Конституционный суд отклонил обращение Партии социалистов относительно конституционности выдвижения кандидатом на пост премьер-министра Игоря Гросу, таким образом лидер парламентской фракции Партии «Действие и солидарность» (PAS) вправе формировать кабмин и представлять программу правления. В свою очередь, лидер ПСРМ Игорь Додон выразил недовольство решением КС, заявив, что «Республика Молдова трансформируется из парламентской республики в президентскую». Какое влияние окажет вердикт КС на политический кризис? Своим мнением делится бывший председатель Конституционного суда Александру Тэнасе.
Свободная Европа: Г-н Тэнасе, КС решил, что выдвижение Игоря Гросу кандидатом на пост премьера соответствует нормам Конституции. Что дальше?
Александру Тэнасе: Не думаю, что это решение стало неожиданностью. Как я уже говорил ранее, у КС, фактически, было два варианта, однако, решение уже вынесено, и значит, что его следует выполнять. То есть, парламент Республики Молдова обязан действовать в соответствии с указом президента Майи Санду, затем обсудить программу правления, которую представит кандидат в премьер-министры г-н Игорь Гросу. А там остаются два варианта — либо проголосовать «за», то есть, утвердить новое правительство, или же отклонить кандидатуру премьера, — но тут существует риск роспуска парламента. Я полагаю, что сразу же после возможного отклонения правительства президент Майя Санду незамедлительно обратится в Конституционный суд, чтобы установить наличие обстоятельств, оправдывающих роспуск парламента, — а также назначить дату досрочных выборов.
Свободная Европа: До сих пор считалось, что дата 23 марта — последний возможный день для того, чтобы кандидат в премьеры представил свою программу и правительственную команду. Но судя по заявлениям г-на Гросу, он намеревается прийти в парламент в ближайшие дни... Значит ли это, что 23 марта — не финал?
Александру Тэнасе: Смотрите, 23 марта — это установленная дата, после которой президент обязан распустить парламент. В том случае, если законодательный орган не сможет утвердить правительство. Но это не день самого роспуска, — голосование может состояться 24, 25, 26 марта, это не такая уж проблема. Куда важнее, как именно проголосует парламент.
Сразу же после отклонения правительства президент Майя Санду незамедлительно обратится в Конституционный суд, чтобы установить наличие обстоятельств, оправдывающих роспуск парламента
А парламент теперь должен продемонстрировать, в состоянии ли он сформировать правительство, проголосовать за кандидатуру г-на Гросу? Если же парламент отклонит кандидата, получится, что парламент не в состоянии утвердить кабмин, что означает, что президент Майя Санду получит аргумент для обращения в Конституционный суд для определения обстоятельств роспуска парламента.
И вот что еще хочу отметить: в принципе, даже если попытка окажется неудачной, это не означает, что президент «обязан» — глава государства «вправе», президент может попробовать и еще раз. И я считаю, что подобный вариант позволил бы КС не утверждать обстоятельства для роспуска... Однако, скорее всего, логика действий будет совершенно другой.
Свободная Европа: Какой же?
Александру Тэнасе: Г-н Гросу в ближайшие дни придет в парламент, и у депутатского корпуса будет два варианта: либо утвердить правительство, либо согласиться с тем, что парламент распускается и организуются досрочные выборы. Я не вижу других вариантов по той простой причине, что президент Майя Санду четко заявила, что она выступает за внеочередные выборы, и потому единственный шанс для нынешнего парламента избежать роспуска — это голосование за правительство Гросу.
Свободная Европа: И тогда досрочных выборов не будет?
Александру Тэнасе: Если кандидатуру Игоря Гросу отклонят, будут досрочные выборы.
Свободная Европа: А если не отклонят, то досрочные парламентские выборы переносятся на неопределенный срок?
Александру Тэнасе: Ну, если правительство Гросу будет утверждено, то мы войдем в абсолютно нормальный режим, и вопрос с досрочными выборами потеряет актуальность. Он может вновь возникнуть лишь после возможной отставки кабмина, но там опять начинается отсчет, нужен трехмесячный срок... Это все слишком отдаленные перспективы, и я не думаю, что сегодня мы можем давать какие-либо точные прогнозы.
Еще раз: у парламента два варианта — голосование «за» будет означать желание сохранить нынешний парламент, однако, придется согласиться с тем, что президенту все же удалось сформировать правительство, которое глава государства считает более подходящим. Ну, или идти на выборы!..
Возможно, утверждение правительства Гросу превратиться в отмену досрочных выборов, но, так или иначе, у кабинета будут все необходимые полномочия, будет своя программа правления, — так же, как и вызовы, которые неизбежны при этом сценарии.
Свободная Европа: Звучали и такие мнения, — мол, очень скоро может появиться достаточное число голосов для вынесения вотума недоверия правительству Гросу...
