Парламентские выборы в Великобритании 12 декабря завершились уверенной победой правящей Консервативной партии премьер-министра Бориса Джонсона. По предварительным данным, консерваторы получат не менее 362 мест в Палате общин – нижней палате британского парламента. Это значительно больше 326 кресел, минимально необходимых для формирования правительства большинства. Главный результат выборов: Брекзит, судя по всему, будет, и довольно скоро.
Главный вопрос, решавшийся на этих выборах: покинет ли в ближайшее время Великобритания Европейский союз? В 2016 году большинство (хоть и далеко не подавляющее) британцев высказалось на референдуме за Брекзит – выход страны из Евросоюза, – но с тех пор этот процесс столкнулся с большими трудностями. Победа консерваторов означает, что соглашение об условиях Брекзита, заключенное премьером Джонсоном с Брюсселем, будет, видимо, очень скоро одобрено новым парламентом, и выход Соединенного королевства из Евросоюза, намеченный на 31 января 2020 года, станет реальностью.
Результаты
Первоначальные данные экзит-поллов, обнародованные в четверг поздно вечером, предвещали консерваторам еще более убедительную победу – с 368 депутатскими местами.
По мере подсчета бюллетеней эти данные были слегка скорректированы, но все равно тори будут иметь в парламенте как минимум на 44 депутата больше, чем до сих пор. Напротив, у лейбористов будет лишь 199 представителей в парламенте. Это их худший результат с 1935 года и четвертое поражение на всеобщих выборах подряд. Лидер партии Джереми Корбин уже заявил, что уйдет со своего поста.
Выборы, о которых сразу после назначения их даты заговорили как о самых важных в британской истории с 1945 года (тогда консерваторы Уинстона Черчилля сенсационно проиграли лейбористам Клемента Эттли), отличались относительно высокой явкой избирателей. На некоторых избирательных участках выстраивались очереди:
Тем не менее итоговая явка не превысила 67%, это чуть ниже, чем на предыдущих выборах в 2017 году. За последние 4 с небольшим года в Британии это третьи выборы (плюс референдум 2016 года).
О том, как проходила предвыборная кампания, в интервью Радио Свобода рассказывает живущий в Великобритании политический аналитик Валерий Аджиев:
– Лейбористы стартовали с большим отставанием от консерваторов, но разрыв постепенно сокращался, и скорость этого сокращения достигла максимума ко дню голосования. Что показывает эффективность их кампании. В только что опубликованном изданием Spectator исследовании знаменитый историк Нил Фергюсон отмечает, что кампания активно велась в соцсетях – и анализ данных, начиная от затрат на рекламу и заканчивая лайками, откликами и перепостами, показывает, что там тори очень сильно уступали лейбористам. Но если называть ту или иную кампанию "удачной" с содержательной точки зрения – то есть насколько и как в ней затрагивались вопросы, которые объективно должны быть главными, – то здесь дела обстояли как никогда печально, причем у всех партий, – отмечает Валерий Аджиев.
Консерваторы и лейбористы на сей раз имели выразительных лидеров: Борис Джонсон, имеющий репутацию шоумена, и опытный митинговый идол левых Джереми Корбин мало кого оставляли равнодушными. При этом зачастую они вызывали отрицательные эмоции – настолько, что некоторые избиратели не стеснялись в выражениях:
"Это вообще-то очень грустный выбор для Британии. Выбор между женоненавистническим, нечестным дураком и фантастически некомпетентным болваном".
Другие итоги выборов 12 декабря:
- консерваторы одержали победу во многих округах, где ранее десятки лет побеждали лейбористы
- либеральные демократы, наиболее последовательные противники Брекзита, потеряли 7 мест (у них будет 13 депутатов вместо 20 до сих пор), их лидер Джо Суинсон проиграла в своем избирательном округе
- в Шотландии Национальная партия, сторонники одновременно выхода этого региона из состава Соединенного королевства и сохранения членства в ЕС, одержала убедительную победу: у националистов будет 52 места, на 17 больше, чем ранее – и это почти все шотландские избирательные округа
- кандидаты Партии Брекзита в парламент не прошли.
