Linkuri accesibilitate

«Америка готова к взлету». 100 дней президента Джо Байдена


Президент Джо Байден во время послания Конгрессу США, 28 апреля 2021
Президент Джо Байден во время послания Конгрессу США, 28 апреля 2021

Президент Байден миновал условный рубеж 100 дней у власти. По традиции в этот день американцы взвешивают достижения и неудачи главы государства. Баланс пока положительный, но многие обещания остаются неисполненными, а оппоненты обвиняют 46-го президента в узкопартийной политике.

В Конституции не написано, что президент США должен отчитываться перед гражданами об итогах первых ста дней своей работы. Это традиция, начало которой положил 32-й президент Франклин Рузвельт. Он вступил в должность в марте 1932 года, в разгар Великой депрессии, когда миллионы американцев лишились не только средств к существованию, но и надежд на улучшение своего положения. Нужно было вернуть им веру в будущее. Рузвельт сразу же приступил к реализации программы выхода из депрессии – "Нового курса", и по истечении ста дней рассказал в радиообращении к нации о первых результатах этой работы.

С тех пор каждый кандидат в президенты сообщает избирателям, что он намерен делать в первые сто дней своего президентства, а избиратели сличают обещания с итогом.

Джо Байден вступил в должность в сложный период. Пандемия коронавируса обнулила экономический рост, вынужденная безработица резко пошла вверх, отношения США с союзниками осложнились, а с проблемными странами так и не наладились. Люди устали от карантина и "партизанщины", как называют в Америке политику, в которой партийные интересы преобладают над интересами страны. Летом по всей Америке прокатилась волна массовых протестов, каких она не видела с 60-х годов прошлого века.

Если лозунгом Трампа был призыв "Сделай Америку великой снова", то лозунгом Байдена стало обещание сделать Америку нормальной снова.

Накануне символической даты в послании Конгрессу Джо Байден подчеркивал, что усилиями его команды Америка оживает и обретает надежду.

Я стою здесь сегодня вечером – всего за один день до сотого дня моего управления. Сто дней с тех пор, как я принял присягу, убрал руку с нашей семейной Библии и унаследовал страну, находящуюся в кризисе. Самая страшная за столетие пандемия. Худший экономический кризис со времен Великой депрессии. Самая мощная со времен Гражданской войны атака на нашу демократию. Теперь, спустя всего сто дней, я могу доложить нации: Америка снова пришла в движение. Она превращает угрозу в вероятность, кризис – в возможность, отступление – в силу. Жизнь может сбить нас с ног. Но мы в Америке никогда не остаемся поверженными. В Америке мы всегда встаем на ноги. И сегодня это то, что мы делаем: Америка снова встает на ноги. Она выбирает надежду вместо страха. Правду – вместо лжи. Свет – вместо тьмы. После 100 дней спасения и обновления Америка, по-моему, готова к взлету.

Один из важных критериев эффективности нового президента – число подписанных им законов. Оно говорит не только о его активности, но и о слаженности в работе двухпартийного Конгресса. Результат Рузвельта остается рекордом: в первые сто дней он подписал 76 законов. Показатель Байдена значительно скромнее – 11 (у Трампа было 28, у Обамы – 14, у Джорджа Буша-младшего – 7). Но у Рузвельта было значительное большинство в обеих палатах Конгресса. У Байдена ситуация гораздо сложнее: места в Сенате распределяются между партиями поровну – 50 на 50, Большинство Демпартии обеспечивается лишь голосом вице-президента Камалы Харрис, которая по Конституции является главой Сената, но голосует лишь тогда, когда ни одна из чаш весов не может перевесить другую. Это значит, что при проведении законопроекта, против которого фракция республиканцев голосует в полном составе, демократам нельзя потерять ни одного голоса. Это сложно, потому что сенаторы ориентируются на интересы своих штатов, а уже во вторую очередь – на линию партии. Интересы Аризоны вполне могут противоречить интересам Коннектикута, а интересы Джорджии – интересам Калифорнии.

Именно так – большинством в один голос – был принят Сенатом пакет мер по стимулированию экономики и помощи населению в связи с пандемией – "План спасения Америки" – стоимостью в 1,9 триллиона долларов. И именно по этой причине лидер республиканцев в верхней палате Митч Макконнелл обвиняет президента в однопартийном подходе.

После года, потраченного на борьбу с пандемией исторических масштабов и обуздание гражданских беспорядков, президент Байден пообещал, что он будет "президентом для всех американцев", что он планирует "исправлять", "восстанавливать" и "исцелять". Американский народ избрал Сенат в пропорции 50 на 50, нижнюю палату, разделенную на две почти равные половины, и президента, проповедующего умеренность. Он обещал посвятить "всю свою душу" делу "сплочения нашего народа". Многие надеялись, что его администрация будет отвечать этому обещанию. Но первые 100 дней оставляют желать лучшего. За несколько коротких месяцев администрация Байдена, похоже, отказалась от идеи реального единства в пользу приманки для своей либеральной электоральной базы, прикрытой изрядным слоем фальшивой рекламы.

По мнению Макконнелла, Джо Байден в своей политике сдвигается влево относительно своей предвыборной программы.