Александру Тэнасе: После голосования парламента новое правительство начинает внедрять свою программу. Да, вероятность отставки кабмина есть, но вот только с политической точки зрения, если честно, мне очень сложно представить, кто в парламенте пойдет на такой риск — в разгар пандемии, и после того, как все парламентские партии твердили, что нам нужно правительство для решения кризиса в сфере здравоохранения, для внесения поправок в бюджет, для заключения ряда международных соглашений, касающихся той катастрофической ситуации, в которой мы оказались. Я просто не вижу серьезных политических игроков, включая и социалистов, — а те, кстати, выглядят очень расстроенными из-за того, что их обыграли с этим выдвижением кандидата...
Свободная Европа: Но именно лидеры ПСРМ говорят, что они не намерены голосовать за выражение вотума доверия правительству Гросу.
Александру Тэнасе: Даже если они и не проголосуют за правительство Гросу, в парламенте есть и другие партии, которые могут обеспечить необходимое число голосов правительству Гросу. Кто именно проголосует не так уж важно.
Свободная Европа: Если бы социалисты вместе с депутатами группы Pro Moldova и фракцией партии «Шор» проголосовали за свое правительство, партнеры по развитию восприняли бы это без особого восторга. И разве сейчас поддержка со стороны депутатов партии «Шор» нового кабмина — это не аналогичная ситуация?
Александру Тэнасе: Абсолютно нет! Неважно, кто будет голосовать за это правительство, кто захочет — тот и отдаст свой голос. Проблема — не в утверждении кабинета министров, проблема — в том, будет ли у правительства парламентская поддержка, но это уже вопросы внутренней политики. Не думаю, что наши партнеры по развитию будут пристально наблюдать за тем, кто голосовал «за», скорее, они проявят осторожность, посмотрят, каким будет правительство, какова у кабинета программа.
Очень важно, что кандидат был выдвинут президентом Майей Санду, у которой хорошие отношения с партнерами по развитию. И я считаю, что разговоров о том, кто голосовал за правительство, будет мало.
Свободная Европа: Но разве совсем неважно, кто поддержит правительство, какое парламентское большинство проголосует за кабинет Гросу?
Александру Тэнасе: Разумеется! Это важно в плане функциональности правительства, но нам еще нужно разобраться в механизмах, понять, как работает бюрократическая машина. Правительство, реализуя свою программу, приходит в парламент с законопроектами, ему необходима поддержка. И вот тут парламентским партиям придется пройти тест. Думаю, что в нынешней ситуации, сложившейся в Республике Молдова, надо оставить все внутренние споры и всевозможные братоубийственные соревнования, за которыми мы наблюдаем в течение нескольких месяцев. Что не может не разочаровывать.
В настоящее время национальные интересы сконцентрированы на двух важных направлениях — кризис в связи с пандемией и кризис в экономике
В конце концов, в политической игре всегда есть победитель, — и нынче победила Майя Санду, нужно просто это признать и принимать решения, исходя из национальных интересов. В настоящее время национальные интересы сконцентрированы на двух важных направлениях — кризис в связи с пандемией и кризис в экономике. И любая партия, которая попытается помешать нормальной работе правительства (если, конечно, кабмин будет утвержден) очень серьезно проиграет в глазах электората. И на ней будет лежать вся полнота ответственности за новый потенциальный кризис.
Думаю, парламентарии все это очень хорошо понимают, и потому я не верю и не понимаю, как можно отправить в отставку новое правительство. Впрочем, многое зависит и от способностей президента Санду и выдвинутого кандидата в премьер-министры вести переговоры на уровне парламента, для того, чтобы получить поддержку. Но это вопрос решаемый, и не стоит давать прогнозы, исходя из разочарований Игоря Додона, который не смог продвинуть своего премьер-министра!..
В конце концов, президент Санду приняла на себя в некотором роде политическую ответственность за это правительство, ну, а Игорь Додон, как и его партия, политически достаточно опытны, и они не могут не понимать рисков — как для страны, так и для собственного имиджа, — в том случае, если ПСРМ попытается заблокировать работу правительства, в частности, те направления, которые относятся к пандемии и экономическому кризису. Все идеологические вопросы, уверен, сейчас нужно отложить, найти для них более подходящее время... Не думаю, что проекты с идеологической нагрузкой, как, например, изменение закона о языках, настолько актуальны! И вообще, вопросы геополитической ориентации должны отойти на второй план.
Свободная Европа: Г-н Тэнасе, вы по-прежнему считаете, что Майя Санду просто не могла выдвигать кандидатуру г-на Головатюка — из-за того, что он не владеет румынским?
