Состарят и украдут? В США озабочены популярностью приложения FaceApp

FaceApp в магазине мобильных приложений

Российское приложение FaceApp навлекло на себя подозрения в работе на "враждебную иностранную державу". Национальный комитет Демократической партии опубликовал предупреждение кандидатам в президенты. Комитет рекомендует им и их советникам не пользоваться приложением FaceApp во избежание российского вмешательства в выборы 2020 года. "Эта новинка, – пишет в своем послании отвечающий за кибербезопасность президентской кампании Боб Лорд, – к сожалению, не лишена риска: FaceApp разработан русскими", а потому "имеются основания для обоснованной тревоги. Пока не ясно, в какой мере приложение угрожает личным данным, однако ясно, что выгоды отказа от пользования приложением перевешивают риски".

Лидер демократов в Сенате Чак Шумер обратился к ФБР и Федеральной торговой комиссии США с просьбой проверить FaceApp на предмет злонамеренного использования личных данных, которые могут быть переданы "враждебной иностранной державе".

Американцы с растущим беспокойством воспринимают все новые свидетельства того, как крупнейшие провайдеры онлайн-услуг используют конфиденциальную информацию без спроса ее владельцев. Ряд членов Конгресса считает, что законодательство США в этом вопросе отстает от европейского: если в странах Европейского союза использовать личные данные запрещено по умолчанию, то в Америке – по умолчанию разрешено. Накал страстей хорошо иллюстрирует темпераментный монолог конгрессмена Майкла Капуано, который он произнес в ходе обсуждения послаблений в законе.

"У меня простой вопрос: какого черта вы тут думаете? Что у вас в голове? Почему вы готовы отдать любую вашу личную информацию безликой корпорации, чья единственная цель – продать эти данные? Назовите мне хоть одну вескую причину, зачем им знать, какие у моей матери проблемы со здоровьем? Знаете, откуда они знают? Потому что я ходил с ней к врачу, они рассказали мне о ее проблемах, я понятия не имел, о чем речь. Поэтому я вернулся домой и стал искать в интернете лекарства, которые она принимала. То же самое с моими детьми. Не далее как на прошлой неделе я купил через интернет нижнее белье. Зачем вам знать, какой у меня размер? Или какого цвета у меня трусы? Когда я рос, я больше всего восхищался одним из принципов Республиканской партии. Этот принцип – уважение права на частную жизнь. Это – мое. Не ваше. Не правительства. Мое. Вы этого не получите, если я вам сам не отдам. Мой номер телефона, номер социального страхования, номер кредитной карты, мои пароли. Все это – мое. И все это вы хотите отдать!"

В ходе публичных слушаний в нижней палате конгрессмен Тед По учинил допрос с пристрастием генеральному директору Гугла Сундару Пичаи.

– У меня есть айфон. Если я сейчас пойду отсюда вон туда и сяду с моими друзьями-демократами, которые по этому поводу станут нервничать, Гугл отследит мои перемещения? У Гугла есть возможность при помощи этого телефона узнать, куда я пошел? Отвечайте "да" или "нет".

– Не обязательно. У Гугла есть сервис, к которому вы можете подключиться.

– Значит, Гуглу известно, что я пошел отсюда туда? Это незамысловатый вопрос. Вы зарабатываете сто миллионов долларов в год. Вы должны быть в состоянии ответить. Гугл может через этот телефон узнать, что я пересел отсюда в кресло рядом с мистером Джонсоном? Он по этому случаю будет волноваться.

– Я не могу ответить...

– Не можете сказать "да" или "нет"?

– ...не зная дополнительных деталей.

– Я потрясен. Я-то уверен, что Гугл способен на это.

Новым поводом для беспокойства стало бесплатное приложение для смартфонов FaceApp, с помощью которого, среди прочего, можно с помощью технологии нейросети состарить человеческое лицо на фотографии, как в старом советском детском фильме "Сказка о потерянном времени".

Сложно сказать, чем эта забава так привлекает пользователей. Вероятно, все дело в том, что на FaceApp обратили внимание звезды шоу-бизнеса с их миллионами подписчиков – такие, как рэпер Дрейк или поп-группа "Братья Джонас". Вслед за развлечением пришла тревога.

