Вице-председатель Демпартии — о том, как демократы чувствуют себя в оппозиции и как оценивают нынешнюю работу парламента.
Свободная Европа: Вы решили вернуться в парламент, и это значит, что юридический тупик преодолен?
Владимир Чеботарь: Действительно, это так, мы всегда говорили, что подчиняемся решениям Конституционного суда, — нравятся нам они или нет, и несмотря на то, что у нас разные точки зрения относительно того, как принимались — или как сейчас принимаются — эти решения. Вот почему мы приняли взвешенное решение, и мы начинаем работать в роли сильной оппозиции. Как говорил в парламенте один наш коллега-демократ, мы хотим сделать и саму жизнь, и политическую жизнь чуть поинтереснее...
### Vezi și... ### Демократическая партия отказалась от власти. Реакция Игоря Додона и Майи СандуСвободная Европа. Вас не беспокоит тот факт, что Конституционный суд очень быстро «передумал» и поменял свою позицию?
Владимир Чеботарь: Я говорил каждый раз, когда меня спрашивали о решениях Конституционного суда, или любой другой юридической инстанции, — ни я, ни кто-либо иной не вправе подменять собой или комментировать решения КС. Мы должны соблюдать решения, принятые Конституционным судом!
У нас могут быть разные взгляды, но почему мы думаем, что вправе влиять на их решения, включая прямое вмешательство или политическое давление? А мы же видим, и вы в этом тоже убедились, с какой легкостью можно оказывать прессинг. Возможно, кстати, давление [на КС] было одним из факторов, но утверждать это я бы не стал.
Свободная Европа: Г-н Чеботарь, вы перешли в оппозицию, и вы, наверное, можете рассказать чуть больше о так называемом человеческом факторе. Трое судей КС были вашими коллегами по партии. Это им помогало отправлять правосудие, быть более беспристрастными, или, напротив, мешало?
Владимир Чеботарь: Я не могу говорить от их имени, и я не хочу этого делать, это некорректно и это бы означало, что я выстраиваю предположения или вообще занимаюсь спекуляциями.
Свободная Европа: Я понял.
Владимир Чеботарь: Мы пытаемся вести себя корректно, стараемся быть политиками, которые придерживаются определенных принципов равноудаленности и объективности.
Да, мы готовы сопротивляться, мы готовы отвечать, но только мы себя ведем иначе, соблюдая стандарты культуры и морали
Свободная Европа. Подождем, когда сможем поинтересоваться у самих судей — свободны они в своих действиях или нет. Судя по тому, что говорил лидер вашей фракции г-н Филип, началась своего рода «аттестация» госслужащих...
Владимир Чеботарь: Здесь мне хотелось бы уточнить. Начался не процесс аттестации, а началась зачистка, грубая зачистка с нарушением всех мыслимых юридических процедур. Налицо такой уровень диктатуры и авторитаризма, которого наши исполнительные органы не видели, не знаю... с начала 2000-х годов!
Свободная Европа: И вы тогда, вероятно, ждете, когда аттестации и проверки коснутся и вас — бывших политиков и нынешних депутатов?
Владимир Чеботарь: Каких-то опасений у нас нет — нам нечего и не за кого бояться.
Свободная Европа: Я вот еще что хотел у вас выяснить... Осталось ли у нас по-настоящему независимое правосудие, которому вы сами бы доверили решать свою судьбу? Есть такие судьи и прокуроры?
Владимир Чеботарь: Г-н Ботнару, мы много раз уже об этом говорили, и я, в том числе, говорил... Да, в нашей системе правосудия — масса проблем, и многое еще нужно улучшать. Ни вы, ни я не можем утверждать, что целиком доверяем юстиции.
### Vezi și... ### «Когда есть консолидированная позиция Востока и Запада, скрываться гораздо труднее» (ВИДЕО)Но вот в чем проблема: раньше я никогда не видел, чтобы на сферу юстиции обрушивался бы такой прессинг! И очень интересно наблюдать за поведением некоторых лиц, которые когда-то яростно критиковали нас за какой-то там прессинг, критиковали совершенно беспочвенно, и вот — не успели они усесться в кресла, как началось просто беспрецедентное давление и на учреждения, и на отдельных людей.
Свободная Европа: Доказательства приведете?
Владимир Чеботарь: Да вы просто посмотрите пару пресс-конференций г-жи Санду или несколько выступлений г-на Нэстасе на фейсбуке, и вам все сразу станет ясно. Послушайте, какие там звучат потоки угроз!
Можете поспрашивать наших коллег — парламентариев или тех, кто не входит в состав депутатского корпуса, поинтересуйтесь, о чем они говорят наедине со своими друзьями — и чему аплодируют на пленарных заседаниях, и вы поймете, о каком давлении и о каких угрозах физического насилия я говорю. Или возьмем абсолютно незаконные действия телохранителей Андрея Настасе в отношении некоторых людей из сферы юстиции — и вы поймете, до чего мы вообще докатились...
Я хочу сказать, что эти люди не то, что не знают законов! — они не в курсе процедур, они не знают даже... Они не уважают человеческое достоинство, не соблюдают моральных норм по отношению к другим, их высказывания переполнены ненавистью, они заняты подстрекательством и призывами к агрессии, они повторяют, что мы «должны готовиться»...
Да, мы готовы сопротивляться, мы готовы отвечать, но только мы себя ведем иначе, соблюдая стандарты культуры и морали, как это и должно быть в государстве, которое претендует на то, что оно все же государство!
Проект закона одобрен комиссией по вопросам права 11-го числа, а сама комиссия была создана лишь 12-го...
Свободная Европа: Движемся дальше... Вы говорите о давлении и прессинге на юстицию. Вопрос: как и с помощью каких механизмов вы собираетесь выяснить подробности финансовых отношений Додона и Кремля, а также установить факт «предательства родины», о котором вы ранее столько говорили?
Владимир Чеботарь: Мы будем использовать весь набор инструментов, который позволяет действующее законодательство. Но я бы призвал и вас — в качестве СМИ, и других людей — призвал бы оказать давление, например, на г-жу Санду или на г-на Нэстасе, с тем, чтобы представители правоохранительных органов пришли на пленарное заседание парламента и предложили бы лишить президента Додона иммунитета.
Свободная Европа: А без этого ну никак?
Владимир Чеботарь: Это серьезное препятствие для проведения следственных мероприятий. Однако, если мы увидим фактическую готовность представителей блока ACUM выступить с подобным запросом, увидим голосование — или хотя бы предложение сформировать следственную комиссию парламента, которая займется расследованием действий Додона, тогда, я думаю, некоторые вопросы все же удастся прояснить.
### Vezi și... ### Наталья Катринеску-Гаврилицэ: «„Наследить“ и „оставить след“ — не одно и то же»Свободная Европа: А вы согласны с тем, что к этому расследованию нужно привлечь и Влада Плахотнюка, который очень много знает и о съемках, и о разговорах? Готов ли он к подобному сотрудничеству?
Владимир Чеботарь: Насколько я знаю, г-н Плахотнюк — и не только г-н Плахотнюк — уже направил органам уголовного преследования свои пояснения.
Свободная Европа: Последний вопрос — о местных выборах. У вас есть план участия в кампании, вы к ней готовы?
Владимир Чеботарь: Мы готовы к местным выборам, и у нас есть определенные соображения на счет кампании... Но я вот что еще хочу отметить. У нас сейчас большие проблемы с тем, как в парламенте принимаются решения. Законы выносят на голосование вместе с заключениями комиссий, которых нет... Работа парламента вызывает массу вопросов! Посмотрите хотя бы на сайт законодательного органа, и все будет понятно. Скажем, проект закона одобрен комиссией по вопросам права 11-го числа, а сама комиссия была создана лишь 12-го... Очевидная безграмотность во всей красе!