Бывший спецпредставитель ЕС в Республике Молдова – о последних событиях в молдавской политике.
Свободная Европа: Как вы расцениваете политический кризис в Кишиневе?
Кальман Мижей: Совершенно очевидно, что есть только одна законная власть – это правительство, утвержденное парламентом на прошлой неделе. Совершенно очевидно, что сроки для голосования за новый состав кабинета не истекли, так как, во-первых, в Конституции написано, что на это отводится три месяца после выборов, а не 90 дней. Конституционный суд, который является карманной структурой узурпаторов, произвольно интерпретировал то, что написано в Конституции. Кроме того, в Основном законе есть положение, что в случае невозможности формирования правительства президент Республики Молдова вправе распустить парламент – вправе, а не обязан!
Не менее очевидно, что решение о создании парламентского большинства и формировании правительства было правильным с точки зрения соответствия нормам Конституции, соответственно, Европейский союз, Совет Европы, ОБСЕ, правительство России, США и многие европейские государства – вместе и по отдельности – заявили, что у Республики Молдова есть законный кабинет, которым руководит премьер-министр Майя Санду.
Свободная Европа: Блок ACUM и ДПМ остаются на прежних позициях относительно последних политических решений, принятых парламентом и Конституционным судом. Какую помощь может оказать Запад для преодоления политического кризиса в Республике Молдова?
Кальман Мижей: Во-первых, как я уже сказал, Запад выразил свою поддержку новому, законно избранному правительству. ООН, ЕС, а также панъевропейские организации уже изложили свое видение – и это огромная поддержка. Кроме того, ЕС может оказать финансовую помощь гражданам Республики Молдова после того, как демократический порядок будет восстановлен, а также предоставить финансовую помощь для быстрейшего оздоровления экономики.
Я буду самым активным сторонником оказания такой поддержки – если демократический порядок будет восстановлен. Следует помнить, что олигархическая власть принесла гражданам массу страданий; чего стоит хотя бы «кража века», в результате которой в бюджете страны образовалась огромная дыра, а латать ее приходится гражданам. И поскольку партия власти Плахотнюка сбилась с европейского курса, финансовая помощь со стороны ЕС значительно сократилась. Но после восстановления демократического порядка, думаю, ЕС быстро возобновит выделение финансовой помощи.
### Vezi și... ### Надежда Хриптиевски: «Решение КС не лезет ни в какие ворота»Свободная Европа: Решение правительства Филипа о переводе посольства Республики Молдова в Израиле из одного города в другой было выгодно Демпартии?
Кальман Мижей: Международное сообщество, а том числе, американцы видят, что стоит за этими маневрами. Это решение продиктовано отчаянием, это последняя попытка понравиться американцам. Естественно, молдавское правительство хочет поддерживать максимально тесные связи с Соединенными Штатами, и я уверен, что новый кабинет министров примет в расчет позицию Вашингтона относительно посольства в Израиле. Учитывая, в том числе, и то, что в Израиле много молдаван, и некоторые из них занимают достаточно высокие официальные посты.
При правительстве Санду Молдова установит тесное сотрудничество с США – и не менее тесное с Израилем, в этом я абсолютно уверен, и я убежден, что кабмин покажет подход, базирующийся на принципах! Потому что нация, которая себя уважает, не так строит свои отношения с остальным миром – с помощью призывов к США в трудную минуту.
Свободная Европа: Много разговоров идет о том, что Республика Молдова находится на перепутье, и что именно сейчас решается, продолжит ли она курс на сближение с ЕС – или же повернет в сторону России. Вы тоже полагаете, что сейчас решается судьба страны?
Кальман Мижей: В этой связи должен отметить один показательный нюанс. Сторонники олигархического режима Плахотнюка заявили недавно, что речь идет о «пророссийском правительстве Игоря Додона». Во-первых, мне хотелось бы им напомнить, что именно г-н Плахотнюк поддержал Додона в борьбе за кресло главы государства.
Европейская интеграция – это путь, который выбрали граждане Молдовы, и это решение России придется уважать
Во-вторых, это не правительство Додона, это коалиционное правительство, которое сосредоточено на главном вызове – деолигархизации страны. Как я понял, министр Нику Попеску после дискуссий с Додоном заявил, что договоренность достигнута, что решено продолжать европейский курс Республики Молдова и выполнять Соглашение об ассоциации – более того, выполнить (!) Соглашение об ассоциации после устранения всех политических барьеров, которые этому мешают. Я уверен, что новое правительство улучшит и ускорит процесс евроинтеграции.
Дело в том, что у Европы есть определенные ценности, и олигархия в их число не входит. Олигархическое правительство никогда не сможет идти по европейскому пути, оно неминуемо окажется в руках русских. Такова логика власти – для тех, кто видит хоть на миллиметр дальше собственного носа!..
Свободная Европа: А тем временем Додон и Плахотнюк обвиняют друг друга в намерении провести федерализацию и «преподнести Молдову» России. Кто всерьез желает федерализации?
Кальман Мижей: Федерализация – это инструмент России, который нужен для того, чтобы приднестровский регион играл более весомую роль. Это неправильно, и этому сценарию надо оказывать противодействие. Что касается нового кабмина, то я ни на секунду не поверю, что он захочет следовать по пути федерализации!
Приднестровским конфликтом я занимаюсь давно, знаю, что фактически регион пользуется достаточно широкой автономией – и должен иметь эту автономию! Но в вопросах национальной важности региону следует обеспечить пропорциональное представительство, может, даже чуть больше, чем пропорциональное, но уж не настолько, как было предусмотрено в меморандуме Козака! Там же говорилось о равноправии субъектов федерации, о праве вето… Поэтому никакого возврата к «плану Козака» быть не может, и это должно быть понятно всем.
