«Нас не 322, нас — миллионы». Реакция Украины на российские санкции

Монумент Независимости в Киеве

Россия 1 ноября ввела санкции против Украины, предусматривающий замораживание активов и запрет на перевод средств. В санкционном списке – 68 компаний и 322 человека, среди которых – Алексей Порошенко, старший сын президента Украины, председатель СБУ Василий Грицак, главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос, глава Генштаба Виктор Муженко, спикер Верховной рады Андрей Парубий, миллиардеры Константин Григоришин, Виктор Пинчук, официальные лица – судьи Конституционного суда Украины, депутаты Верховной рады, чиновники администрации президента, руководители органов исполнительной власти, руководители крупных украинских компаний.

В Киеве заявляют, что никаких серьезных последствий для Украины российские санкции иметь не будут. Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил: "Ошибся Путин. Нас не 322, нас – ​миллионы украинцев, которых точно не перешибешь ни санкциями, ни уголовными делами".

Сотрудничающий с Радио Свобода журналист Виталий Портников, оказавшийся в российском санкционном списке, заявил в интервью:​

"Санкции в отношении меня лично имеют чисто пропагандистский характер, потому что у меня нет ни счетов, ни имущества, ни акций в России, ничего, на что можно было бы наложить арест. На территорию России я не въезжаю с 2014 года, потому что считаю аморальным посещать страну, которая оккупирует территорию моего государства. Поэтому мне очень трудно понять, какой эффект могут иметь санкции, кроме пропагандистского, а еще запугивания. Санкции могут быть сигналом: "Если вы не уйметесь и не перестанете говорить правду, то следующим решением может быть физическое устранение". Мы знаем об этих опасностях, они были явственно продемонстрированы в истории с Аркадием Бабченко – после этого целой группе украинских журналистов была предоставлена государственная охрана. Так что и в этом действии российского руководства нет ничего нового. Российское государство с помощью так называемых средств массовой информации, которые по сути являются средствами массовой дезинформации, занимаются распространением неправды, занимается искажением смыслов, искажением контекстов. Я просто разоблачаю эту ложь и говорю правду, объясняю, как воспринимать ситуацию, в которой оказываются люди, на которых обрушиваются потоки пропаганды".

Александр Турчинов в фейсбуке написал:

"Напугали ежей голым задом! По моему мнению, это единственный комментарий, который можно дать о российских санкциях против Украины".

Экономист Олег Гавриш так оценивает последствия санкций для Украины:

– Они ударят по взаимной торговле, но не настолько сильно, как могло бы быть. Прежде всего, они политические, направлены против тех украинских предпринимателей, которых Россия считает лояльными к украинской власти или которые, по мнению Кремля, занимают антироссийскую позицию. В частности, санкции введены против руководителей трех агрохолдингов: "Мироновский хлебопродукт" Юрия Костюка, который работал в администрации украинского президента, "Кернел" Андрея Веревского и "Нибулон" Алексея Вадатурского – они не могут поставлять свою продукцию на российский рынок. Санкции снизят объем существующего экспорта на 15–20% от общего объема.

Экономист Борис Кушнирук убежден, что санкции не нанесут серьезного ущерба украинской экономике:

– В сравнении с тем, что они сделали до этого, нынешний шаг Москвы – мелочовка. Ощутимым окажется удар по экономике, если Россия, скажем, откажется от транзита своего газа через Украину в 2020 году. Тем не менее, наш политикум и бизнес все сильнее будут отрываться от России, и эту тенденцию уже не изменить. И российские власти такими действиями, как санкции, лишь еще больше этому способствуют и сами рвут последние существующие торговые связи между двумя странами.

Глава Центра политических исследований "Пента" Владимир Фесенко говорит, что для многих украинских политиков попадание в санкционный список выглядит как знак отличия, как награда:

– В список вошли высокопоставленные чиновники и деятели, которые не имеют и никогда не имели бизнеса в России, например, министр обороны Степан Полторак, министр внутренних дел Арсен Аваков, один из лидеров крымско-крымского народа Мустафа Джемилев, бывший лидер запрещенного в России "Правого сектора" Дмитрий Ярош, посол Украины в США Валерий Чалый и лидер партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко. Для Тимошенко это бонус в преддверии президентских выборов, ответ на обвинения, что она пророссийский политик. Ее включение в этот список, по моему мнению, связано с выступлением Тимошенко на недавнем национальном форуме "Новая стратегия мира и безопасности" – она резко критиковала Россию за ее агрессивные действия против Украины, поэтому Кремль обозначил ее тоже как своего врага. Кстати, ни президента Порошенко, ни украинского премьера Гройсмана в российском списке нет, так как действующие ни глава государства, ни руководитель правительства в такие списки не могут быть включены, но там есть сын президента Алексей, и это "черная метка" для самого Петра Порошенко. Проблема может возникнуть у россиян, если Тимошенко станет президентом Украины. Тогда ее придется исключать из санкционного списка. Сейчас Кремль показывает лидеру "Батькивщины", что подобная критика с ее стороны в адрес РФ неприемлема.

– В российском списке много бизнесменов: и Виктор Пинчук – глава группы "Интерпайп", и Константин Жеваго, контролирующий металлургические предприятия, Константин Григоришин – президент группы "Энергетический стандарт". Но в нем нет, например, самого богатого украинского олигарха, собственника компании System Capital Management, SCM – Рината Ахметова. Почему?

– Главное в анализе этого списка даже не то, кто туда попал, а кого там нет. Ахметова, думаю, нет по двум причинам. Он – один из главных акционеров "Оппозиционного блока", который ведет переговоры об объединении с партией "За жизнь" Вадима Рабиновича. Включение Ахметова в санкционный список – а у него в РФ есть активы – поставит крест на любых попытках объединения. Кроме того, Ахметов остается весьма влиятельной фигурой в Донбассе, особенно в Донецкой области. Поэтому [для Москвы] лучше все-таки не делать его врагом, тем более что Ахметов избегает прямой критики в адрес России. В санкционном списке есть, например, бизнесмен Иван Фурсин – младший партнер украинского олигарха Дмитрия Фирташа. Самого Дмитрия Фирташа (который с 2014 года находится в Австрии под домашним арестом и экстрадиции которого добиваются США по делу о коррупции. Прим. РС) и Сергея Левочкина (один из лидеров "Оппозиционного блока", в период президентства Виктора Януковича возглавлял его администрацию. – Прим. РС) в списке нет, потому что они участники переговоров об объединении оппозиции, особенно Левочкин, – и "черную метку" послали через младших партнеров. Что касается Виктора Пинчука, то, полагаю, его включение в санкционный список связанно с тем, что он уже давно прозападный олигарх, сторонник европейской интеграции Украины, активный посредник в отношениях с западными элитами. Для Пинчука это очень болезненно, поскольку часть его "трубного" бизнеса традиционно была связана с РФ и его потери будут существенными. Но попадание Пинчука в этот список закономерно, поскольку, в отличие от Ахметова и Фирташа, Пинчук для России чужой, он – прозападный", – констатирует политолог Владимир Фесенко.

Между тем в Национальном банке заявили, что введение санкций России против граждан и компаний из Украины никак не повлияет на курс гривны, а глава МИД Украины Павел Климкин назвал российские санкции "началом многосерийного сериала с целью оказать влияние на Украину накануне и после президентских и парламентских выборов в стране".