Europa Liberă рассказывает, за что оштрафовали адвокатов, почему они интересуются уголовным делом против Владимира Путина и каких философов цитируют прокуроры.
Заседание 23 февраля стало первым за два месяца, когда прокуроры не попытались установить в зале суда проектор, чтобы показать те самые видеозаписи, на которых экс-лидер Демпартии Владимир Плахотнюк передает Игорю Додону пакет.
Заседание начали с того, что судейская коллегия под председательством Лилианы Катан рассмотрела заявление об отводе судьи Николая Тимофти. Адвокаты Додона настаивали, что Тимофти «уязвим» перед партией «Действие и солидарность» (PAS) так как он входил в коллегию, которая рассматривала дело экс-премьер-министра Владимира Филата. В феврале 2023 года Европейский суде по правам человека (ЕСПЧ) подтвердил, что Молдова нарушила права Филата. По мнению адвокатов, это решение может послужить поводом чтобы минюст потребовал привлечь Тимофти к дисциплинарной или уголовной ответственности.
Адвокат Николай Постурусу подчеркнул, что Молдова проходит через «период юридического нигилизма». Адвокат Петру Балан рассказал, что у него возникли «обоснованные опасения и из-за того», что министр юстиции Вероника Михайлов-Морару провела встречи с судьями Высшей судебной палаты и членами Высшего совета магистратуры. «Политики пытаются подчинить себе судебную власть», – сказал адвокат Ион Выздога. Игорь Додон считает, что «в интересах» самого Тимофти не рассматривать его дело.
Прокуроры Петру Ярмалюк и Виталий Кодряну назвали заявление попыткой затянуть рассмотрение дела и предложили отклонить его, как необоснованное. Ярмалюк подчеркнул, что из 12 предыдущих заседаний, на восьми адвокаты заявили отводы либо коллегии судей, либо лично Тимофти. Прокурор Кодряну предположил, что защита активно добивается отвода Тимофти, потому что он был единственным из трех судей, кто в ноябре 2022 года был против того, чтобы Додона перевели из-под домашнего ареста, под подписку о невыезде. Судей аргументы адвокатов не убедили, и они отклонили заявление об отводе.
Вернувшись в зал суда председатель судейской коллегии Тимофти предложил преступить к рассмотрению доказательств обвинения. (В коллегию также входят судьи Анатолий Цуркан и Геннадий Плэмэдялэ) Адвокаты же заявили, что им не ясна суть обвинения. Хотя прокурор Ярмалюк передал им письменный ответ 16 января, у них остались вопросы.
Адвокат Петру Балан около 40 минут зачитывал список вопросов. В том числе ему было неясно, почему в обвинительном заключении написано, что Додон получил деньги от Плахотнюка 4 июня 2019 года, а претендовал на их получение – 7 июня. Сумма предполагаемой взятки также не ясна, если в долларах прокурор писал сумму от 600 тыс. до 1 млн, то в леях от 1,8 млн (100 тыс. долларов) до 10 млн. «Прокурор пишет, что это выяснится во время судебного следствия. Ого?!», – возмутился Балан.
«Если хочешь помочь человеку, скажи ему правду»
Адвокат рассказал, что просил прокурора уточнить, с какими лицами, принимающими решения в России, Додон обсуждал закрытие уголовных дел против Плахотнюка и как именно он мог это сделать. По словам Балана, Ярмалюк рассказал, что речь идет о президенте России Владимире Путине и его спецпредставителе Дмитрии Козаке, а также отметил, что президент Молдовы подписывал договоры с Россией.
Адвокату не ясно, как именно Додон мог повлиять на закрытие дел против Плахотнюка в России: «Что он [Додон] должен был сделать, заключить договор с Путиным, чтобы дело Плахотнюка закрыли?». Балан пояснил, что на данный момент не известно, есть ли в Молдове уголовные дела против Путина и Козака, раз уж у них была договоренность с Додоном. Адвокат Выздога подчеркнул, что сначала считал дело «хаотичным», но после ответов прокурора считает его «фантастическим».
Прокурор Ярмалюк процитировал адвокатам философа Сенеку: «Если хочешь помочь человеку, скажи ему правду» (В оригинале: «Ecли хочешь одурачить мир, скажи ему правду» - Europa Liberă). Он сообщил, что не обязан давать повторные разъяснения. Судьи решили прикрепить заявление адвокатов к делу, и высказаться по нему, когда будут выносить приговор.
«Хотите штрафуйте, делайте, что хотите»
После этого атмосфера в зале суда значительно накалилась. Прокурор Ярмалюк сообщил, что действительно по ошибке указал в обвинительном постановлении сумму предполагаемой взятки 1,8 млн леев вместо 18 млн леев. Он предложил прикрепить к материалам дела специальный протокол, чтобы исправить ошибку.
Адвокаты посчитали, что прокурор нарушает процессуальные нормы и должен был представить постановление, а не протокол. Судьи с ними не согласились и приняли протокол. Тогда адвокаты попросили пять дней на то, чтобы подготовить новую линию защиты, так как сумма предполагаемой взятки увеличилась в 10 раз.
Прокуроры выступили против, отметив, что речь идет о тех же 600 тыс. – 1 млн долларов, которые пришлось конвертировать в леи. Прокурор Кодряну значительно повысил голос. Он подчеркивал, что адвокаты намерено затягивают рассмотрение дела. Адвокат Постурусу обратил внимание судей на то, что прокурор стал агрессивным, а адвокат Балан сообщил, что «нервный выход прокурора немного его напугал». «Я всегда так говорю», – ответил им Кодряну.
Судьи решили не предоставлять адвокатам дополнительное время и продолжить слушание. Тогда они заявили отвод всей судейской коллегии, и попросили время на то, чтобы сформулировать заявление. Прокурор Ярмалюк предложил, чтобы адвокаты высказались устно. Судья Тимофти призвал всех «соблюдать порядок и дисциплину». Он отказал адвокатам в предоставлении времени. В знак протеста адвокаты объявили, что покидают зал суда. «Хотите штрафуйте, делайте, что хотите», – подчеркнул адвокат Выздога.
Судьи объявили перерыв в заседании. Во время перерыва прокурор Кодряну тем же повышенным тоном выразил свое возмущение журналистам, которые, по его мнению, не выключили вовремя камеры и засняли часть заседания. Вернувшись, судьи сообщили, что штрафуют каждого из трех адвокатов на 2,5 тыс. леев за то, что они покинули заседание без разрешения. «Сообщим об этом в Союз адвокатов и министру юстиции», - сказал судья Тимофти. «И [президенту] Майе Санду сообщите», – ответил один из адвокатов.
После еще одного перерыва Тимофти сообщил, что сформировал коллегию, которая рассмотрит заявление об отводе 27 февраля.