Олег Жосану: «Тот, кто успел поработать на Западе, никогда не поедет на Восток»

Олег Жосану (справа)

Италия – одна из наиболее пострадавших от пандемии коронавируса страна. Но карантинные меры и запреты на передвижение людей, введенные около месяца назад, уже начали приносить результаты – скорость распространения вируса снижается. В Италии находятся около 200 тыс. граждан Республики Молдова, многие из которых хотят вернуться домой. Олег Жосану к ним не относится, он уже 20 лет работает за рубежом. Был социальным оператором в Службе миграции и политического убежища мэрий Венеции и Падуи, сейчас трудится в Национальной комиссии по признанию права на международную защиту и политическое убежище префектур Виченцы, Вероны и Тревизо.

Свободная Европа: Итальянский премьер-министр сравнил охватившую Италию пандемию с цунами, которое оставит после себя экономику в руинах. Среди пострадавших окажутся и граждане Республики Молдова – именно в Италии находится наша самая многочисленная диаспора. Как вам сейчас там живется?

Олег Жосану: Конечно, итальянский премьер все правильно описал, ведь такого в мире еще никогда не было. Страх в обществе чувствуется, но все равно итальянцы – и мы вместе с ними – верят в завтрашний день, не падают духом, все держатся, спокойно реагируют на ситуацию. Люди поддерживают друг друга, поют на балконах, аплодируют врачам, кто-то дистанционно записывает воодушевляющие видеообращения и распространяет их в соцсетях.

Каково нам? Мы вместе с итальянцами оказались заложниками ситуации, нас тоже накрыла волна кризиса, и мы обязаны плечом к плечу пережить пандемию.

### Vezi și... ### Алена Кэушняну: «У нас в Ломбардии врачи просто не выходят из больниц»

Свободная Европа: А многие ли граждане Республики Молдова получили итальянское гражданство?

Олег Жосану: Да-да, конечно! Легализовали свое пребывание многие из тех, кто попал в волну эмиграции 2000-х годов, у них за плечами есть необходимые 10 лет жительства в стране, что позволяет подавать заявление на получение итальянского гражданства. Я его уже получил.

Свободная Европа: До сих пор мы вели учет числа молдавских граждан, уехавших за границу, но после того, как мир охватила пандемия коронавируса, мы считаем количество желающих вернуться домой. Трудно ли установить их точное число?

Олег Жосану: Если у находящихся за рубежом людей, например, здесь, в Италии, есть жилье, работа и семья рядом, то они останутся, они не будут сейчас возвращаться. Уехать на родину хотят лишь самые уязвимые слои – те, кто приехал в Италию работать временно, на основании биометрического или румынского паспорта. Многие из них работали нелегально или кого-то замещали.

Если правительство продолжит в том же темпе организовывать чартеры, то понадобится еще полгода, чтобы привезти всех

Свободная Европа: А много ли тех, кто потерял работу?

Олег Жосану: Действительно, многие потеряли работу, например, сиделки. И много работавших в домах итальянцев женщин остались без работы или без дохода на период пандемии. Большинство из них хотят вернуться домой, потому что эта категория работников, теряя рабочее место, автоматически остается и без жилья, и люди оказываются в очень сложной ситуации. У них нет своего угла, в отличие от тех, кто уже обосновался в Италии, нашел дом и живет с семьей. Да, в Молдову возвращаются многие, но среди них нет тех, кто выбрал Италию своим постоянным местом жительства.

Свободная Европа: Получается, потеря работы – самая большая проблема для наших соотечественников, потому что им либо надо найти другой источник дохода, либо они будут вынуждены вернуться домой? Но ведь никогда не знаешь, как скоро удастся найти новую работу…

Олег Жосану: Так и есть. Среди всех стран Европейского союза Италия больше всех пострадала от этой пандемии, а мы знаем, как много молдавских граждан здесь находятся.

Денежные переводы не только удерживали страну на плаву, но и удерживали граждан от того, чтобы восстать

По статистике, разрешение на пребывание в Италии есть у 140 тыс. молдаван, но, если добавить к этому числу и тех, кто находится в стране на основании румынского или биометрического паспорта, без разрешения на пребывание, выйдет и 200 тыс. человек, не меньше. Все они сталкиваются с теми же трудностями, что и итальянцы, – на работу не пойдешь, школы и госструктуры закрыты, чувствуется неуверенность в завтрашнем дне, выходить из дома и передвигаться по городу нельзя – с таким никто из нас ранее не сталкивался.

Как люди держатся? В первую очередь, чувствуется поддержка государства, причем не на словах, как это часто происходит у нас, в Республике Молдова. Здесь помощь властей выражается в конкретных делах и мерах, которые реально помогают. Правительство приняло ряд постановлений по поддержке людей, уязвимых слоев населения, в том числе, и молдавских граждан.

### Vezi și... ### Адриан Янович: «Люди понимают, что их благополучие зависит от них самих»

Свободная Европа: Но вообще, реально ли вернуться на родину всем желающим?

Олег Жосану: Рейсов, которые сейчас организовывают молдавские власти, недостаточно, мест на всех желающих не хватает. На днях мне попалась статья о списках, которые формирует молдавское министерство иностранных дел, исходя из поданных в консульства и посольства заявок. Там шла речь о 8-9 тыс. человек.

Если правительство продолжит в том же темпе организовывать чартерные перелеты, то понадобится еще минимум полгода на то, чтобы привезти домой всех, кто хочет вернуться. В общем, организация у них, скажем прямо, хромает!..