Почему это так важно?
Нынешние выборы должны были стать завершением затянувшейся эпопеи с Брекзитом – процессом выхода Великобритании из Европейского союза. Победа консерваторов дает им возможность утвердить соглашение об условиях Брекзита, которое заключил с ЕС в октябре премьер-министр Борис Джонсон, и больше не откладывать дату выхода страны из Евросоюза, намеченного на сей раз на 31 января. Ну а сам Брекзит считается крупнейшим политическим "землетрясением" в Европе за десятилетия. Одни надеются, что уход Великобритании станет началом конца Евросоюза. Другие – что он подтолкнет Союз к необходимым реформам. Третьи – что Брекзит сплотит ЕС и будет способствовать его ускоренной интеграции. В Британии инициаторы Брекзита надеются на оживление торговли с США и другими неевропейскими партнерами и возвращение Лондону полного контроля за экономической и миграционной политикой.
В последние месяцы казалось, что традиционной системе, в которой за голоса избирателей соревнуются в основном две крупнейшие партии, Консервативная и Лейбористская, приходит конец. До осени резко росли рейтинги, с одной стороны, радикально евроскептической Партии Брекзита, основанной популистским политиком Найджелом Фараджем, с другой – Либерально-демократической партии, столь же резко выступающей против выхода из ЕС. Но консерваторы переманили к себе сторонников Партии Брекзита: ее поддержка накануне выборов упала c 23 до 3 процентов.
Лейбористы, которых долго обвиняли в неясной позиции по Брекзиту, перед выборами сформулировали свой план: в случае победы они договорятся о еще более мягком варианте Брекзита, сохраняющем торговые соглашения с ЕС, а затем предложат избирателям выбрать на новом референдуме между этим планом и полным отказом от Брекзита. В итоге популярность лейбористов выросла, как полагают, за счет либеральных демократов, чьи рейтинги упали с 20 до 12 процентов.
Комментирует Валерий Аджиев:
– Главный вопрос, который так или иначе были призваны решить выборы, – это Брекзит. Именно по отношению к нему страна расколота на два лагеря: брекзитеров (сторонников выхода из Евросоюза – РС) и римейнеров (сторонников того, чтобы остаться – РС). Партия Брекзита и либеральные демократы выражали полярные взгляды на выход из ЕС в их чистом, даже экстремальном виде. В одном случае – уйти любой ценой, даже без соглашения, в другом – остаться, тоже практически любой ценой. Но на выборах "партии одного вопроса" (пусть в текущий момент и критически важного) уязвимы. Их шансы получить большинство в парламенте ничтожны, ведь жизнь не сводится к Брекзиту, и электорат это понимает. Шансы сформировать правительство, а значит, и с Брекзитом разобраться – только у двух основных партий. Поэтому даже твердые сторонники крайних по отношению к Брекзиту точек зрения начали приходить к выводу, что только голосование за одну из двух основных партий позволит их голосам не пропасть – даже если эти основные партии не предлагают той определенности, которую они в идеале хотели бы.
Страна расколота на два лагеря
– А о чем-то еще, кроме Брекзита, дискутировали?
– Да. Большой темой была Национальная система здравоохранения (NHS). На этих выборах лейбористы обвинили тори не просто в желании приватизировать NHS, но и буквально в заговоре с умыслом продать ее американским частным кампаниям. Доказательства этих намерений были довольно шаткими, но часть публики это не смущало. Следующий важнейший вопрос – "закон и порядок". Пожалуй, это единственный вопрос, который обсуждался по-существу – случившийся в Лондоне теракт не оставил политикам и журналистам выбора. Немало внимания было уделено проблеме антисемитизма в Лейбористской партии – но есть сомнения, что это впечатлило широкую публику. Как ни странно, не очень дискутировали об экономических вопросах – при том, что лейбористы предложили чрезвычайно радикальную программу, которая в случае осуществления просто изменит основы экономического строя, сложившегося в стране. И почти никого не интересовали вопросы внешней политики, кроме того же Брекзита.
