Могут ли встречи американских сенаторов в Москве оказаться своего рода прологом американо-российской встречи в верхах, намеченной на 16 июля? Заявления главы делегации сенатора Ричарда Шелби о возможности улучшения американо-российских отношений прозвучали несколько неожиданно для тех, кто ожидал услышать из его уст реалистичную оценку американо-российских отношений.
По словам члена Госдумы Вячеслава Никонова, это была одна из самых легких встреч в его обширной практике встреч с американскими законодателями. Вопрос о вмешательстве России в американские выборы был разрешен, по его словам, быстро, поскольку о нем говорили в общих словах. Сенатор Джон Нили Кеннеди дал несколько другую трактовку этой беседы: "Я попросил наших друзей не вмешиваться в наши выборы в этом году, я попросил их уйти с Украины и позволить ей выбрать свой путь. Я попросил о том же в отношении Крыма. Я попросил их помощи в установлении мира в Сирии. Я попросил их не дать Ирану получить плацдарм в Сирии". Сенатор Кеннеди назвал разговор "чертовски откровенным".
Но наибольшее внимание американской прессы привлекли заявления главы делегации сенатора-республиканца Ричарда Шелби, тон которых был откровенно примирительным. "Я не приехал сюда сегодня, чтобы обвинять Россию в том или ином или в третьем. Я говорю, что мы все должны стремиться к лучшим отношениям", – сказал сенатор Шелби, обращаясь к спикеру Думы Вячеславу Володину.
Как пишет газета "Вашингтон пост", встречи законодателей-республиканцев помогут задать тон американо-российскому саммиту. Но каким будет этот тон: в духе сенатора Шелби или в духе сенатора Кеннеди?
Как считает Ричард Эбелинг, профессор колледжа "Цитадель" в Южной Каролине, заявления Шелби, скорее всего, отражают настроения президента Трампа:
Не исключено, что президент Трамп предложит шаги, которые могут привести к ослаблению режима санкций
– Я думаю, что эта делегация – своего рода передовая группа по подготовке саммита, которая приезжает в Москву с идеями президента Трампа и хочет услышать реакцию на них. Можно предположить, что Дональд Трамп попытается найти общий язык с Владимиром Путиным. И они оба в результате саммита объявят, что нашли пути преодолеть трудности, связанные с Украиной, Крымом, Ираном, Сирией, а если Трамп опять объявит, что Путин заверил меня, что Россия не вмешивалась в американские выборы, и я склонен ему верить, то не исключено, что президент Трамп предложит шаги, которые могут привести к ослаблению режима санкций. Но, конечно, все будет зависеть от того, как в действительности пройдут переговоры Путина и Трампа.
– Как с таким примиренческим, по-вашему, настроением президента увязывается резкое расширение санкций администрацией Трампа или, скажем, поставками Украине боевого вооружения, от чего воздерживалась администрация Барака Обамы?
– Судя со стороны, прежде всего, исходя из заявлений президента Трампа, он считает себя мастером большой сделки, знающим, как вести переговоры, прибегая к кнуту и прянику. Ты можешь надавить, ты можешь уступить ради того, чтобы достичь желаемого результата. И он полагает, что он может успешно использовать эту тактику в общении с Путиным. Но, если мы посмотрим на принципы внешней политики, которым Владимир Путин следует уже многие годы, то я не вижу никакой вероятности изменения поведения Кремля, которое, как считает Путин, приносит выгоды России и ему лично. Поэтому, если Дональд Трамп рассчитывает на некий хеппи-энд в этом предприятии с американо-российским саммитом, то эти надежды иллюзорны. Достаточно посмотреть на результаты его встречи с Ким Чен Ыном. Только что появилась информация о том, что Северная Корея расширяет завод по производству ракет. Я опасаюсь, что президент Трамп так же ошибается в своей оценке намерений Путина, как он, по-видимому, ошибся в оценке намерений Кима, – говорит Ричард Эбелинг.
Визит сенаторов в Россию не нужно рассматривать как сигнал о намерениях администрации Трампа, сенаторы гораздо чаще действуют независимо от администрации, чем в связке с ней, считает Эрик Ширяев, политолог из Университета имени Джорджа Мэйсона в Вирджинии.
– Я думаю, что все эти комментарии лишь на руку Трампу: дескать, вдруг он их послал с сигнальной миссией, вдруг появится возможность каких-то серьезных переговоров. Я не думаю, что в Хельсинки будут успешные переговоры. Два президента встретятся, поговорят. Это будет на руку обоим президентам, но ничего реального там не произойдет.
– В таком случае, как вы объясняете этот сенсационный ответ президента Трампа на вопрос о возможном признании США другого статуса Крыма. Он ответил: "Посмотрим".
Саммит будет хорошей возможностью для выгодных фотографий и заголовков, но в действительности отношения налаживаться долго еще не будут
– Трамп остается Трампом. Многие его заявления эмоциональны. Многие его заявления рассчитаны на то, чтобы вызвать нашу реакцию. На самом деле ясно, что он должен держать жесткий курс, особенно перед промежуточными выборами в Конгресс, которые пройдут осенью, когда большинство американцев негативно относятся к России. Такая позиция поможет ему набрать очки в своих избирательных округах. Иными словами, этот саммит будет хорошей возможностью для выгодных фотографий и заголовков, дескать, мы налаживаем отношения с Россией, но в действительности отношения налаживаться долго еще не будут, – говорит Эрик Ширяев.