### Vezi și... ### «Что бы ни говорили о русских, а Дмитрий Козак выступил как настоящий европейский политик»Майя Санду, Нику Попеску, Андрей Попов – очень компетентные специалисты, которые, уверен, знают, что нужно делать. Притом – без федерализации, в том виде, в каком предлагает ее Молдове Россия. Да, широкая автономия для Приднестровья, я поддерживаю эту идею. Кстати, хочу отметить, что Молдова не реализовала необходимые глубинные реформы, в частности, в системе правосудия, в обеспечении независимости судей, независимости уголовного преследования – чтобы оно не было произвольным, как сейчас или какой была юстиция в некоторой степени во времена Воронина... А если бы в Молдове была независимая юстиции, приднестровцы, возможно, согласились бы стать частью молдавского государства, которое защищает своих граждан.
Но если реформ не будет, то кто сможет убедить жителей Левобережья в том, что быть частью Республики Молдова – это хорошо? Первое, что нужно сделать для приднестровского урегулирования, – это фундаментально реформировать государство Республика Молдова! И перемены должны быть более глубокие, чем десять лет назад, потому что ситуация сегодня куда более сложная.
Свободная Европа: Москва поддерживает новое правительство. Что мог бы взамен потребовать Кремль?
Кальман Мижей: Это не правительство Додона, это коалиционное правительство, сформированное из разных партий. Додон не премьер, Додон не министр иностранных дел. Поэтому я абсолютно уверен, что подход в этом вопросе будет предельно взвешенный.
Более того, думаю, что и сам президент Додон выучил урок, я говорю о сделанной им ставке на Россию. Это был для него тактический ход, но на этом он сильно обжегся. Иными словами, я уверен, что сам он будет более взвешенным в ситуации, когда он больше не занят той ролью, что отвел ему Плахотнюк – роль «пророссийского президента», в противовес которому сам Плахотнюк мог строить из себя проевропейца. На этот раз правительство действительно будет проевропейским, но так же кабинет хочет установить хорошие отношения с Россией.
Майя Санду призывает сохранять спокойствие, но быть готовыми защищать демократию. Думаю, это самое мудрое, что можно сделать
У России есть все шансы проявить ответственность и построить «мост» в сторону Европы. Если Россия будет вести себя достойно и не прибегать, как часто происходит, к различным уловкам, если она позволит провести широкие реформы и наладить тесное сотрудничество с проевропейской частью руководства и с той частью, что дружественно настроено к России, то Молдова может стать отличным прецедентом для того, чтобы Россия стала реально ответственным и надежным партнером на международном уровне. Я считаю, что это для России шанс – проявить ответственность и согласиться с тем, что Республика Молдова по определению – европейская страна, что за столом переговоров можно обсуждать способы возрождения Молдовы. Европейская интеграция – это путь, который выбрали граждане Молдовы, и это решение России придется уважать, если она не хочет в очередной раз ошибиться.
Свободная Европа: После всего того, что происходит в Республике Молдова, ДПМ можно еще считать партией с проевропейской концепцией?
Кальман Мижей: В английском языке есть прекрасная поговорка, которая очень подходит в качестве ответа на этот вопрос: к чему нам враги, если у нас есть такие друзья!.. Я никогда не считал Демпартию Плахотнюка проевропейской – и именно потому, что с первых же дней моей работы в Республике Молдова в 2007 году я следовал принципу, согласно которому стиль правления, а не слоганы, определяет, кто является проевропейцем, а кто – нет. Плахотнюк только и сделал, что выстраивал личную власть, а в олигархической власти нет ничего европейского или проевропейского.
### Vezi și... ### Владимир Соловьев: «Владимир Плахотнюк стал категорически неприемлемым и очень токсичным»Плахотнюк никогда не был проевропейцем, он выдавал себя за проевропейца. Поэтому для меня нынешние события в Кишиневе не стали сюрпризом, все вполне логично. Он никогда не был проевропейцем, но, к сожалению, в ходе протестных акций в 2015 году как румыны, так и американцы уступили в пользу геополитической игры. А это была именно что геополитическая игра, которая себя уже исчерпала – пора уж!.. Все понимают сейчас то, что я уловил еще тогда. Сегодня это – конец для него, и ему следовало бы обсудить с правительством условия мирной передачи власти. Таков мой совет. Обсудить и обеспечить мирную передачу власти законному правительству Майи Санду!
Свободная Европа: А что бы вы передали гражданам Республики Молдова, учитывая, что часть сторонников Демпартии продолжает протестовать у госучреждений, а Майя Санду и правительство призывают граждан сохранять спокойствие?
Кальман Мижей: Меня очень впечатлила премьер Майя Санду, этим редким соединением силы, мужества, бескомпромиссности, неподкупности и ума, она призывает людей сохранять спокойствие, но быть готовыми защищать демократию. Думаю, это самое мудрое, что можно сделать в такой ситуации, и она действует достойно и, одновременно, поступает практично.
Самое лучшее, что могут сделать граждане Республики Молдова – это прислушаться к ее словам и следовать им, потому что она – настоящая защитница демократии, сторонница достойного будущего Молдовы, благополучия и процветания. Это обещает Майя Санду и ее правительство, и первым шагом на этом пути является устранение олигархических гримас государства, сполна показавших себя за последние шесть лет.