Олег Жосану

Были те, кто пытался в частном порядке координировать перелеты, но Комиссия по чрезвычайным ситуациям стала вставлять палки в колеса, чиновники утвердили ряд трудновыполнимых требований к чартерам, и все это мешает возвращению наших соотечественников на родину.

Свободная Европа: Широко обсуждается идея властей о том, чтобы заставить представителей диаспоры покупать медицинский полис еще до прибытия в Молдову, буквально в самолете. Как вы оцениваете это требование?

Олег Жосану: Власти и государство в целом совершают большую ошибку, потому что, как я уже отмечал ранее, большинство из тех, кто пытается вернуться домой, – это отчаявшиеся, потерявшие работу люди, у них просто нет денег на то, чтобы купить страховку! Как вариант, власти могли бы отложить на какое-то время покупку медицинского полиса, а не заставлять граждан платить на трапе самолета…

Подпитывают раскол и такие персонажи, как Богдан Цырдя, – именно он делит людей на местное население и всех остальных

Полис должен быть у всех без исключения, я это понимаю, но способ оплаты необходимо менять. Сейчас не время для подобных мер, наоборот – надо ускорить и облегчить процесс возвращения мигрантов в Молдову, не стоит создавать дополнительных препятствий.

Свободная Европа: Денежные переводы трудовых мигрантов удерживали молдавскую экономику на плаву все 30 лет независимости, оставшиеся на родине граждане очень нуждались в этих деньгах. Как вы считаете, насколько упадут объемы денежных переводов, учитывая то, как сильно пандемия Covid-19 повлияла на жизнь в Италии?

Олег Жосану: Денежные переводы, о которых вы говорите, не только удерживали страну на плаву, но и удерживали граждан от того, чтобы восстать против незаконных действий властей, это тоже важно!.. Сейчас, конечно, объемы высылаемых денег снизятся, потому что многие возвращаются на родину, а те, кто остались за границей, будут вынуждены расходовать накопления, просто чтобы выжить.

### Vezi și... ### Петер Михалко: «Европейский союз предлагает порядка 700 млн евро в виде кредитов и грантов»

Люди все меньше и меньше будут высылать домой денег, ведь никто не знает, что случится завтра, когда можно будет вернуться к работе. Для живущих в Республике Молдова семей начнется очень сложный период, но трудно придется и властям, которые привыкли к тому, что население более или менее само себя обеспечивает, в том числе благодаря денежным переводам из-за рубежа. Нас всех ждет непростой этап, это уж точно!

Свободная Европа: Допускаете ли вы возможность того, что миграция остановится или поменяет вектор? Те, кто работал на Востоке, уезжали в поисках лучших условий на Запад, и, может быть, сейчас все будет наоборот – трудовые мигранты из западных стран отправятся работать в Россию?

Олег Жосану: Я не думаю, что это возможно. Тот, кто успел поработать в западных странах, никогда не поедет на заработки на Восток. Как минимум, я говорю за себя.

Российскую Федерацию тоже затронул кризис, причем не только из-за пандемии коронавируса, но и из-за того, что коррупция мешает нормальной работе государственных структур. Так что я не думаю, что многие вернувшиеся из Европейского союза граждане Молдовы поспешат в Россию.

Свободная Европа: На ваш взгляд, заметна ли в последнее время разница в менталитете между теми, кто остался жить в Молдове, и теми, кто работает за рубежом?

Олег Жосану: В каком-то смысле да. Уехав за границу, люди успевают увидеть мир, познакомиться с иным укладом жизни, а оставшиеся на родине граждане чаще всего оказываются в трудном финансовом положении. Разница заметна в манере работать, в том, как люди ведут себя в обществе, хотя все эти различия незначительны... И, в конце концов, мы не имеем права делить людей на оставшихся и уехавших.

Настраивая людей друг против друга, становится легче ими манипулировать

Свободная Европа: Разрыв между уехавшими за границу и оставшимися в Молдове гражданами был создан искусственно? Или его вообще не существует?

Олег Жосану: Я не думаю, что между людьми есть какая-то разница. Это наши власти пытаются делить нас на диаспору и так называемых местных жителей.

Речь идет и о заявлениях президента Молдовы, который дискриминирует тех, кто хочет вернуться домой, вместо того, чтобы помочь им, создает различные преграды – о бюрократических препятствиях в организации чартерных перелетов я уже говорил...

Разрыв формирует и премьер-министр, когда с экранов телевизоров он ругает собственных граждан, называет их безответственными, вместо того, чтобы призвать всех к сплоченности и солидарности. Подпитывают раскол и такие персонажи, как Богдан Цырдя, – именно он делит людей на местное население и всех остальных.

### Vezi și... ### Дорин Киртоакэ: «Пока во всем мире строят больницы, мы копаем могилы!»

Они все и формируют это разделение, им это нужно, потому что, настраивая людей друг против друга, становится легче ими манипулировать. Я очень надеюсь, что общество проявит сознательность и не попадет в сети тех, кто сталкивает нас лбами, кто своими ежедневными выступлениями дезинформирует людей и настраивает друг против друга.

Я бы хотел, чтобы мы как можно быстрее избавились от этой пандемии коронавируса и сохранили свое здоровье, а после – объединили свои силы для борьбы с пандемией другого рода: чтобы мы избавились от некомпетентных и коррумпированных людей, которые сегодня находятся у власти.