Майя Санду: «Мы обязаны победить. И мы эти выборы выиграем» (ВИДЕО)

Майя Санду

Вторая часть интервью лидера PAS, кандидата на пост президента Республики Молдова Майи Санду. Первую часть читайте здесь.

Свободная Европа: Как может и как должен президент использовать электоральный потенциал диаспоры? И как его можно капитализировать?

Майя Санду: Ответственный президент должен сделать все для того, чтобы здесь, дома, были созданы нормальные условия жизни, и чтобы другие граждане не уезжали.

Свободная Европа: Создавать условия — это забота правительства...

Майя Санду: Президент может сделать многое! Президент, пользующийся поддержкой народа, очень жестко относящийся к тем, кто мешает бизнесу, к тем, кто оказывает давление на деловых людей, может добиться успеха. Я говорю вам об этом, исходя из своего опыта работы в качестве премьер-министра: мне не удалось реформировать все подконтрольные госструктуры за пять месяцев, но многое все же нам удалось сделать.

Your browser doesn’t support HTML5

Maia Sandu: „Igor Dodon e disperat”

Благодаря и моим усилиям, и действиям моих коллег в министерствах нам удалось остановить тот раздрай в ряде учреждений, наделенных правом контроля. Я не хочу обобщать, но среди остальных там есть люди, которые заняты постоянным прессингом бизнесменов. Это говорят нам представители бизнеса, и, по их словам, тогда подобные чиновники просто боялись нарушать закон, а у предпринимателей появился период для передышки.

Но как только наше правительство было отправлено в отставку, эти чиновники вернулись к своей прежней практике, к запугиваниям и преследованию.

Таким образом, когда есть политическая воля — можно прекратить незаконные действия в отношении представителей деловой среды. Многого можно добиться!

Как президент, я буду настаивать на упрощении правил, особенно — для малого бизнеса, дела должны вестись как можно более просто, чтобы любой, у кого хватило смелости открыть свой бизнес, получал шанс добиться успеха.

Свободная Европа: Но за границей остается огромный интеллектуальный капитал...

Майя Санду: Да, этот интеллектуальный капитал — это люди, которые уехали. Очевидно, что мы должны создать им условия для возвращения домой.

Юстиция — это не абстракция, именно с юстиции начинаются все беды нашей страны

Если же говорить о том, как мы можем использовать этот капитал, то люди нужны для улучшения законов, проведения политики, и так далее. Они могут внести важный вклад, но самое главное будет тогда, когда мы убедим этих людей в том, что они могут вернуться домой и заняться бизнесом на родине.

Когда я в последний раз была в Ирландии, уже давно, из-за пандемии я в последние несколько месяцев никуда не ездила, — так вот, в Ирландии я встретила множество людей, которые говорили: «Мы хотим вернуться домой, мы можем открыть предприятия, здесь у нас есть небольшие компании, но мы очень хотим вернуться на родину и работать в Молдове».

Люди из Костешть, из других населенных пунктов — за границей они научились вести бизнес, и кроме того, у них есть и небольшой капитал. Им, конечно, нужны дополнительные оборотные средства, — и это то, что мы можем сделать: внедрить механизмы софинансирования, механизмы кредитования на очень хороших условиях, с очень низкими процентными ставками.

Словом, нужно поддержать отечественный бизнес, попытаться остановить тех, кто уже сидит на чемоданах, — а затем убедить вернуться на родину тех, кто уехал, вернуться — и дать Молдове еще один шанс.

Свободная Европа: Предвыборные обещания ценны тогда, когда политик, получив должность, их выполняет. Мне наши избиратели говорят, что они сильно обижены на политиков, которые много чего обещают, но потом с легкостью забывают про обещания. Насколько реалистичны обязательства, которые звучат в ходе избирательной кампании?

