Linkuri accesibilitate

Владимир Бешлягэ: «Если б у нас был президент как Саакашвили, он очистил бы все стойла»


Владимир Бешлягэ
Владимир Бешлягэ

.Депутата первого парламента независимой Молдовы, писателя Владимира Бешлягэ корреспондент Свободной Европы Валентина Урсу спросила о том, насколько важны президентские выборы, назначенные на 1 ноября.

Владимир Бешлягэ: Думаю, пришло время, и 1 ноября нужно принять какое-то решение. До сих пор предыдущие президентские выборы ничего существенно не решали. Напротив, становилось только хуже и хуже, так как во главе Республики Молдова оказывались представители номенклатуры, коррумпированные, испорченные политики, вылепленные из старого теста, коммунистического и советского – все они были в прошлом партийными секретарями, министрами, кем-то еще...

Свободная Европа: Но ведь и эти политики приходили к власти благодаря голосам граждан?

Владимир Бешлягэ: Бедные граждане! Они голосовали следующим образом: сразу же после того, как были открыты границы советского загона, ведь Советский Союз был самым настоящим хлевом, люди начали убегать: начала расти бедность, и люди пустились на поиски работы в другие места. Демографическое равновесие изменилось, в стране остались одни старики, молодежь уехала, активные политические силы сократились. В результате, это изменило электоральный состав населения.

Свободная Европа: Что может и должен сделать глава государства в Республике Молдова, в стране с парламентским режимом правления, где президент обладает ограниченными полномочиями?

Владимир Бешлягэ: Да, я вот как раз хотел спросить вас: каковы пожелания действующего президента, который всегда жаловался на то, что ему не хватает полномочий? Действительно, президент в нормальной стране обладает определенными, но не безграничными полномочиями. И если взять действующего президента, то ситуация в стране очень серьезная, даже хуже, чем когда-либо. Как можно соглашаться жить и взаимодействовать в так называемом государстве, где президент – социалист, парламент состоит в основном из социалистов, правительство – из социалистов, а вдобавок и мэр Кишинева – тоже социалист? Если раньше были какие-то разногласия между мэром и правительством, то сейчас все сверху донизу…

Это просто чушь – 50 партий и движений в такой маленькой стране

Свободная Европа: То есть, в стране нет баланса власти?

Владимир Бешлягэ: Не то, чтобы нет баланса. Царит какая-то несуразица, поставленная и разыгранная внешними силами…

Свободная Европа: И все-таки, что должен и может сделать глава государства в Республике Молдова?

Владимир Бешлягэ: Он может сделать много или мало. Все зависит от главы государства. Наш народ, который живет еще архаичным, устаревшим сознанием, говорит, что все начинается с головы. Если верха здоровы, хорошие, нравственны, то и порядок в стране есть. А если голова испорченная, то, как говорится, «рыба гниет с головы». У нас не было таких президентов, мы ждем, чтобы президент был…

Свободная Европа: Какую роль играли президенты все эти 30 лет?

Владимир Бешлягэ: Все президенты действовали в интересах зарубежных сил, так как Республика Молдова и была создана иностранными силами – то Российской империей, то Советским Союзом, она была и остается губернией.

Свободная Европа: Многие граждане Республики Молдова желают себе президента-батьку, который будет им все диктовать и все за них решать.

Владимир Бешлягэ: Так мыслит неразвитый народ, не привыкший к демократии. Если бы у нас принимали законы, и если бы мы развивались с момента провозглашения независимости, с начала 90-х годов, то за 30 лет население бы перевоспиталось, и сформировался бы другой электорат. Этого не произошло, так как никто этого не хотел. Все осталось, как было, и сейчас они хотят батьку, который бы им все давал.

В нормальной стране не государство дает человеку, а человек дает государству. Государство не организует экономику, а лишь координирует ее, заботится о соблюдении законов. А поскольку Республика Молдова – государство слабое с экономической точки зрения, из состава советской империи она вступила в демократию в качестве аграрной, разваленной колонии со слабой экономикой.

Свободная Европа: И все-таки, в Республике Молдова есть более 50 партий. По меньшей мере, треть из них выдвигает своих лидеров в качестве кандидатов на пост президента. Что вы думаете о таком большом количестве претендентов на президентское кресло?

Владимир Бешлягэ: Это просто чушь – 50 партий и движений в такой маленькой стране. Это чушь, какой еще не было на свете, такого больше нигде нет. Партийная база в нормальных странах формируется за счет экономических интересов. Здесь же каждый создает свою партию.

Мы пока не преодолели инфантилизм

Свободная Европа: С другой стороны, из большего числа кандидатов граждане смогут выбрать лучшего?

Владимир Бешлягэ: У каждого кандидата свой довольно немногочисленный электорат. Все, кто с таким рвением стремятся занять пост президента, – полоумные люди. За них проголосуют 10 тыс., 5 тыс., 3 тыс., 7 тыс., да пусть даже 20 тыс. человек, но ведь все равно нужна более массивная поддержка. У нас в республике примерно 1 млн 600-500 тыс. избирателей. На ближайших выборах очень важно подключение диаспоры, которая насчитывает около 800 тыс. граждан.

Свободная Европа: Да более миллиона…

Владимир Бешлягэ: Диаспора очень много значит. Если дать возможность диаспоре проголосовать, то ситуация у нас может измениться самым радикальным образом.

Свободная Европа: А какие ожидания общество должно связывать со следующим главой государства, с будущим президентом? Он не повышает пенсии, зарплаты…

Владимир Бешлягэ: Он не влияет на размер пенсий и зарплат. В первую очередь необходима реанимация экономики. Все начинается с этого.

Свободная Европа: Это прерогатива правительства, парламента…

Владимир Бешлягэ: Мы ведь уже говорили, что в республике с таким менталитетом, как наш, президент является примером для подражания. И он может все изменить, если это нравственный человек. Он может повлиять на правительство, на парламент, на все остальное.

Но если следовать стандартам нормальной страны, то, конечно же, президент не может всего этого делать. Этим должно заниматься правительство, а президенту отводится миссия продвигать уравновешенную внешнюю политику. Он в силах быть посредником между различными силами в государстве: между юстицией, исполнительной властью и парламентом. Он не должен быть сторонником одного направления и одной силы в стране.

Свободная Европа: Такое расколотое общество как в Республике Молдова может избрать президента, который называл бы себя и даже стал бы президентом для всех граждан?

Владимир Бешлягэ: Если своей властью и полномочиями президент способствует улучшению материального благосостояния, экономического положения, культурной атмосферы, законодательства, тогда он может стать президентом для всех. Но для этого нужно обладать даром, нужна харизма. Нужно быть президентом, которого нельзя подкупить, купить или продать. Надеемся, что такого президента мы и получим после будущих выборов.

Нам нужен пророк. Вот наша мечта. И, дай Бог, он появится по результатам выборов

Свободная Европа: Вообще-то есть и другие мнения, что, мол, без института президентства можно было бы и обойтись.

Владимир Бешлягэ: Наш электорат обладает пока что отсталым мышлением. Он все время стремится заручиться поддержкой отца, батьки... В других демократических странах такого уже нет, а мы пока не преодолели подобный инфантилизм. Как можно три десятилетия подряд выбирать президентом председателя партии, министра, кого-то еще?! Как это возможно? Мир ведь изменился, так что же тогда все это значит?..

Свободная Европа: Какой будет Республика Молдова через четыре года? Какой вы хотели бы ее видеть?

Владимир Бешлягэ: Если через четыре года у нас будет настоящий, правильный президент, чистый как слеза, то можно будет что-то изменить. Хотя - немного. Немного потому что проблемы у нас слишком сложные. Думаю, если президент будет готов пожертвовать собой…

Свободная Европа: А что значит «жертвенность»?

Владимир Бешлягэ: Жертва – это то, что сделал Михаил Саакашвили в Грузии. Он пришел и перевернул все сверху донизу, навел порядок, начиная с полиции …

Свободная Европа: Но там президентский режим правления.

Владимир Бешлягэ: Было бы неплохо, чтобы и у нас было так же.

Свободная Европа: В Республике Молдова парламентская форма правления.

Владимир Бешлягэ: Полупарламентская…

Свободная Европа: Парламентская.

Владимир Бешлягэ: Но у нас не соблюдается Конституция, не соблюдается ни один закон! Если б у нас был президент как Михаил Саакашвили, он перевернул бы все и очистил бы все стойла, начиная с парламента, правительства, очистил бы все организации и посадил бы в тюрьму всех коррупционеров…

Свободная Европа: Порядком в стране занимается юстиция.

Владимир Бешлягэ: Юстиция у нас носит условный характер. Она бедна и коррумпирована. Все нужно начать оттуда, ведь у нас есть и приличные люди. Потом, после того как этот президент четыре года будет заниматься наведением порядка, ему придется покинуть страну, как это сделал Саакашвили. Потому что его не станут терпеть, его начнут преследовать, чтобы уничтожить. Вот так.

Пророка никогда не слушают, за ним не следуют, его не знают и не признают в своей стране. Однако, нам нужен пророк. Вот наша мечта. И, дай Бог, он появится по результатам выборов.

Свободная Европа: О пророке упоминал и Алексей Матеевич.

Владимир Бешлягэ: «Знайте: не родится ежели/ среди вас пророк,/ жизнь в вас иссякнет…» И напрасно мы тогда будем кричать о том, что у нас нет пророка.

XS
SM
MD
LG