Общая налоговая нагрузка на экономику (объем собираемых налогов по отношению к объему ВВП) в среднем по 37 наиболее индустриально развитым странам мира – членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2019 году (данные за прошлый год появятся только осенью) чуть сократилась – с 33,9% до 33,8% - после непрерывного роста в течение десяти лет.
Для сравнения, в России, исходя из оценок Министерства финансов РФ, она составила в том же году 32,6%.
В целом же в более чем 100 странах мира, охваченных профильной статистикой ОЭСР, уровень налоговой нагрузки может отличаться в несколько раз. Так, в первой десятке по этому показателю – почти исключительно страны Западной Европы. Тогда как, например, в Китае фискальная нагрузка - в 2,2 раза меньше, чем в среднем по 19 странам еврозоны:
Почти 70% всех налоговых поступлений в казну - в среднем по странам ОЭСР – приходится на три главных источника: взносы в социальные фонды (25,7%), налоги на доходы граждан (23,5%) и налог на добавленную стоимость (НДС) – 20,4%. В России совокупная их доля – примерно 63% (соответственно - 27%, 12,6% и 23,6%, считая по данным Федерального казначейства).
То есть доля поступлений в бюджет в виде взносов на социальное страхование в России близка к средней по странам ОЭСР. Как и в случае налогов на потребление (в их суммарных поступлениях в России более ¾ приходится на НДС). При этом доля налогов на прибыль компаний в России в 1,5 раза превышает средний для ОЭСР уровень, тогда как доля налогов на доходы граждан – наоборот, почти в 2 раза меньше.
На сравнительных графиках представлены по 7 стран ОЭСР с каждой стороны: с максимальной и с минимальной долей по основным группам налогов - данные за 2019 (2018) год:
Если же иметь в виду отдельно налоговую нагрузку на бизнес, то в России она составляет 46,2% совокупной текущей его прибыли - при среднемировом уровне 40,5%. Такие оценки содержатся в ежегодном обзоре - Paying Taxes 2020 - для 190 стран мира. Его готовят эксперты Всемирного банка и международной аудиторской и консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC).
Расчеты составителей обзора базируются на законодательно установленных в каждой стране как налоговых обязательствах, так и других необходимых платежах для некой условной компании с персоналом в 60 человек (для России это – малое предприятие), полностью принадлежащей частным национальным собственникам.
Сам уровень этой нагрузки в России объясняется прежде всего значительной долей налогов на труд. “Сегодня действительно нагрузка на труд запредельная”, - признавал год назад и министр финансов России Антон Силуанов.
Речь идет в первую очередь о взносах социального страхования, которые работодатели перечисляют за своих работников во внебюджетные фонды, в целом – 30% от суммы зарплат. Из них 22% - в Пенсионный фонд РФ, 5,1% - в Фонд обязательного медицинского страхования и еще 2,9% - в Фонд социального страхования.
Об этом же министр говорил и три года назад: “30% одних только страховых взносов!.. Я уже не говорю про НДС, про подоходный налог. … И здесь мы проигрываем конкуренцию, конкурентоспособность нашей налоговой системы по сравнению с другими странами”.
Мы сравнили структуру налогообложения бизнеса в разных странах мира – по текущим оценкам компании PwC:
Как видим, лишь у четырех из стран G20 доля налогов на труд в общем налогообложении бизнеса еще выше, чем в России. Хотя по его бремени в целом Россия – в начале второй десятки стран G20.
В общей сумме налогов на бизнес доля налогов на труд, считая по оценкам PwC, составляет в России 79%. Для сравнения, среднемировой показатель – 40%, средний по странам ОЭСР – 58%, для стран G7 – 54%, а для стран G20 – 51%.