Майя Санду: Тут все зависит от кандидата. Обещания, которые дали мы, реалистичны. Их нелегко выполнить, я об этом знаю, но я взяла на себя эти обязательства, потому что они абсолютно необходимы. Что касается пенсий: совершенно необходимо предпринять ряд действий, чтобы люди не голодали, и для этого не нужно ждать по 2-3-4 года, слишком многие находятся на грани выживания...

Свободная Европа: А что, есть деньги на повышение пенсий?

Майя Санду: Мы найдем эти деньги. Часть средств будет поступать из государственного бюджета, часть денег — если понадобится — придет из внешних источников, но эту проблему решить абсолютно необходимо. Люди нуждаются в поддержке сегодня, а не через два года.

Также абсолютно необходимо настаивать на реформе правосудия, потому что иначе, если коррупционные схемы не прекратятся, денег на повышение пенсий не будет хватать никогда. Все же взаимосвязано, и получается замкнутый круг.

Нужна оценка каждого судьи, оценка каждого прокурора — как по их доходам, так и по принятым ими решениям

Свободная Европа: К слову, поделюсь своим журналистским опытом. Впервые в этой избирательной кампании я слышала от многих избирателей о том, насколько важна реформа юстиции, насколько нужна независимая судебная система, — что это буквально вопрос выживания Республики Молдова. Некоторые даже говорят, что готовы потерпеть с повышениями пенсий и зарплат, лишь бы правосудие, наконец, начало работать по-справедливости.

Майя Санду: Это потому, что люди встречаются с настоящим произволом на всех уровнях, во всех сферах. И граждане начинают понимать, что все связано. Если раньше нам говорили: «Что вы постоянно твердите о краже миллиарда?! У меня ничего не украли, у меня не было миллиарда!» А теперь люди понимают, что украденные миллиарды не пошли на повышение пенсий, чтобы прибавка была ощутимой, — а не так, как у Игоря Додона — индексация на 1%, — чтобы пенсии выросли на 10%, на 16%.

Люди на самом деле понимают, что юстиция — это не какая-то абстракция, что именно с юстиции и начинаются все беды нашей страны.

Свободная Европа: А понимают ли людей, насколько глава государства может влиять на реальную реформу судебной системы, на выстраивание независимой системы юстиции?

Майя Санду: Люди понимают, что и в парламенте тоже нужно навести порядок, но в то же осознают, что действовать надо шаг за шагом. Когда у нас есть честный человек во главе государства, шансы на продвижение реформ намного выше, чем когда у нас там — коррупционер, который играет в игры, защищая коррумпированных судей и замаравшихся прокуроров.

Отсюда мы и начнем, и я не говорю, что будет очень легко! Вместе с тем, есть как набор инструментов прямого действия — назначение судей, так и косвенные методы, с помощью которых я буду продвигать реформу юстиции. И я надеюсь... не только надеюсь: я действительно рассчитываю и на поддержку людей, работающих внутри самой системы. Не все из них относятся к категории коррупционеров. Есть среди них и те, кто тоже хочет навести порядок, кто хочет работать по закону, но они никогда не получали политической поддержки, напротив, каждый раз их наказывали за то, что они судили по закону, по справедливости!..

Как только они увидят, что во главе государства появился честный человек, который будет там не пять месяцев, а четыре года, который станет их поддерживать, у них появится смелость — сделать что-то лучше, сделать что-то больше, чем тогда, когда на них давили и ограничивали.

Свободная Европа: Вы действительно думаете, что люди в сфере правосудия могут хотеть что-то изменить?

Майя Санду: Да, я в этом убеждена. Здесь две стороны медали. Правосудие должно быть очищено, и у нас есть реформа, которую мы подготовили в прошлом году, на которой я буду настаивать: нужна оценка каждого судьи, оценка каждого прокурора — как по их доходам, так и по принятым ими решениям. Но в то же время я верю и знаю, что могу рассчитывать на честных людей в системе, которые начнут работать намного смелее, чем было до сих пор.

Свободная Европа: А о работе Генпрокуратуры что можете сказать?