История вопроса
Нынешние выборы были досрочными – и первыми за почти сто лет, состоявшимися в декабре. В последний раз такое случилось в 1923 году: обычно британцы стараются не "портить" предвыборными страстями недели, предшествующие Рождеству.
Почему потребовалось голосовать досрочно? Для этого нужно вспомнить важнейшие моменты бурной британской политической истории последних четырех лет.
- 2015: консерваторы во главе с тогдашним премьер-министром Дэвидом Кэмероном выиграли с небольшим перевесом очередные парламентские выборы. Кэмерон, зная недовольство части электората характером отношений Британии с Евросоюзом, подтвердил прежнее обещание провести референдум о Брекзите.
- Но на референдуме 23 июня 2016 года почти 52% проголосовавших высказались за выход из ЕС. "Брекзитеры" преобладали в Англии и Уэльсе. Большинство жителей Шотландии, Северной Ирландии и Лондона оказались "римейнерами".
- После поражения на референдуме, где он выступал как умеренный "римейнер", Дэвид Кэмерон подал в отставку с поста премьера. Его преемником стала экс-министр внутренних дел Тереза Мэй – компромиссная фигура. Сама она, как и Кэмерон, была умеренным "римейнером".
- 2017: Мэй объявила досрочные выборы, надеясь увеличить консервативное большинство в парламенте и без проблем осуществить Брекзит. Но кампанию она провела плохо, и ее партия, наоборот, лишилась большинства. Мэй договорилась о поддержке с небольшой партией североирландских юнионистов.
- 2018-19: Тереза Мэй согласовала с Евросоюзом договор об условиях Брекзита. Но в ее партии произошел раскол, многие депутаты-консерваторы были недовольны условиями договора с ЕС. Мэй трижды вносила свое соглашение в парламент, но не добилась поддержки большинства. Из-за этого дата Брекзита несколько раз переносилась.
- В июле 2019 года Тереза Мэй была вынуждена подать в отставку. Ее заменил Борис Джонсон, в 2016-м – "фронтмен" кампании в поддержку Брекзита.
- Джонсон заключил с Брюсселем новый вариант соглашения, но и ему не удалось добиться утверждения договора расколотым парламентом. Брекзит вновь откладывают – до 31 января 2020 года.
- Поскольку после прихода Джонсона рейтинги консерваторов заметно выросли, а в парламенте возник политический пат, премьер добился проведения досрочных выборов 12 декабря.
Что дальше?
"Брекзит еще не закончен", – предупреждает агентство Reuters в своем комментарии по итогам выборов.
Если новый парламент одобрит соглашение, заключенное Джонсоном с ЕС, и Брекзит действительно произойдет 31 января (к этому теперь похоже, нет препятствий), Великобритания и Евросоюз вступят в переходный период, который продлится до конца будущего года. За это время Лондон должен договориться с ЕС о новом торговом соглашении, но этот будет непросто: позиции сторон заметно расходятся.
Брекзит еще не закончен
В случае, если они не договорятся, торговые отношения Британии с континентом понесут немалый ущерб, что грозит серьезными экономическими потрясениями. В планах правительства Джонсона – помочь экономике за счет заключения торговых соглашений с США, Японией и Австралией.
Другая проблема – Шотландия. Полное доминирование националистов в этом регионе может привести к выдвижению ими требования о новом референдуме по вопросу о независимости. Первый такой референдум прошел в 2014 году и завершился победой (со счетом 55:45 процентов) сторонников единства Великобритании. Теперь ситуация может измениться: к власти в Лондоне на ближайшие пять лет пришли убежденные сторонники Брекзита, в то время как большинство шотландцев – столь же убежденные сторонники ЕС.