У президента появится возможность обратиться в Конституционный суд с просьбой об установлении обстоятельств для роспуска парламента
Александру Тэнасе: Да я убежден, что Майя Санду никогда бы не выдвинула этого кандидата, абсолютно уверен! Юридическим аргументом мог стать тот факт, что Головатюк не знает румынского языка, но это менее принципиально, есть и политические аргументы. Как президент Санду могла бы выдвинуть подобного персонажа, учитывая его политическую повестку, идеологическую и партийную принадлежность?! Даже если и говорят, что он — профессионал в финансово-банковской сфере, но это менее важно, в конце концов, здесь речь идет не о главе Национального банка и не о министре финансов, — назначают премьера, ключевого человека во внутренней и внешней политике! Мне крайне сложно представить, чтобы такой кандидат мог быть выдвинут!.. Если уж не выдвинули Мариану Дурлештяну, которая в определенной степени была нейтральной фигурой...
Свободная Европа: Ее не то что не выдвинули, — она сама вышла из гонки.
Александру Тэнасе: Ну, хорошо, сама отказалась выдвигаться, но все же... Тут другая история, — а почему она отказалась становиться кандидатом?..
Свободная Европа: А если завтра возникнет новый план, и правительство Гросу не будет утверждено, то Майе Санду придется снова проводить консультации с фракциями — по досрочным выборам?
Александру Тэнасе: Я считаю, что в этом случае у президента появится возможность обратиться в Конституционный суд с просьбой об установлении обстоятельств для роспуска парламента.
Свободная Европа: Без консультаций с фракциями?
Александру Тэнасе: Думаю, она поступит именно так. А КС рассмотрит ситуацию и решит, существуют ли обстоятельства для роспуска. Скорее всего, если парламент отклонит кандидатуру премьера, президент тут же направит обращение в Конституционный суд — для роспуска парламента.
Свободная Европа: И какой ответ может дать КС?
Нет ни одного шанса на то, что президент Санду станет колебаться в отношении роспуска парламента!
Александру Тэнасе: Ну, мы сейчас пытаемся строить прогнозы о событиях, которые еще не случились!.. Говорить уверенно нелегко, у Конституционного суда могут быть самые разные аргументы, КС мог бы интерпретировать, в какой степени были использованы эти две попытки утверждения правительства... Но мы рискуем запутать всех еще больше, рассматривая сценарий за сценарием. А если вернутся к практике, к тому, как работают политические механизмы, я считаю, что нет ни одного шанса на то, что президент Санду станет колебаться в отношении роспуска парламента!
Если говорить прямо, то мяч сейчас на стороне парламента, и депутатам надо решать. С другой стороны, парламент в конечном итоге и будет нести ответственность за досрочные выборы, несмотря на то, что де-факто их продвигала Майя Санду.
У них есть шанс избежать выборов — они могут проголосовать за чуждое им правительство, за кабмин, с которым они не согласны, но таковы правила демократической игры, и мы должны признать, что президент Санду играла гораздо более умело, чем ожидали парламентарии.
Таковы правила демократии — в политике побеждает тот, кто оказался более умелым, — и в нынешней партии умнее оказалась г-жа президент, которая намного эффективнее разыграла карты и получила преимущество. Я даже думаю, что этот выигрыш не тактический, а стратегический. И депутаты все очень хорошо понимают.
Свободная Европа: Г-н Тэнасе, вы упомянули, что после решения КС одни оказались в печали, зато другие радовались...А Игорь Додон даже говорил, что Молдова трансформируется в президентскую республику! Что вы по этому поводу думаете?
Александру Тэнасе: Я хочу сказать, что г-н Додон обязан понимать последствия подобной риторики в отношении президентской республики. Ведь именно он постоянно говорил о необходимости президентской республикой!.. Но тут еще и другое вопрос — по сути, он дал понять, что можно не признавать решения Конституционного суда.
Я хочу подчеркнуть, что президент Санду не делала ничего, что бы не вписывалось в предыдущие месседжи г-на Додона. Не думаю, что мы движемся к президентской республике, тут многое зависит от того, что окажется в мотивировочной части решения Конституционного суда.
Если суд пересматривает свои собственные решения, тогда, действительно, мы могли бы оказаться свидетелями перехода к президентской республике. Но если КС, проанализировав факты, установил, что подписание указа полностью соответствовало закону, тогда правила игры останутся теми же, и мы по-прежнему будем в тех же конституционных рамках, без каких-либо отклонений от принципов парламентской республики.
В мотивировочной части решения необходимо увидеть аргументы суда, объяснение, почему указ о назначении г-на Гросу является конституционным. Здесь у КС два варианта: суд может пересмотреть свою собственную юриспруденцию, но я не думаю, что КС на это пойдет, база солидная, логически обоснованная, соответствующая всем мировым демократическим стандартам. Скорее всего, КС будет действовать иначе, не хочу строить предположения, но думаю, что судьи рассматривали факты, а не занимались пересмотром каких-либо конституционных принципов. Короче говоря, вопрос выглядит исчерпанным, и мы все там же, где и были, все так же придерживаемся принципов, которые последние 25 лет устанавливал Конституционный суд.