Майя Санду: Я в последнее время не замечала там ни-че-го, поэтому и не могу сказать что-либо другое, кроме того, о чем говорила ранее. У меня такое впечатление складывается, что...

Опять страшилки от Додона!..

Свободная Европа: То есть, вы не видели, что в розыск был объявлен и Владимир Плахотнюк, и Илан Шор?

Майя Санду: Так их давно уже разыскивают! Проблема в том, что не находят. И это вызывает массу серьезных вопросов.

Мы — все граждане — ждем реального прогресса. И, прежде всего, мы хотим увидеть настоящий прорыв в борьбе с крупной коррупцией, в борьбе с политической коррупцией. А пока же у меня складывалось впечатление, что генеральный прокурор считает, что политическая коррупция не входит в сферу его компетенций.

Мы повторяем: коррупция в государстве начинается именно с политической коррупции, и если Генпрокуратура игнорирует политическую коррупцию, мы никогда не добьемся справедливости. Начинать надо с этого, и я на этом буду настаивать. Я вижу в коррупции огромную угрозу для безопасности всей страны. И с помощью всех инструментов, которыми располагает президент в сфере национальной безопасности, я буду настаивать на проведении серьезных реформ.

Свободная Европа: Что вы думаете об административно-территориальной реформе? Спрашиваю вас, в том числе, и в контексте заявлений Игоря Додона, который говорил, что он, мол, «обещает остановить ликвидацию районов», что «Майя Санду не знает, что делать с районами»...

Майя Санду: Опять страшилки от Додона!.. Насколько мне известно, его правительство уже несколько месяцев работает над административно-территориальной реформой, правда, ни прозрачности нет, ни каких-либо дискуссий. Так что именно он приступил к внедрению этой реформы.

За те несколько месяцев, что мы были у власти, я видела некоторые вариантов реформы, разработанных предыдущими правительствами. Никаких обсуждений этих проектов мы не вели. Один из вариантов касался добровольного объединения — когда ряд населенных пунктов добровольно решают объединиться, и государство за это выделяет им больше денег. Но я считаю, что самое главное при обсуждении этого вопроса — руководствоваться интересами граждан.

Что нас волнует? Нужно, чтобы у гражданина был доступ к публичным услугам. В прошлом году мы предложили (но это было остановлено правительством Додона) предоставить как можно больше услуг силами мэрий: государство уже потратило огромное количество денег на формирование всевозможных баз данных, реестров и т. д. Не будем, кстати, говорить уж о том, сколько денег на этом было отмыто!.. Но — люди все еще вынуждены платить за справки и выписки, ездить за бумажками то в Кишинев, то в райцентры.

Два гражданства — это два документа. А сердце — оно одно. Мое сердце бьется ради Республики Молдова

Мы предложили предоставить мэриям доступ ко всем реестрам, чтобы люди, минуя районный центр или Кишинев, могли пойти в мэрию и получить все нужные им документы. Вот вам пример того, как мы решаем проблему гражданина.

Если же речь идет о другом, то нужна очень серьезная дискуссия, а не то, чем занимается сейчас правительство Игоря Додона, когда тайком проводит эту административно-территориальную реформу.

Свободная Европа: Как вы оцениваете свои шансы во втором туре?

Майя Санду: Мы обязаны победить. И мы эти выборы выиграем.

Свободная Европа: Как вы расширяете электоральную поддержку, что вы еще можете предложить избирателю, в первую очередь, тем, кто еще не определился?

Майя Санду: Мы работаем. И мы будем работать еще больше, и вновь будем стучаться в каждые ворота. Конечно, мы рассчитываем и на поддержку других кандидатов, рассчитываем на поддержку тех, кто голосовал за нас — и на мобилизацию тех, кто не ходил на избирательный участок. Если такие люди полагают, что их голос не важен — скажу: их голоса очень ценны!

