Комитет министров СЕ утвердил новую резолюцию о румынских школах в Приднестровье

Ученики лицея им. Штефана чел Маре из Григориополя, которые были вынуждены переехать в село Дороцкая. Слева — замдиректора лцея Светлана Житарюк

Комитет министров Совета Европы утвердил новую промежуточную резолюцию, в которой «настоятельно призвал» Российскую Федерацию выполнить все требования Европейского суда по правам человека, высказанные по делу о приднестровских школах с преподаванием на основе латинской графики.

Восемь лет назад Россия была признана виновной в нарушении права на образование; ЕСПЧ обязал выплатить истцам компенсацию морального ущерба в размере свыше 1 млн евро, а также исправить нарушения, препятствующие нормальному функционированию учебных заведений. Комитет министров СЕ выразил сожаление в связи с тем, что до сих пор, несмотря на многочисленные запросы, не поступило никакой информации о конкретных мерах, предпринятых или планируемых российскими властями для выполнения постановления ЕСПЧ.

Это уже четвертая резолюция, принятая Комитетом министров Совета Европы, в которой констатируется, что власти Российской Федерации не устранили препятствий, мешающих работе школ с преподаванием на румынском, расположенных на территории левобережья Днестра. Ранее ЕСПЧ признал Россию виновной по трем искам — за нарушение прав учащихся, родителей и учителей в семи из восьми учебных заведений, находящихся в населенных пунктах, неподконтрольных официальному Кишиневу.

В резолюции Комитета министров говорится о двух решениях ЕСПЧ: вердикт 2012 года по делу лицея «Эврика» из Рыбницы, лицея им. Штефана чел Маре из Григориополя и лицея им. Александру чел Бун из Бендер, а также решение 2018 года, касающееся бендерской гимназии-интерната. В результате языковой политики, проводимой с начала 1990-х годов сепаратистским режимом в Тирасполе, было запрещено использовать в школах латинскую графику. В 2004 году учебные заведения, указанные в решении ЕСПЧ, были закрыты, а учеников и учителей вынудили покинуть здания школ.

В резолюции Комитета министров уточняется, что согласно решениям ЕСПЧ речь не идет о непосредственном участии России в давлении на учебные заведения. Вместе с тем, Европейский суд пришел к выводу, что без постоянной военной, экономической и политической поддержки Кремля сепаратистский режим не смог бы выжить, а потому Россия ответственна за нарушение прав на образование на территории региона.

Помимо компенсации морального вреда российские власти должны предпринять меры для решения системных проблем

Первые случаи нарушения права на образование в Приднестровье были зарегистрированы 16 лет назад; восемь лет тому назад ЕСПЧ признал в этом виновной Российскую Федерацию. Однако, до сих пор почти 200 учеников, родителей и учителей, признанных Европейским судом пострадавшей стороной, не получили никаких компенсаций, включая финансовых. В резолюции подчеркивается, что приднестровские школы с преподаванием на румынском продолжают сталкиваться с систематическим давлением, мешающим нормальной работе.

Комитет министров Совета Европы указал на необходимость полного исполнения Российской Федерацией решения ЕСПЧ, касающегося школ с румынским языком обучения на левом берегу Днестра. В том числе, незамедлительной выплаты 1 млн евро в качестве компенсации морального вреда, а также всех штрафных санкций и пени за просрочку.

Ассоциация Promo-LEX, представлявшая интересы истцов в ЕСПЧ, считает, что полное исполнение постановлений ЕСПЧ Российской Федерацией станет первым шагом к прекращению вопиющего нарушения прав на образование в приднестровском регионе. По словам юриста Promo-LEX Павла Казаку, российские власти до настоящего времени не говорили о том, что они категорически отказываются исполнять решения ЕСПЧ. Впрочем, и никаких конкретных действий со стороны РФ не последовало. Помимо компенсации морального вреда, говорит Казаку, российские власти должны предпринять ряд мер для решения системных проблем — вопросов свободного передвижения учителей и учеников, а также возвращения зданий, из которых они были принудительно выселены:

«ЕСПЧ и Комитет министров Совета Европы требуют, чтобы были предприняты все необходимые меры для того, чтобы прекратить запугивания и давление, а также чтобы школы могли нормально работать. Пока что, несмотря на обязательства и Кишинева, и Тирасполя, у этих школ все равно хватает проблем, и во время пандемии ситуация лишь ухудшилась. Так, например, учителя не могли пересечь административную границу, чтобы получить повышенные зарплаты. Чтобы решения ЕСПЧ считались выполненными, школы должны функционировать без каких-либо проблем, без запугиваний и давления, а также с соблюдением прав на свободу передвижения».

Бюро по реинтеграции выделило восьми лицеям на левом берегу Днестра учебники и средства гигиены

Директор лицея им. Штефана чел Маре из Григориополя Элеонора Черкавски стала вынужденным переселенцем в 2004 году — после того, как лицей заставили переехать в село Дороцкое. Она все еще надеется на то, что Россия выполнит решение ЕСПЧ: «Это решение должно быть исполнено! То, что нынешнее руководство России не хочет этого делать, — это их проблема, но любое решение суда рано или поздно должно быть исполнено».

Элеонора Черкавски

Свободная Европа: А что изменилось бы, если бы Россия выполнила решение ЕСПЧ? Я говорю не только о денежных компенсациях, потому что я понимаю, что это не главное ваше желание?

Элеонора Черкавски: Да, безусловно, цель заключалась не в том, чтобы получить эти суммы, хотя и это тоже что-то да значит для семей, которые вместе со своими детьми мучаются на протяжении годов. Но выполнение решения будет означать, прежде всего, возвращение нашего здания, возвращение детей к нормальным условиям учебы.

По словам Элеоноры Черкавски, спустя 10 дней после начала нового учебного года лицей справляется с работой в условиях пандемии, хотя недовольство есть и со стороны учеников, и со стороны родителей и учителей. В лицее выбрали комбинированную форму обучения: обычные уроки и занятия онлайн.

Бюро по реинтеграции в преддверии учебного года выделило восьми лицеям на левом берегу Днестра с преподаванием на румынском учебники и дидактические материалы, а также средства гигиены. Власти в Кишиневе говорят, что внимательно наблюдают за ситуацией с обеспечением доступа к образованию и свободы передвижения учеников и учителей.