Linkuri accesibilitate

Думитру Алайба: «Отправной точкой была не деолигархизация, но к ней мы пришли»


Думитру Алайба в парламенте Республики Молдова
Думитру Алайба в парламенте Республики Молдова

Как вышло, что предприниматели, работающие в сфере азартных игр, пользуются настолько широким набором льгот? Кто и за что критикует законодательную инициативу, направленную на отмену налоговых привилегий для игорного бизнеса? На эти вопросы в интервью Свободной Европе отвечает депутат блока ACUM Думитру Алайба.

Свободная Европа: Месяц назад вы заявили, что индустрия азартных игр в Республике Молдова пользуется необоснованными привилегиями, налоговыми и неналоговыми льготами, и представили законопроект об их отмене. А на днях выступили с очередным разоблачением – о том, что госкомпания «Национальная лотерея Молдовы» весь свой бюджет на рекламу потратила на одном телеканале – на Prime TV, владельцем которого является Влад Плахотнюк. За шесть месяцев канал Prime получил от Национальной лотереи 350 тыс. евро – по вашим словам. Как вы оцениваете эту ситуацию, и стала ли она частью процесса по деолигархизации?

Думитру Алайба: Более месяца назад мы зарегистрировали этот законопроект, который изначально касался обеспечения налоговой справедливости, чтобы абсолютно все честно платили налоги с дохода. Мы не можем объяснить гражданам, да и не хотим искать объяснений тому, что одни годами работают и платят налоги со своих доходов, а другие, которым повезло заработать без особых усилий, не платят с выигрыша налогов. Или: парикмахерская/аптека/бутик должны платить местные сборы в мэрию, а зал с игровыми аппаратами освобожден от этого. В общем, все это и стало отправной точкой нашей инициативы.

Целью закона является отмена налоговых льгот

Разумеется, индустрия азартных игр, представленная в значительной степени Национальной лотереей, которая является монополистом, отреагировала молниеносно, проведен уже ряд мероприятий, были дискуссии, консультации и т.д. В ходе одного из мероприятий и были озвучены вышеуказанные цифры. Так что нашей отправной точкой стала не деолигархизация, но пришли мы именно к ней.

Свободная Европа: Вспомним, г-н Алайба, недавнее прошлое. Два года назад бывшая власть объявила войну азартным играм, которые рассматривались как бедствие, катастрофа для граждан и семей, и т.д. Телеканалы, которые являются собственностью или контролируются бывшим лидером ДПМ, тогда проявили завидную активность, показывая, насколько отрицательными и вредными могут быть последствия азартных игр для общества. Сегодня один из этих каналов продолжает получать огромные деньги за то, что рекламирует участие в играх. Напрашивается вопрос: что же случилось два года назад?

Думитру Алайба: Я говорил об этом… Знаете, я сказал это и два года назад, и могу повторить сегодня. Установление государственной монополии в сфере азартных игр, по моему мнению, больше похоже на перенаправление всех потоков в один карман, собирание их в один канал. Похоже, именно это и случилось.

Я не вижу коммерческого, экономического обоснования для того, чтобы потратить абсолютно весь [рекламный] бюджет исключительно на один телеканал – разве что речь идет о договоренности или об указании. Поэтому я позволил себе выступить с кое-какими предположениями.

Свободная Европа: Именно об этом мне и хотелось спросить – как проводится отбор медиаструктур, которые получают деньги за рекламу азартных игр: разыгрывается лотерея, проводится жеребьевка, бросается монета? Есть тут какие-то правила?

Думитру Алайба: Очень хороший вопрос. Вероятно, прежде всего нужно обратиться к представителю государства, ведь предприятие это государственное. И спросить: как было принято решение? На чем оно базируется, чем объясняется? Ведь подобный бюджет всего за полгода – мечта любого телеканала!

В этом году в Молдове была тысяча игровых автоматов, а через два года планируется увеличить до пяти тысяч

Свободная Европа: Нам могут возразить, что, мол, СМИ живут за счет рекламы, что эти деньги помогают им работать… Что бы вы ответили?