Много работы и здесь, на центральном уровне, и в территориях, поэтому мы мобилизовали наши команды, обсудили все со всеми. Очень мы благодарны нашим волонтерам: их много, и работают они тоже много.

Свободная Европа: Какой президент больший патриот — с одним гражданством или с двумя?

Майя Санду: Два гражданства — это два документа. А сердце — оно одно. И если вы спросите меня, то мое сердце бьется ради Республики Молдова и граждан Республики Молдова.

За четыре года Игорю Додону так и не удалось разблокировать экспорт Молдовы в Российскую Федерацию

Свободная Европа: И куда вы собираетесь с первым визитом, если станете президентом?

Майя Санду: Необходимо посетить несколько столиц, но в условиях пандемии я не знаю, что будет возможно. Тем не менее, я обязуюсь вывести Республику Молдова из состояния изоляции, я обещаю улучшить отношения Молдовы с Румынией, разморозить отношения Молдовы с Киевом, с Украиной, устранить все препятствия для того, чтобы мы могли получать финансовую помощь от ЕС.

И — да, я буду вести серьезные, содержательные дискуссии с Российской Федерацией, исходя из интересов Республики Молдова, а не из личных интересов, как это делает Игорь Додон.

Свободная Европа: Каким вы видите молдавско-российское сотрудничество, ведь на эту тему и говорят много, и спекулируют тоже немало?

Майя Санду: Я выступаю за нормальные отношения, которые исходят из интересов нашей страны, интересов граждан Республики Молдова. В повестке дня много вопросов: защита наших сограждан, которые работают в России... Да вот, к слову: на севере мы говорили с людьми, которые трудились в РФ, причем — «по белому», официально, платили взносы в соцфонд, а теперь очень обеспокоены тем, что будет с их взносами дальше. Так что нам нужно решить проблему соглашений о социальном обеспечении.

Нужно разблокировать экспорт в Российскую Федерацию. В прошлом году я начинала обсуждать эту тему с представителями России — по каждой категории товаров, нам говорили, что важно только качество экспортируемой продукции... Да, качество товаров очень важно. Но и решения должны приниматься, исходя из качества нашей продукции, а не других «нюансов».

Не говорю, что это просто! Вы же знаете, что за целых четыре года Игорю Додону так и не удалось разблокировать экспорт Молдовы в Российскую Федерацию. Я буду убеждать российское руководство разрешить нашим экспортерам вести торговлю с Россией.

Президент может — и должен — сыграть очень важную роль в объединении общества

И других вопросов тоже много, в том числе, вопрос вывода войск и вывоза боеприпасов, — это серьезные проблемы, для решения которых необходим последовательный диалог. Но вести переговоры, повторю, нужно, исходя исключительно из интересов граждан, а не ставя во главу угла личные проблемы, как делает сегодня Игорь Додон.

Свободная Европа: Когда вы возглавляли правительство, было много разговоров о предстоящем визите в Москву. Вы собирались встретиться со своим коллегой, с премьер-министром России, — но визит не состоялся. А теперь, если вы победите на выборах и займете пост президента, вам придется вести переговоры с г-ном Путиным, — если, конечно, будет договоренность о визите в Москву. Накануне первого тура г-н Путин заявил, что людям надо понять, сколько работал Игорь Додон для восстановления молдавско-российского стратегического партнерства... И предложил гражданам Молдовы, имеющим право голоса, тщательно обдумать, за кого им голосовать.

Майя Санду: Когда народ избирает президента, любой глава государства разговаривает от имени народа. Это совершенно нормально. Если нужно, я отправлюсь на переговоры, в том числе, и с президентом Российской Федерации, чтобы мы могли разрешить имеющиеся проблемы.

Свободная Европа. Многим кажется, что молдавские политики чувствуют себя неполноценными, посещая Москву. Если бы у вас была возможность поговорить с Владимиром Путиным, вы бы говорили на равных?

