Дело Хашогги: уравнение со многими неизвестными. Часть 1

В октябре Ближний Восток трясет. Строго говоря, его трясет всегда, но в данном случае речь не о Сирии, Иране, Катаре или Йемене. На территории генерального консульства Саудовской Аравии в Стамбуле 2 октября был убит саудовский журналист, обозреватель влиятельной американской газеты The Washington Post Джамаль Хашогги. 13 октября ему исполнилось бы 60 лет.

Для начала договоримся по поводу произношения фамилии: по-арабски она читается «Хашокджи» или «Хашукджи», иногда встречается «Хашкаджи», но в европейских языках укоренился вариант «Хашогги», который мы и примем за основу. Замечу, что предки журналиста были из Турции, где они носили фамилию «Кашыкчи», которую турки используют и сегодня.

Очень интересна биография Джамаля Хашогги. Его дед был личным врачом основателя Саудовской Аравии, короля Абдель-Азиза. Дядей журналисту приходился знаменитый торговец оружием, один из богатейших людей мира в 80х годах, Аднан Хашогги. Наконец, тётя журналиста, Самира Хашогги, вышла замуж за египетского миллиардера Мухаммеда аль-Файеда. Их сын Додди аль-Файед погиб вместе с принцессой Дианой 31 августа 1997 года в страшном ДТП в парижском туннеле у моста Альма. Словом, семья знаменитостей, но с трагической судьбой.

Что же произошло с Джамалем Хашогги? Подданный Саудовской Аравии, он прибыл в Стамбул и 2 октября отправился в генеральное консульство королевства для оформления документов, чтобы жениться на гражданке Турции Хатидже Дженгиз. Она простояла весь день у ворот генконсульства, куда ее не пустили и откуда больше не вышел ее жених. Позже она рассказала турецким СМИ, что 28 сентября был его первый визит в дипмиссию, и перед этим Хашогги волновался, но всё завершилось благополучно, поэтому роковой второй поход 2 октября уже не вызывал у него волнения.

Дело в том, что Джамаль Хашогги жестко критиковал саудовские власти и особенно наследного принца Мухаммеда бин Салмана, за что ему даже запретили работать в родной стране. Интересно, что диссидентом журналист стал только после того, как в 2015 году королем Аравии стал Салман, а через два года его сын Мухаммед был назначен наследником престола. В 2017 году Хашогги начал работать обозревателем газеты The Washington Post, и критика стала еще жестче. Он обличал войну в Йемене и репрессии принца против оппонентов в стране.

Понятное дело, путь в Саудовскую Аравию ему был заказан, так что Хашогги понимал риск нахождения в здании генерального консульства в Стамбуле, исходя из принципа экстерриториальности. Поэтому он и волновался во время первого визита 28 сентября. 2 октября турецкая невеста прождала у ворот до 16-00, а табличка гласила, что работа консульства завершается в 15-30, но Хашогги всё не выходил. И она забила тревогу.

Возник колоссальный международный резонанс. Скандал немедленно втянул Турцию, коль скоро преступление произошло в Стамбуле; США, чей журналист оказался жертвой; европейцев, обеспокоенных проблемой свободы слова, и т.д. Номер The Washington Post за 4 октября вышел с пустой колонкой от имени пропавшего колумниста. Весь октябрь саудовскую верхушку лихорадит. Ведь налицо мотив: кронпринц Мухаммед бин Салман отомстил дерзкому журналисту. Но не слишком ли линейно в силу той же очевидности? Нет ли ощущения, что кому-то очень нужно было обставить дело так, будто принц и только принц был главным и единственным заинтересованным лицом?

Попробуем разобраться, но начнем с конца. 20 октября Саудовская Аравия официально признала факт смерти журналиста, хотя его тело до сих пор не найдено. А спустя пять дней генпрокуратура королевства сделала еще более шокирующее признание: убийство было преднамеренным. Действия Эр-Рияда за эти три недели были крайне неуклюжими. Сначала полное отрицание инцидента: мол, ничего не знаем, Хашогги спокойно вышел из здания. И были даже предъявлены видеокадры, где виден мужчина в одежде Хашогги, в очках и с бородкой, который выходит за территорию консульства и проходит под камерами видеонаблюдения. Когда Хатиджа Дженгиз настояла на том, что журналист не выходил из здания (она-то бы его сразу узнала), саудиты замолчали.

И это молчание стало подпитывать самые зловещие слухи и подозрения. В первые же дни после пропажи в турецкие СМИ просочилась информация о том, что перед заходом в здание Хашогги оставил невесте свой айфон, а сам включил смарт-часы Apple Watch в режим записи и синхронизации с телефоном. И это стало ключевой уликой, за которой в Стамбул срочно приехала сама Джина Хаспел – директор ЦРУ! Выяснилось, что часы журналиста передали на айфон и хранилище iCloud запись разговоров внутри генерального консульства. И это были не разговоры, а допрос Хашогги и его последующее убийство.

На фон этого саудовцы стали утверждать, что «что-то произошло», а затем – «Хашогги случайно был убит в драке на территории консульства». С какой стати в дипломатической миссии возникла драка и со сколькими людьми схватился журналист, не уточнялось. Потом появились ужасающие подробности. Согласно утечкам в турецкой прессе, на записи со смарт-часов слышно, как журналисту устроили допрос, затем начали пытать и убили, да еще обезглавили и расчленили тело. И при этом присутствовал генеральный консул Мухаммед Утайби. Его сняли с поста и отозвали обратно в Аравии, инициировав расследование.

Не менее кошмарную деталь приводит газета The New York Times со ссылкой на источники в окружении президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана: на журналиста напали через две минуты после того, как он вошел в здание посольства, еще через семь минут он был мертв, а через 22 минуты его тело расчленили. Затем злоумышленники начали заметать следы, пишет «Интерфакс».

Кстати, о злоумышленниках. The New York Times и Al Jazeera сообщили, что за несколько дней до исчезновения Хашогги из Эр-Рияда в Стамбул прибыли, по меньшей мере, 15 представителей королевских властей, включая Национальную гвардию и разведку, а также судмедэксперта (?). Важная деталь: четверо из них были ранее замечены в группе сопровождения принца Мухаммеда, передает «Интерфакс». Параллельно в прессу стали просачиваться инсайды из разведывательного сообщества США, согласно которым к исчезновению Джамаля Хашогги причастен именно кронпринц.

Продолжение следует