Думитру Алайба: Не знаю, мне это представляется неправильным, в том числе, с точки зрения интересов государства.

Хорошо, давайте предположим, что, вот, появился щедрый рекламный бюджет. Это же неправильно – направить его лишь на один телеканал, который, к тому же, принадлежит человеку, захватившему государство! Иными словами, тут, похоже, речь идет о крайне простой, как мы видим, схеме – и не одной, список можно продолжать, тут и Metalferos, и госзакупки, и т.д.

Кстати, хочу подчеркнуть, что мы говорим сейчас только о коммерческих бюджетах, о деньгах на рекламу. Нам вообще неизвестно, что еще происходило внутри компании-организатора лотерей, какие закупки там производились. Но, конечно, я не могу утверждать, что это единственный вопрос относительно эффективности расходования средств в данной сфере!..

Свободная Европа: Законопроект, внесенный вами в парламент, предусматривает отмену льгот и привилегий для индустрии азартных игр. Неужели, г-н Алайба, нескольких поправок достаточно? Или необходим кардинальный пересмотр и законодательных рамок, и практики, сложившейся в этой области?

Думитру Алайба: Целью этого закона на данный момент является отмена налоговых льгот. Конечно, работу индустрии азартных игр можно регулировать по-разному, тут и лицензии, и местоположение игорного заведения, и прочие нормы, ограничения и т.д. В нынешнем законопроекте мы ставили перед собой задачу не реформировать игорный бизнес, а просто унифицировать его с остальными видами деятельности, потому что на данный момент участники рынка азартных игр платят значительно меньше, чем, например, мелкие предприниматели. И игорный бизнес пользуется всеми поблажками, он находится в очень выгодном положении и неуклонно расширяет присутствие на рынке.

Чем быстрее мы все сделаем, тем выше гарантии, что схемы не попадут в другие руки, что они будут ликвидированы!

В этом году в Молдове, как я написал в своем блоге, было около одной тысячи игровых автоматов, а через два года – и эти цифры приводят сами операторы рынка – планируется увеличить количество автоматов до пяти тысяч! Иными словами, условия для развития этого вида бизнеса более чем благоприятные.

Свободная Европа: Но ваша законодательная инициатива вызвала немалое число критических откликов. В чем вас обвиняют?

Думитру Алайба: Критики законопроекта выбрали разную тактику. Некоторые телеканалы, включая упомянутый выше канал, который пользуется рекламными деньгами, сосредоточились на показе сентиментальных историй о людях, которые наконец-то выиграли – и, возможно, впервые в жизни держат в руках более или менее приличную сумму денег. Но тут их вдруг обязывают заплатить налог с этого выигрыша!.. Правда, организаторов лотерей и азартных игр не волнует вопрос о том, получит ли счастливчик всю сумму, которую он выиграл, или же придется уплатить с этих денег налог. Их интересуют собственные доходы, а ставки в этой сфере, поверьте, очень высоки.

Как обычно, прикрываются интересами людей, но это лишь обертка, а на самом деле речь идет о корысти и личных интересах. Именно так я оцениваю кампанию, развязанную против проекта закона об отмене льгот и привилегий в сфере азартных игр. Аргументы в пользу реформы я привел, и они сводятся к тому, что налоги должны платить все. На данный момент Налоговый кодекс не позволяет мэриям облагать игорные заведения сборами. Но это неправильно и несправедливо. Как я уже говорил, индустрия развивается, а местные власти не получают ничего с процветающих компаний.

Свободная Европа: А есть ли гарантии того, что схемы, которыми пользовались представители прежней власти, в том числе в сфере азартных игр, не перейдут – вместе с телеканалом, например, – к новому владельцу?

Думитру Алайба: Мы устраняем эти схемы и, в конечном счете, у нас есть возможности вмешаться. Мы не собираемся заниматься рэкетом и отбирать все эти схемы, мы не собираемся перенаправлять потоки в какое-то русло, мы намерены их уничтожить – и именно этим заняты и правительство, и парламент. Чем быстрее мы все сделаем, тем выше гарантии, что схемы не попадут в другие руки, что они будут ликвидированы!

XS
SM
MD
LG