Молдавское правительство заморозило еще на год прием на работу сотрудников в бюджетной сфере на вакансии, появившиеся до ноября 2018 года. Пр ичиной стала реформа системы оплаты труда в госсекторе. Бывший министр финансов Наталья Гаврилицэ раскритиковала и решение кабмина, и причины, из-за которых правительство его утвердило.
Наталья Гаврилицэ: Установленный мораторий — классический пример того, как мы вынуждены расплачиваться за политические решения, принятые еще в 2018 году. Тогда проводились так называемые реформы в сфере оплаты труда, включая реформу системы центральной публичной администрации. По сути, реформы не были подготовлены, проводили их некомпетентно, ну, а ощутимые последствия мы будем видеть, как минимум, и в 2020 году.
Во-первых, закон об оплате труда в бюджетной сфере принимался в спешке, накануне выборов, без четкого изучения последствий реформы. Более того, не было и номенклатуры — регистра должностей в госсекторе. Вот почему правительство приостановило тогда набор персонала на вакантные места в госучреждениях, их было свыше 8 тыс., а также ввело мораторий на 13-ю зарплату.
### Vezi și... ### Ион Кику: «Мы не выклянчиваем деньги, мы ведем переговоры» (ВИДЕО)Напомню, реформу принимали в конце 2018 года, когда нынешний премьер [Ион] Кику был министром финансов в правительстве [Павла] Филипа. Уже при внесении корректировок в 2019-м стало ясно, что даже с учетом двух мораториев цену вопроса кабмин не рассчитал, дополнительные расходы составили более миллиарда леев. Поэтому сегодня правительство оказалось перед выбором: либо поднимать зарплаты тем, кто работает в бюджетном секторе, либо отменить мораторий на вакантные должности. А его отмена, как вы сами понимаете, стоит довольно дорого — также свыше миллиарда леев, ведь есть около 8 тыс. вакантных мест.
Эффективность госуслуг и работы госучреждений снизится, нанимать людей на вакантные места сейчас нельзя
Но самая большая проблема состоит в том, что у нас слишком много сотрудников бюджетной сферы, 180 тысяч человек. И одновременно ограничения вводили непродуманно, взяв за основу вакантные должности, которые были на момент принятия решения, в ноябре 2018-го.
Всем известно, что из 8000 вакансий более 2 тыс. — в министерстве внутренних дел, еще много незанятых постов в министерстве обороны, в Нацкассе социального страхования. А потому интересно проанализировать, где именно открыты вакансии, какие услуги перестало оказывать государство из-за отсутствия персонала, какие направления политик остались без кадрового покрытия в результате дефицита людей в госучреждениях.
### Vezi și... ### «Жаль правительство, опять придется раскорячиться, пытаясь угодить и тем, и другим» (ВИДЕО)Следовательно, должен быть механизм проведения функционального анализа, который показал бы, сколько человек должны работать в той или иной сфере, как организовать и структурировать работу с нужным числом сотрудников. Но у правительства нет возможностей для проведения подобного исследования и дальнейшей обработки полученных данных, с корректными и аргументированными выводами.
Свободная Европа: Давайте упростим уравнение, чтобы ситуация была понятнее. Правительство говорит: «Минюст, минобороны, МВД — вы не можете в 2020 году набирать людей на вакантные места, даже если работа застопорится. Наем новых сотрудников нужно приостановить, в бюджете нет денег». Все верно?
Наталья Гаврилицэ: Да, проблема именно в этом. Скажу даже больше: недавно появилось решение Счетной палаты, которая проанализировала ситуацию и пришла к выводу, что реформа центральной публичной администрации непродуманна, и полученные результаты положительными назвать никак нельзя!
Также аудиторы СП заметили, что значительно ухудшилась финансовая отчетность госсектора. Иными словами, уже наблюдаются серьезные проблемы, они есть, например, в МВД, где финансово-административный отдел пришлось сократить с 24 сотрудников до восьми. Аналогичная ситуация и в министерстве просвещения и культуры.
Дополнили некачественно проведенную реформу мораторием на замещение вакантных мест
Эффективность госуслуг и работы госучреждений снизится, потому что нанимать людей на вакантные места сейчас нельзя. В общем, проблема не в количестве вакантных должностей, сейчас в бюджетном секторе и так работают порядка 180 тыс. сотрудников. Проблема в том, как распределены их функции, насколько качественные услуги получает гражданин от государства.
А тут в ноябре 2018 года взяли да и ввели мораторий!.. И надо учитывать, что тогда проводилась реорганизация многих госучреждений, а еще в 2017-2018 гг. параллельно шла реформа центральной публичной администрации. Появились новые структуры, но все это делалось без экспертных и аналитических выкладок, которые позволили бы определить и численный состав министерств, и перечень оказываемых услуг, и то, какие политики разрабатывает то или иное министерство.
### Vezi și... ### Майя Санду: «Нужны долгосрочные, нужны необратимые изменения к лучшему» (ВИДЕО)Дополнили некачественно проведенную реформу мораторием на замещение вакантных мест, и еще поспешили принять закон об оплате труда в бюджетной сфере. Это породило серьезные, системные проблемы, и их последствия мы сейчас только начинаем ощущать.
Свободная Европа: Если бы вы остались на посту главы минфина, вы бы сохранили мораторий?
Наталья Гаврилицэ: Да, я бы его сохранила, но так же ввела бы механизм, который позволил бы — при соблюдении необходимых процедур — ходатайствовать о замещении вакантных мест. Потому что у одних госучреждений нет никаких проблем, а у других должна быть возможность принять на работу нужное количество персонала.
Государству всегда следует искать баланс: с одной стороны, увеличивается объем бюрократии, с другой же, — гражданам нужны качественные услуги. Так что здесь необходим компетентный подход и определение четких целей и приоритетов.