29 сентября прошли первые из трех дебатов кандидатов в президенты США. За месяц с небольшим до выборов, согласно опросам общественного мнения, Джо Байден ощутимо опережает Дональда Трампа в борьбе за президентство.
Первые из трех дебатов кандидатов в президенты США ожидались с особым интересом, потому что ставки в этих выборах как никогда высоки. Американское общество разобщено, и кандидаты, как считается, символизируют альтернативные варианты движения страны. Но о том, что они предлагают, каковы их программы действий, почти ничего не было сказано.
В конце более чем полуторачасовой встречи полностью прояснилась лишь одна вещь: Джо Байден не только устоял под напором жестких словесных атак Дональда Трампа, но и сумел ответить ему в соответствующем стиле, например, назвав президента "клоуном", прибегнув к эпитетам, ранее не входившим в публичный лексикон бывшего вице-президента.
В том, что касается содержания, оба кандидата придерживались своих традиционных тезисов. Отдельной темой было назначение нового члена Верховного суда США. Байден требует от Трампа не назначать кандидата до президентских выборов, настаивая на том, что это должен сделать тот, кого изберут американцы. Байден, явно пытаясь заработать предвыборные очки, говорит о том, что суд, в котором будут доминировать консервативные судьи, признает неконституционной реформу системы медицинского страхования, в результате чего страховку потеряют миллионы американцев. Трамп возражает, говоря, что это не так и что у него есть полное конституционное право назначить нового судью. При этом Байден уходит от ответа на вопрос Трампа, не попытаются ли демократы изменить численность Верховного суда за счет либеральных судей в случае победы демократов на выборах. Байден и Трамп схлестнулись, говоря и о пандемии коронавируса, о беспорядках, связанных с протестами против расизма. Отметая точку зрения оппонента и настаивая на собственной правоте, Трамп обвинил Байдена в том, что тот, не желая решительно осудить беспорядки и призвать к наведению порядка, опасается негодования левого прогрессистского крыла партии. Байден в ответ обвинил Трампа в том, что тот отказывается отмежеваться от белых супрематистов. Ведущим дебатов был задан вопрос о публикации в New York Times, где утверждается, что Дональд Трампа уплатил лишь несколько сотен долларов подоходных налогов в последние годы, на что Трамп ответил, что он заплатил миллионы долларов. В свою очередь Трамп обвинил сына Джо Байдена Хантера Байдена в том, что он обогатился благодаря связям на Украине, в России и Китае в бытность его отца вице-президентом США. Дональд Трамп упомянул три с половиной миллиона долларов, которые компания Хантера Байдена якобы получила от жены бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Старший Байден заверил, что его сын действовал законно.
Необычные дебаты вызвали необычную реакцию. Вопреки традиции, практически никто из комментаторов не пытается определить, кто стал победителем – большинство аналитиков, судя по всему, попросту обомлели от уровня негативизма обоих кандидатов. "Это крушение поезда!", – восклицает ведущий самой популярной телевизионной политической программы "Встреча с прессой" Чак Тодд. "Трамп споткнулся на первых дебатах из-за чрезмерной воинственности", – пишет обозреватель консервативной New York Post Джон Подгорец. "Шоу ужасов, напугавшее Америку", – это оценка газеты USA Today.
"Перепалки Трампа превратили первые дебаты в хаос" – первая полоса газеты New York Times.
"Предвыборный штаб Байдена получил самые большие пожертвования в первый час после окончания дебатов".
"Дайте ему ответить!" – президент Трамп взял верх над ведущим и затроллил страну перебиванием и оскорблениями на первых дебатах.
Критики Дональда Трампа делают, по крайней мере, один серьезный вывод по итогам первой встречи в эфире: президент Трамп не примет результатов выборов, если они будут не в его пользу. "Трамп делает предупреждение. Нужно принимать его серьезно", – пишет обозреватель New York Times Томас Фридман. Оппоненты Трампа обращают внимание на его публичный скепсис относительно возможности точного подсчета бюллетеней отправленных по почте.
Как считает политолог Эрик Ширяев из университета имени Джорджа Мэйсона, эти дебаты вряд ли возымеют большой влияние на позиции избирателей:
– В целом задача таких дебатов убедить десять процентов американцев, которые еще не знают, за кого они будут голосовать, в какую сторону идти. И первые дебаты из трех никого не убедили, на мой взгляд. Оба кандидата плохо говорили, очень много ругались, очень много оскорбляли друг друга. С другой стороны, я думаю, республиканцы, которые могут проголосовать за Трампа, были несколько больше мобилизованы, чем демократы, которые могут проголосовать за Байдена. Причина – Трамп в целом не разочаровал основную аудиторию, но мог сильно воодушевить своих сторонников, что, на мой взгляд, может ему добавить один процент голосов. Это сложный расчет, потому что с точки зрения здравого смысла, это была ругань двух престарелых политиков.
– Можно ли сказать, что Джо Байден развеял опасения сторонников относительно своей способности противостоять Дональду Трампу, по сути, на равных? Трамп ведь любить говорить о "сонном Джо".
– Байден тест прошел успешно. Да, он не разочаровал, но он и не воодушевил. Трамп, с другой стороны, был Трампом. Он перебивал, был непостоянен, обзывал своего оппонента, он был тем, кого мы и ожидали увидеть. Байден не добился полной победы, не был логичен и красноречив, но он явно не разочаровал тех, кто может его потенциально поддержать.