Более пяти лет назад – 22 февраля 2014 года – в водохранилище у набережной резиденции президента Украины Виктора Януковича Межигорье, откуда он бежал, были обнаружены около 200 папок с документами. Их сбросили в воду охранники Януковича, рассчитывая, что документы таким образом будут уничтожены. Однако быстро собравшаяся команда журналистов-расследователей с помощью кропотливой работы смогла восстановить многие из этих документов и предъявить общественности. Этот проект получил название Yanukovichleaks.
Среди обнаруженных бумаг было огромное количество свидетельств невиданного размаха коррупции при режиме Януковича: расписки на десятки тысяч евро с подписью и печатью, но непроставленным именем получателя, сметы банкетов, на которые заказывались бутылки шампанского стоимостью в несколько тысяч долларов, зарплатные ведомости для сотрудников Межигорья с цифрами, счета за подарки окружению Януковича. Были и прямые упоминания о взятках, к примеру, за победу в государственных тендерах. В документах фигурировали конкретные фамилии и названия фирм.
Было проведено множество журналистских расследований, но прокуратура все эти пять лет вела себя очень вяло, отмечает собеседник Радио Свобода координатор проекта Yanukovichleaks, член совета директоров Глобальной сети журналистов-расследователей GIJN Олег Хоменок.
Your browser doesn’t support HTML5
– Готовясь к интервью, я открыл сайт Yanukovichleaks, он работает, документы можно увидеть, почитать. Можно ли говорить о том, что проект сейчас продолжает свою работу?
– В целом проект завершил свою работу, потому что все возможные действия, связанные с сохранностью документов, мы предприняли. Мы передали в 2014 году в феврале все материалы в Генпрокуратуру. Все возможные расследования, которые касались этого массива документов, были уже проделаны. Периодически журналисты вновь обращаются к архиву, если всплывает то или иное название компании, связанной с Януковичем. Спасенные документы периодически пользуются спросом, но сейчас как какой-то, скорее, бэкграунд для расследований или какая-то предыстория.
– С февраля 2014 года прошло уже больше пяти лет. Если подводить итоги, то каковы они? Вы упомянули о расследованиях. Это были только журналистские расследования или уголовные тоже?
– Это были журналистские расследования. Собственно говоря, с момента передачи нами всего архива Генеральной прокуратуре было ее официальное заявление о том, что открыто несколько криминальных расследований, в которых фигурируют бывший президент и его ближайшее окружение. Эти расследования основаны на материалах и архивах Yanukovichleaks. Помимо официального уголовного расследования, журналисты занимались и подготовкой собственных публикаций. На основе материалов Yanukovichleaks было сделано несколько десятков журналистских расследований, которые были опубликованы в различных украинских и международных медиа.
– Вы можете назвать самые громкие из них?
– Это расследования, которые касались создания системы отмывания денег, в которых использовались благотворительные фонды, созданные и зарегистрированные, в том числе, на близких Януковича. Эти расследования касались недвижимости, которая была оформлена на близких и на окружение Януковича. Это касалось незаконного вывода из государственной собственности земельного участка на территории Межигорья и его последующей приватизации, и всей схемы, по которой де-юре Янукович владел очень небольшой частью территории, а все остальное было зарегистрировано на компанию, которая имела австрийское происхождение.
– Четыре года назад мы с вами беседовали о предварительных итогах работы вашего проекта. Тогда прошел первый, самый важный год после того, как эти документы были найдены и потом опубликованы. Вы тогда обвиняли Генпрокуратуру Украины в бездействии. Что вы можете сказать об отношении к этим документам со стороны правоохранительных органов сейчас? Вы упомянули про уголовные дела. Кто-то осужден по этим делам?
На сегодняшний день нет ни одного обвинительного приговора по делам, связанным с архивом Межигорья
– К сожалению, никто не пострадал в результате действий Генеральной прокуратуры. Я знаю, что мои коллеги с завидным постоянством обращались ежегодно в феврале в Генеральную прокуратуру с запросом о том, какой статус расследования на сегодняшний день. И с завидным постоянством Генпрокуратура отвечала, что "расследование продолжается. О результатах мы сообщить не можем, поскольку это тайна следствия". На сегодняшний день нет ни одного обвинительного приговора по делам, связанным с архивом Межигорья, равно как и ни одно уголовное дело, связанное с архивом Межигорья, не передано в суд. И соответственно, ни одно уголовное дело из тех, которые расследуются Генпрокуратурой, не закончено. Это просто такой процесс затягивания и, как мне представляется, возможно, есть некое ожидание истечения сроков, по которым может быть предъявлено обвинение по определенным статьям Уголовного кодекса. В этом, мне кажется, украинские правоохранительные органы действуют достаточно успешно.
– Есть ли среди тех, кто фигурирует в документах Yanukoivchleaks, люди, играющие сейчас заметную роль в политической жизни Украины?
Многие из них и сейчас занимают достаточно высокие должности
– Чиновников высокого ранга там найти достаточно сложно, либо нельзя с уверенностью говорить об их каком-то активном участии в том, что происходило во времена Януковича. Но, безусловно, фамилий встречается очень много, потому что мы находили тогда весьма любопытные документы, которые касались, в том числе, и того, что называется "мелкая взятка". Мы нашли имена нескольких высокопоставленных должностных лиц, среди которых есть спикеры парламентов Украины различных созывов, премьер-министры, министры, заместители министров. Многие из них и сейчас занимают достаточно высокие должности. Это были списки о вручении им дорогостоящих подарков. Каждый месяц системе, которая обслуживала Януковича, выделялось порядка 10 тысяч долларов на раздачу подарков высшим должностным лицам Украины, причем не только им: там можно встретить, в том числе, и упоминания о вручении подарков внучкам, дочкам и прочим близким людям этих должностных лиц. Фамилий там много. Собственно, Yanukovichleaks как архив истории Украины, истории коррупции также представляет интерес.
– А если говорить о банках или компаниях, можно ли предположить, что некоторые из них препятствовали возбуждению дел на основании найденных документов?
Их расследования на сегодняшний день достаточно часто сотрясают общество и требуют реакции правоохранительных органов
– У меня нет доказательств, для того чтобы это утверждать. Но я могу сказать, что истории, связанные с многими должностными лицами режима Януковича, уголовные дела против которых были благополучно похоронены при всех Генеральных прокурорах, которые назначались, начиная с 2014 года, и журналистские расследования о полетах заместителей Генерального прокурора Украины для переговоров с людьми, в отношении которых возбуждены уголовные дела (причем в переговорах, судя по тому, о чем они говорят, направленных на то, чтобы договориться о том, как закрыть дело, естественно, не безвозмездно), говорят о том, что это был "двусторонний" процесс. С одной стороны, кому-то хотелось заработать, с другой стороны, у кого-то была материальная возможность решить свои проблемы с законом при помощи денег.
– Чем сейчас занимаются члены вашей команды, собравшиеся пять лет назад?
– Большинство из них продолжает работать в журналистике расследований. Некоторые ушли в гражданский активизм или в работу, направленную на развитие гражданского общества в Украине. Но в целом, я могу сказать, что большинство продолжает заниматься расследованиями, работая на известные авторитетные медийные проекты, такие как Радио Свобода, "Слидство-инфо", "Наши гроши" с Денисом Бигусом. Их расследования на сегодняшний день достаточно часто сотрясают общество и требуют реакции правоохранительных органов, в том числе влияют и на результаты выборов, – отмечает Олег Хоменок.