За время, прошедшее с начала 2018 года, мировая нефтегазовая отрасль переживает непростые времена, но правильнее будет сказать – времена неопределенности. С одной стороны, очередная эскалация напряженности на Ближнем Востоке привела к беспрецедентному с 2014 года росту цен на нефть – на днях фьючерсы на мировых биржах перешагнули отметку в 70 долларов за баррель. С другой стороны, обогащение традиционных экспортеров нефти ожесточает борьбу на рынке не в пользу нового крупного экспортера – Соединенные Штаты, которые имеют серьезные виды на топливные рынки Европы, Юго-Восточной Азии и не только, а потому намерены жестко проталкиваться на эти плотно занятые рынки.
С третьей стороны, актуальной остается тема удержания цены на нефть в «разумном коридоре» - от 50 до 60 долларов США за баррель. Ниже нельзя, потому что добыча сланцевых углеводородов в Америке остается нерентабельной (а это и есть главный экспортный ресурс Вашингтона). Выше тоже нельзя, потому что – смотрите пункт второй. Но главная сенсация текущего года – США из импортера стали чистым экспортером газа. Теперь перейдем к подробностям, но начну я всё-таки с интригующего третьего пункта.
Еще в январе администрация Дональда Трампа решила в течение следующих шести лет предоставить национальным энергетическим компаниям 47 участков общей площадью 4 млн. квадратных километров c суммарными запасами в 90 млрд. баррелей нефти и 319 трлн. кубометров газа. В частности, как сообщает российское издание «Финансы», под добычу углеводородов Белый дом готов отдать 90% американского шельфа: в программу попадает всё атлантическое и тихоокеанское побережье США, а также Мексиканский залив, включая его восточную часть, где участки для бурения и разведки не выдавались с 1988 года. Исключение предлагается сделать лишь для одной из 27 зон, на которые разделен американский шельф – северо-алеутского бассейна у побережья Аляски.
Благодаря «сланцевой революции» добыча нефти в США выросла почти вдвое за последние 11 лет: в конце 2017 года США ежедневно добывали 9,782 млн. баррелей в сутки. За год нефтяники увеличили производство на 1 млн. баррелей в день, в 7 раз превысив официальный прогноз Минэнерго, сделанный в январе. А к концу 2018 года США выйдут на добычу 10,23 млн. баррелей в день и опередят Саудовскую Аравию, которая производит около 10 млн. баррелей и связана сделкой ОПЕК+, запрещающей качать больше, чем в октябре 2016 года.
И как раз эту тонкость хорошо объясняет журнал «Форбс»: страны ОПЕК, удерживая цены за счет сокращения добычи, волей или неволей сыграли на руку тем же американцам, создав им комфортные условия для добычи сланцевой нефти и тем самым укрепив своих конкурентов! Так, за год число работающих буровых установок в США выросло на 53%. «Совершенствование технологий позволило сдавать скважины в эксплуатацию в рекордные сроки, в среднем за три недели, и значительно повысить дебит скважин. Операторы сланцевых проектов успешно решают с банками свои финансовые проблемы… и выходят на новые территории разведки и добычи нефти», - отмечает издание.
А «Росбалт» обращает внимание на один примечательный факт: среднесуточная добыча США, превышающая 10 млн. баррелей, лишает всякого смысла картельное решение ОПЕК о сокращении добычи на 1,8 млн. баррелей в сутки. «Совершенно не похоже, что Россия и Саудовская Аравия без борьбы согласятся с тем, что США займут место крупнейшей в мире нефтедобывающей державы, а это, при сохранении ограничительного пакта, произойдет примерно через год», - пишет обозреватель Сергей Шелин. Он резюмирует, что «возвращение эпохи сверхдорогой нефти как было, так и остается иллюзией или знаком беды».
