего ей это нужно?
– Она достаточно гибкий политик. Многие помнят газовый договор 2009 года, который оказался крайне невыгодным для Украины, но в котором была 20-процентная скидка по цене на газ. Казалось, что это приведет Тимошенко к президентской власти. Но когда этого не случилось, возникли многомиллиардные потери для украинской экономики, поскольку Виктор Янукович на посту президента либо не смог, либо не захотел пересматривать этот договор.
Добрососедство с Россией – это вопрос, возможно, каких-то следующих поколений, но не близкого будущего
– Если представить, что Юлия Тимошенко с третьей попытки все-таки займет президентский пост, каким, на ваш взгляд, может быть ее президентство?
– Думаю, мы снова услышим, как в Украине все прекрасно под ее началом. Но ожидать безоговорочного поворота к России я бы все-таки не стал. Украина потеряла за время боевых действий на востоке не менее 10 тысяч своих граждан — это существенный фактор для всего общества. Плюс еще около 300 тысяч человек воевали на востоке, и они прекрасно понимают, против кого они воевали. Реверансы в сторону Кремля украинское общество не воспримет. Я могу твердо сказать, что добрососедство с Россией — это вопрос, возможно, каких-то следующих поколений, но не близкого будущего.
– Если взглянуть шире на украинскую политическую сцену, легко заметить, что фамилии тех, кто там на переднем плане, который год повторяются. Произойдет наконец пересдача карт, активный приток новых лиц в первый эшелон украинской политики? Если да, то что для этого потребуется?
– Практически все основные кандидаты в президенты начинали свою политическую карьеру еще при Леониде Кучме, президентство которого закончилось в 2004 году. То есть уже 15 лет мы не видим притока свежей крови на политический Олимп. Для этого, должно качественно измениться общество Украины, оно должно стать менее патерналистским, более инициативным, должна вырасти роль среднего класса. Думаю, что серьезные изменения в обществе и в украинской армии, кстати, как в отражении общества, произойдут лет через 7-10. Тогда, с одной стороны, к власти начнут приходить активные люди, родившиеся уже в независимой Украине, а с другой – на должности полковников и генералов придут люди, которые в 2014-15 годах были лейтенантами и капитанами и получили боевой опыт при защите суверенитета страны, – считает украинский политолог, исполнительный директор Института мировой политики Евгений Магда.