Майя Санду: Я никогда не чувствовала себя неполноценной. С того момента, как вы начинаете представлять граждан своей страны, независимо от того, приехали ли вы из большой или маленькой страны, — если вы представляете граждан, то у вас хватит и смелости, и сил, чтобы бороться и защищать их интересы. Такой настрой всегда помогал мне на переговорах с другими лидерами других государств.

Что такое «достойная жизнь» понимают одинаково и русскоязычные, и румыноязычные

Свободная Европа: Но хватит ли у вас аргументов, чтобы сказать Владимиру Путину о том, что российская армия должна покинуть территорию Республики Молдова, что необходимо решить приднестровскую проблему?

Майя Санду: Разумеется. Это нужно народу Республики Молдова, и я защищаю интересы граждан Республики Молдова. И — да, я понимаю, что он хочет защитить интересы граждан своей страны. Но я защищаю интересы граждан Молдовы. Аргументов у меня много, — и, высказав их, я предложу заняться поиском решений — по каждой проблеме в отдельности.

Свободная Европа: Как вы считаете, голосование 15 ноября будет геополитическим?

Майя Санду: Мы стараемся объединить общество, ведь мы знаем, насколько оно разделено, в том числе, и по геополитическим критериям, и не только... Вы видели, как Игорь Додон сейчас пытается вбить клин между детьми и родителями, — я говорю о его заявлениях в отношении диаспоры. Безответственные и коррумпированные политики-соглашатели, такие, как Игорь Додон, всегда стараются нагнать побольше страху, чтобы разделить людей на лагеря.

А мы стараемся людей объединять, потому что мы понимаем, что лишь с помощью единения мы можем достичь прогресса, сможем найти хорошие решения для всех, сможем выполнить поставленные задачи, сможем достойно жить в нашей стране. Это возможно только в том случае, если все граждане будут чувствовать себя хорошо: и говорящие на русском, и говорящие на гагаузском, и люди с севера Молдовы, и жители центра.

Вы видели, какую самоотверженность продемонстрировала диаспора, вы видите усилия наших волонтеров

Наш успех — в единстве, поэтому мы говорим о том, что объединяет людей, а не разделяет. Думаю, в определенной степени нам уже удалось достичь успеха!

Да, предстоит еще много работы, и мы обязаны продолжить объединение общества и после выборов. И я уверена, что президент может — и должен — сыграть очень важную роль в объединении общества, проявляя уважение ко всем и доказывая, что у нас — общие цели.

Что такое «достойная жизнь» понимают одинаково и русскоязычные, и румыноязычные. И когда они воруют — они воруют у всех нас одновременно. Если мы хотим, чтобы появлялись рабочие места, у нас должны быть хорошие условия для бизнеса — и для румыноязычных предпринимателей, и для русскоязычных. Нам нужно единство!

Свободная Европа: На какие жертвы идет Майя Санду, стремясь стать президентом?

Майя Санду: Не думаю, что кому-то нужны «жертвы», каждый из нас вносит свой посильный вклад, делает то, что может. Вы видели, какую самоотверженность продемонстрировали представители диаспоры, вы видите усилия наших волонтеров. В команде PAS у нас есть команда старшего возраста, там людям по 70-80 лет, есть и старше 80-ти, и все они ходят на наши встречи, хоть я и прошу их повременить с этим, так как пандемические риски высоки.

Но они все равно участвуют, ходят от двери к двери... Эти люди не получают денег, — как у Додона, который выплачивает своим агитаторам по 450 леев в день. Наши волонтеры никаких денег не получают, работают на добровольных началах, ради внуков и детей, — долгих им лет жизни!

В общем, это люди жертвуют собой ради того, чтобы жизнь здесь стала лучше, и на их фоне говорить о каких-то моих личных «жертвах» не стоит.​

Свободная Европа: Что вам подсказывает интуиция: готовы ли граждане Республики Молдова проголосовать за женщину на посту президента?

Майя Санду: Да! Абсолютно в этом уверена!