Это довольно наглая подмена. На обоих концах Пенсильвания-авеню (то есть в Белом доме и Конгрессе. – В. А.) демократы предпочли жить в альтернативной вселенной, где и данные ими предвыборные обещания, и мандат, предоставленный американским народом, не имеют ничего общего с происходящим здесь, на планете Земля.

Самый впечатляющий результат деятельности Байдена – кампания вакцинации с последующей отменой карантинных ограничений. Американцы получают прививки опережающими темпами. На сегодняшний день привито хотя бы одной дозой более половины населения – более 139 миллионов человек. Число случаев заражения сократилось с 20 января на 73 процента, со 199 тысяч случаев в сутки до 54,4.

Это правда, что предшественник Байдена вопреки научным данным долго и упрямо отрицал угрозу ковида, однако именно при нем вакцина была одобрена к применению, при нем же началось осуществление частно-государственного партнерства по производству и распределению вакцины "Операция "Безумная скорость" (Operation Warp Speed). Просто при Байдене объемы производства достигли максимума. Об этом напомнил американцам, отвечая от имени Республиканской партии на послание президента, сенатор Тим Скотт. Он тоже считает, что администрация Байдена не объединяет, а еще больше раскалывает страну.

Мы только что услышали первое обращение президента Байдена к Конгрессу. Наш президент кажется хорошим человеком. Его речь была полна хороших слов. Но президент Байден обещал вам, что будет руководить определенным образом. Он обещал объединить нацию. Снизить накал противостояния. Править в интересах всех американцев независимо от того, как мы проголосовали. Такая была заявка. Вы только что услышали это снова. Но наша страна жаждет большего, нежели пустые банальности. Нам нужны политика и прогресс, которые сблизят нас. Но через три месяца действия президента и его партии еще больше разделяют нас.

Из-за ненадежности большинства, которым располагают демократы в Сенате, неясна судьба плана модернизации инфраструктуры Америки, в котором Байден видит трамплин в будущее. Обновление дорог, систем энерго- и водоснабжения, совершенствование коммуникаций должно дать работу и жизненную перспективу миллионам американцев. Но республиканцы считают его проект слишком щедрым (2,2 триллиона долларов), особенно в свете предусмотренного планом Байдена повышения налогов для корпораций.

Предмет особого беспокойства республиканского электората – наступление на традиционные ценности американского общества. "Культура запрета", полагают они, зашла слишком далеко. Вот что говорит об этом афроамериканец сенатор Тим Скотт.

Сто лет назад детей в школе учили, что цвет их кожи – их самый важный отличительный признак, и если они выглядят определенным образом, они ниже по положению. Сегодня детей снова учат, что цвет их кожи – определяющий фактор, и, если они выглядят определенным образом, они угнетатели. В нашей культуре люди в колледжах и корпорациях зарабатывают деньги и получают власть, делая вид, что мы не добились никакого прогресса, удваивая число барьеров, над уничтожением которых мы так упорно трудились. Вы знаете, что это неправильно. Услышьте меня ясно: Америка – не расистская страна. Противодействовать одной дискриминации с помощью другой – это движение вспять. Это неправильно – пытаться использовать наше болезненное прошлое, чтобы мошеннически прекратить споры в настоящем.

Лично Байдена в этом никто не обвиняет, но считается, что он идет на поводу у леворадикальных элементов Демократической партии. Еще одна цитата из выступления Митча Макконнелла.

Похоже, за спиной президента Байдена с таким знакомым лицом управление поручено самым радикальным вашингтонским демократам, и они жмут на газ, чтобы уехать как можно дальше влево, прежде чем американские избиратели попросят их вернуть автомобиль.

И все же общий настрой избирателей благоприятен для президента. По данным социологической службы Gallup, деятельность Байдена одобряют сегодня 57 процентов американцев, в том числе 11 процентов республиканцев. Не одобряют – 40. Наиболее высокой оценки, сообщает Pew Research Center, удостоились его усилия по борьбе с коронавирусом: 72 процента опрошенных считают их "хорошими" или "отличными" – недовольных всего 27 процентов.

Так что у Джо Байдена есть основания для оптимистических заявлений.

За наши общие первые 100 дней мы действовали, чтобы восстановить веру людей в нашу демократию. Мы вакцинируем нацию. Мы создаем сотни тысяч рабочих мест. Мы добиваемся реальных результатов, которые люди могут увидеть и почувствовать на своей собственной жизни. Мы открываем двери возможностей. Гарантируем честность и справедливость. В этом суть Америки. Это демократия в действии. Наша Конституция начинается словами "Мы, народ". Пришло время вспомнить, что мы, народ – это и есть правительство. Вы и я. Не какая-то сила в далекой столице. Не чья-то могущественная воля, которую мы не контролируем. Это мы. "Мы, народ".

"Вполне возможно, – полагает эксперт аналитического сайта Five Thirty Eight Джеффри Скелли, – что по завершении первых ста дней администрация Байдена уже достигла своего наивысшего подъема. В конце концов, исследования прошлого показывают, что президенты, как правило, получают высокий рейтинг в осуществлении своих программ в первые сто дней, а не позже. Но политическое будущее Байдена не зависит всецело от того, что произошло в первые три месяца. Первые сто дней могут и начисто забыться к концу президентства".

XS
SM
MD
LG