“Сегодня действительно нагрузка на труд запредельная”, - признавал в интервью РБК в конце февраля министр финансов России Антон Силуанов.
Речь идет в первую очередь о взносах социального страхования, которые работодатели перечисляют за своих работников во внебюджетные фонды, в целом – 30% от суммы зарплат (из них 22% - в Пенсионный фонд РФ, 5,1% - в Фонд обязательного медицинского страхования и еще 2,9% - в Фонд социального страхования).
Об этом же министр говорил и в 2018 году, выступая на Гайдаровском форуме: “30% одних только страховых взносов!.. Я уже не говорю про НДС, про подоходный налог. … И здесь мы проигрываем конкуренцию, конкурентоспособность нашей налоговой системы по сравнению с другими странами”.
Общая налоговая нагрузка на бизнес в России составляет 46,2% совокупной текущей прибыли - при среднемировом уровне 40,5%. Такие оценки содержатся в очередном ежегодном обзоре - Paying Taxes 2020 - для 190 стран мира, представленном в конце ноября прошлого года. Его готовят эксперты Всемирного банка и международной аудиторской и консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC).
Расчеты составителей обзора базируются на законодательно установленных в каждой стране как налоговых обязательствах, так и других необходимых платежах для некой условной компании с персоналом в 60 человек (для России это – малое предприятие), полностью принадлежащей частным национальным собственникам:
Как видим, лишь у четырех из стран G20 доля налогов на труд в общем налогообложении бизнеса еще выше, чем в России. Хотя по его бремени в целом Россия – в начале второй десятки стран G20.
В общей сумме налогов на бизнес доля налогов на труд, считая по оценкам PwC, составляет в России 79%. Для сравнения, средний показатель по всему миру – 40%, средний по 36 странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – 58%, для стран G7 – 54%, а для стран G20 – 51%.
Если говорить в целом о налоговой нагрузке на экономику (как сумме всех налоговых платежей и взносов по отношению к объему ВВП страны), то еще в 2007 году она в России составляла 36,5%, на пике кризиса в 2009-ом – 30,9%. В 2018 году она оказалась немногим ниже среднего уровня для стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), но выше, чем у трети этих стран:
Заметим, что в структуре общих поступлений в госбюджеты и в России (считая по данным Федерального казначейства РФ), и во многих странах ОЭСР (исходя из текущей статистики организации), доминируют именно взносы социального страхования - те самые “налоги на труд”. При этом доли отдельных налогов в совокупных доходах бюджетов разных стран могут сильно разниться.
Например, общая доля взносов социального страхования в общем (включая внебюджетные фонды) госбюджете России практически совпадает со средней по всем странам ОЭСР. Тогда как доли подоходного налога на граждан различаются в 2 раза, а налога на прибыль компаний и предприятий – более чем в 1,5 раза: