“Доля государства в экономике России за последние 10 лет выросла на 10% и достигла 47-48%”, - отмечал Алексей Кудрин осенью прошлого года.
“Общая доля государственного сектора в ВВП [России] выросла с 39,6% в 2006 г. до 46% в 2016 г. По состоянию на 2016 г. госсектор включал около 65,2 тыс. хозяйствующих субъектов, хотя еще двумя годами раньше их было на 1 600 меньше”, - констатировали в профильном докладе 2018 года эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР), который в то время возглавлял Алексей Кудрин.
Существуют, впрочем, самые разные методики расчетов. И, например, по оценкам, которые приводит Федеральная антимонопольная служба России (ФАС), доля компаний с государственным участием в экономике страны еще в 2013 году превысила 50%.
“В 2017 году, по многим экспертным оценкам, она может превышать уже 60–70%, – отмечалось в прошлогоднем докладе ФАС “О состоянии конкуренции в Российской Федерации”. – В 2018 году ситуация существенно не изменилась”.
В представленном месяц назад докладе ФАС уже за 2019 год также констатируется: “По разным оценкам экспертов, доля госсектора в экономике России может достигать до 70%”:
“Согласно ряду оценок экспертов, в России численность предприятий госсектора в 2010–2016 гг. уменьшалась, но уровень прямого и косвенного участия государства в экономике, особенно в отдельных секторах (через крупнейшие компании, банки с государственным участием и государственные корпорации) остается весьма значительным, - продолжают авторы ежегодного доклада ФАС. - Доля выручки госкомпаний в совокупной выручке крупнейших компаний в последние годы устойчиво росла”.
Насколько велика эта доля, оценили эксперты ЦСР, проанализировав выручку Топ-100 компаний в разных секторах российской экономики. Приведем лишь некоторые из представленных ими данных:
Текущие масштабы государственного сектора в экономике приводят, в частности, “к снижению эффективности функционирования рыночных механизмов — нарушению принципа равенства компаний во взаимоотношениях с государством (конфликт интересов собственника и блюстителя равных правил игры), к замещению конкурентных механизмов (конкуренция через повышение эффективности или улучшение потребительских свойств выпускаемой продукции) административным ресурсом и лоббистскими возможностями. Как следствие, экономика начинает “пробуксовывать”, что выражается в снижении темпов роста и в усиливающемся технологическом отставании от более успешных стран”, – отмечалось в прошлогоднем докладе ФАС.