Всемирные газовые игры. Часть 1

Темы нефти и газа тесно связаны друг с другом, поэтому без лишних эпиграфов перейду к сути очередного повествования. Как пишут «Финансы», впервые с 2015 года на мировом рынке сложилась ситуация, когда газ в Европе стоит дороже, чем сжиженный природный газ в Азии. Это означает, что ближневосточным и американским производителям выгоднее отправлять танкеры на европейский рынок, говорят аналитики S&P Global Platts.

По итогам 2018 года мировое производство СПГ выросло на 22 млн. тонн, а в 2019 году объемы удвоятся и на мировой рынок поставят 46 млн. тонн новой продукции. В результате на рынке возникает избыток, продавать который куда-либо, кроме Европы, невозможно. Между тем, 45% всех новых мощностей по сжижению СПГ в 2019 году будут запущены в США; максимальная мощность терминалов удвоится с 3,4 до 7,8 млрд. кубических футов в день (80,6 млрд. кубометров в год). Это означает дальнейшее падение газовых цен в Европе.

А значит, «Газпрому», одному из крупнейших игроков на рынке Старого континента, будет сложнее конкурировать с импортом из США. Считается, что российскому монополисту придется опустить цену до 140 долларов за тысячу кубометров, чтобы «изгнать» с европейского рынка американских конкурентов. Это означает финансовые проблемы для «Газпрома», утверждают аналитики. Как пишет газета «Коммерсант», в этом году должны запуститься новые крупные заводы в США и Австралии, что увеличит производство сжиженного природного газа на 46 млрд. кубометров.

Издание «Финансы» напоминает, что США продолжают увеличивать производство сжиженного природного газа, увеличивая и объем предложения на мировом рынке. По оценкам специалистов, в 2019 году будут запущены мощности по сжижению газа на 33 млн. тонн, тогда как спрос вырастет лишь на 17 млн. тонн. Запасы газа в европейских подземных хранилищах в размере 23 млрд. кубометров находятся на максимуме с 2014 года.

Хочу напомнить читателям о том, что в обозримом будущем серьезным игроком на газовом рынке может стать Израиль. Еще 31 января премьер-министр Биньямин Нетанияху и министр энергетики Юваль Штайниц приняли участие в церемонии прибытия базисной части газовой платформы из дока к гигантскому месторождению «Левиафан».

«Газопровод соединит нас с газовой отраслью в Европе, достигнет наших арабских соседей, но в первую очередь будет поставлять чистый газ гражданам Израиля. Две трети каждого шекеля, полученного за газ, добытый здесь, со дна моря, пойдут прямо в казну государства. Это сотни миллиардов шекелей, которые будут служить нам в сфере образования и социального обеспечения, пойдут на другие жизненно важные потребности государства и граждан Израиля», - сказал тогда премьер-министр Нетаньяху.

Планируется, что добыча газа начнется уже в 2019 году. Излишки топлива Израиль будет отдавать в Иорданию и Египет, а потом начнется экспорт в европейские страны, сообщает пресс-служба министерства иностранных дел еврейского государства. Надо еще помнить о том, что другие крупные месторождения имеются на шельфе Египта, Кипра, Сирии и Ливана, что в корне меняет геополитический и энергетический расклад в восточной части Средиземноморья. Но это уже другая история, а мы пока взглянем на северный газовый «фронт».

В Германии скоро начнут строить мощности для приема сжиженного газа. На данный момент в странах ЕС 24 приемных терминала, и пока они загружены лишь на треть. Есть мнение, что этим шагом Берлин демонстрирует уступку Вашингтону, который хочет одновременно «похоронить» газопровод «Северный поток-2» и закрепиться на немецком рынке за счет увеличения поставок сжиженного газа.

«…Вполне возможно, что нынешнее решение германских властей, стимулирующее сооружение СПГ-терминалов, является частью договоренности с Вашингтоном с целью снять его возражения против строительства газопровода «Северный поток-2» или хотя бы предотвратить американские санкции против участников этого проекта», - сообщает «Немецкая волна».

Издание отмечает, что в Берлине рассматривают СПГ именно как альтернативу российскому трубопроводному газу, идущему на отопление, в электроэнергетику и как сырье в промышленность. Поэтому в Германии не собираются использовать СПГ только в жидком виде как топливо для судов и грузового автотранспорта.

Продолжение следует