Журнал «Форбс» пишет о буме нефтедобычи в США: сокращение импорта на 20% за 10 лет, создание новых рабочих мест, снижение розничных цен на бензин на внутреннем рынке на 37%. Быстро растет экспорт американской нефти на азиатский рынок, где тем самым «зажимаются» конкуренты из России и Ближнего Востока. Помимо прочего, это привело к «репатриации» американских нефтяных гигантов – Exxon Mobil и Chevron. Если раньше они искали точку для инвестиций за рубежом, то сегодня вкладываются в домашние проекты. Например, в 2017 году Exxon сообщил о намерении заплатить до 6,6 млрд. долларов за участок на крупнейшем сланцевом месторождении Америки — Permian. Chevron в 2018 году планирует инвестировать 4,3 млрд. в разработку сланцевых ресурсов.
Другую информацию об углеводородных успехах США публикует газета «Коммерсант». Стало известно, что впервые за 60 лет Вашингтон стал чистым экспортером газа за счет увеличения поставок по трубопроводам в Мексику и Канаду и роста объемов сжиженного газа. В 2017 году было добыто 733 млрд. кубометров «голубого топлива». А производство СПГ, как ожидается, к 2020 году вырастет до 70 млн. тонн.
Издание напоминает, что еще в 2009 году США стали крупнейшим в мире производителем газа, обойдя Россию, во многом за счет начала сланцевой добычи, и до сих пор удерживают лидерство. Но рост добычи в регионе Аппалачей и развитие инфраструктуры для поставок на Средний Запад и северо-восток США впервые потеснили импорт из Канады. Превращению США в нетто-экспортера газа также способствовало увеличение спроса и повышение мощности газопроводов в Мексику – в 2017 году экспорт южному соседу составил 43,4 млрд. кубометров.
Кроме того, в 2016 году начались поставки СПГ из штата Луизиана (проектная мощность – 27 млн. тонн в год). В марте отгружена первая партия СПГ из Мэриленда (5,25 млн. тонн в год). До конца 2019 года планируется ввести еще четыре проекта по сжижению, и объем выпуска СПГ увеличится с 36 млрд. до 99 млрд. кубометров в год. К 2020 году объем экспорта СПГ из США может достичь 70 млн. тонн в год, заключает «Коммерсант».
Между тем, безмятежность нефтяного благоденствия ОПЕК внезапно нарушил не кто иной, как сам Дональд Трамп. В своем «Твиттере» он обвинил нефтяной картель в искусственном завышении цен. «С рекордным количеством нефти повсюду, включая забитые до отказа [нефтью] суда в море, цены на нефть являются искусственно очень завышенными!» - возмущается президент США. По его словам, в этой ситуации нет «ничего хорошего». Трамп назвал действия организации неприемлемыми, сообщает РБК.
Генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо в ответ заявил: «У нас нет никакой цели по ценам на нефть, ни у ОПЕК, ни у стран, не входящих в ОПЕК, участвующих в совместных усилиях по стабилизации рынка. И мы много раз уже об этом говорили, даже сегодня». Он особо подчеркнул, что политика организации не направлена против Вашингтона. «Мы в ОПЕК позиционируем себя как друзья США, которые уделяют внимание их росту», — добавил Баркиндо. Слова Трампа опроверг и министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих, сказав, что «цену на нефть определяет рынок».
В свою очередь, ведущий аналитик Amarkets Артем Деев утверждает, что ОПЕК всего лишь действуют в рамках энергетического пакта, которой был заключен еще в конце 2016 года. «Основная задача договора – привести мировые запасы нефти к среднему значению за последние пять лет. На текущий момент благодаря усилиям ОПЕК переизбыток запасов удалось сократить в разы. Однако они все равно превосходят среднее значение пятилетней давности на 50 млн. баррелей. По этой причине комментарии ближневосточного картеля лучше трактовать не как манипуляцию, а как анонс будущих планов того, что сделка будет продлена», - сказал эксперт РБК.
Продолжение следует