Обозреватель телекомпании NBC News Бен Коллинз не видит для нее оснований, но оговаривается: неизвестно, как будет развиваться сервис в дальнейшем.

– Самое главное, что выводит людей из себя, – это то, что приложение, как они слышали, создано в России.

– Именно. Ты думаешь "Россия", и эта мысль внушает ужас. Наверно, они занимаются чем-то подозрительным. Не думаю, что это происходит в данном случае. Да, приложение сделано русской компанией под названием Wireless Labs. У нее, насколько нам известно, нет прямых связей с Кремлем. Это действительно важно. Если посмотреть, какую именно информацию компания получает через это приложение, то окажется, что ее не так уж много. Вот моя фотография, которую я загрузил. Приложение отправило ее компании. Они говорят, что хранят ее 48 часов. Это происходит всякий раз, когда вы нажимаете вот эту кнопку. Изображение размещается в облаке, чтобы не замедлять работу вашего компьютера или их сервера. Программа не забирает все снимки, хранящиеся в памяти вашей камеры, как утверждают слухи. Как только я закончил работать с приложением, я избавляюсь от него. Так обстоит дело на сегодняшний день. Что будет в будущем – не знаю.

Главный редактор журнала Wired Николас Томпсон тоже считает безосновательной панику, возникшую вокруг приложения.

– Первоначально сообщалось, что FaceApp загружает все снимки, сделанные вашей камерой. Если бы это было так, это было бы чудовищным нарушением приватности. Эту первоначальную теорию никто не смог смоделировать. Что они делают – так это используют те фотографии, которые вы [сами] загрузили в FaceApp. Они размещают их в облаке. Было бы лучше, если бы они анализировали изображения на вашем устройстве, а не перекачивали их в облако. Но они делают это только с изображениями, которые вы разрешили использовать. Этот состаренный образ Влада с бородой – теперь собственность русских. Но снимками Влада в детстве или в кругу семьи русские не владеют.

Фотография Владимира Путина, "состаренная" приложением FaceApp

– Но, обрабатывая этот снимок, они получают доступ ко всем фотографиям в моем телефоне или моем облаке. Это так?

– Этому нет никаких доказательств. Предполагается, что они этого не делают. Здесь существует несколько поводов для беспокойства. Первое: пользовательское соглашение чрезмерно, но такая чрезмерность характерна для всех подобных приложений. Во-вторых, приложение принадлежит русским, и в особых случаях, если, к примеру, я работаю на президентскую кампанию Камалы Харрис, я просто не устанавливаю это приложение. И третье – это то, что они, вне всякого сомнения, используют эти фотографии для усовершенствования систем распознавания лиц. Этот факт воспринимается как нечто нарушающее правила: компьютер на ваших фотографиях учится узнавать людей. Это тревожит нас, даже если никак не отражается на нашей повседневной жизни. Но это в равной мере справедливо и в отношении другого приложения – принадлежащего Фейсбуку Инстаграма.

Обратим внимание: Николас Томпсон не утверждает, что несанкционированное скачивание приложением FaceApp фотографий невозможно – он лишь говорит, что эксперты не смогли установить, происходит ли это на самом деле. Это тот самый случай, когда скачивание разрешено по умолчанию в соответствии с пользовательским соглашением, а для того, чтобы закрыть доступ к изображениям, требуется произвести некоторые операции.

В статье, опубликованной в журнале Wired, говорится, что, хотя компания находится в Петербурге, ее серверы расположены на территории США. Это не совсем так: помимо Америки, у компании есть серверы в Ирландии, Сингапуре и Австралии. А кроме того, как подчеркивает Forbes, технически ничто не мешает петербургской штаб-квартире загружать изображения с этих серверов на свои компьютеры. Российская компания, расположенная в России, естественно, подчиняется российским законам, согласно которым ФСБ и другие спецслужбы пользуются неограниченным доступом к персональным данным пользователей. Заверения основателя компании Ярослава Гончарова в том, что данные не передаются в Россию, убеждают не всех.