В Дегтярске Свердловской области полиция задержала 75-летнего Петра Кикилыка за попытку установить мемориальную табличку в честь бывшего президента США Ричарда Никсона. Пенсионеру пришлось ночевать в отделе полиции, табличку у него отобрали. Это не первый скандал на Урале, связанный с российско-американскими отношениями.
13 июля 2019 года у здания бывшего рудоуправления в Дегтярске по ул. Калинина, 31а, собралось несколько человек. Они пришли на установку мемориальной доски в память о посещении города вице-президентом США Ричардом Никсоном в 1959 году. Средства собрала инициативная группа – сами придумали текст, перевели на английский язык и заказали табличку из мрамора и железную подкладку к ней с ковкой дубовых листьев и желудей. Установку согласовали с "Энергосбытом" – нынешним собственником первого этажа здания бывшего рудоуправления. Однако за несколько минут до начала мероприятия к инициатору Петру Ивановичу Кикилыку подошел подполковник полиции. Он объявил митинг незаконным.
– У меня и в мыслях не было проводить митинг без ведома соответствующего органа, я подавал уведомление и в городскую администрацию, и в городскую думу и не получил вразумительного ответа. По образованию я юрист, а то, что мне прислали из городской администрации, – филькина грамота, – говорит Петр Кикилык.
В ответе, присланном Кикилыку по электронной почте с адреса городской администрации, отсутствуют печать, подпись и исходящий номер. Администрация сообщила, что не может согласовать митинг, так как в том же месте и в то же время запланировано проведение праздничного мероприятия, посвященного 65-летию города Дегтярска и 100-летию Архивной службы Свердловской области.
– Эта писулька не имеет силы, – считает Петр Иванович. – На сайте гордумы нет решения о проведении этого праздника. К тому же столетие Архивной службы было 1 сентября 2018 года, а 65 лет с момента присвоения Дегтярску статуса города исполнится 18 ноября.
Тем не менее, 13 июля Кикилык решил не обострять ситуацию, убрал табличку обратно в багажник автомобиля и попытался договориться с полицейским:
– Я сказал ему, что митинг прекращен, так и не начавшись. И речи быть не могло о том, что я проводил какое-то неправильное мероприятие. И услышал слова: "Заберите его!"
Пенсионера препроводили в отдел полиции Дегтярска и составили протокол по ч. 2 ст. 20.2 КоАП "Проведение митинга без подачи уведомления". Отпустили только на следующий день, после того как суд не принял дело из-за ошибок, допущенных полицейскими при оформлении протокола. Табличку у Кикилыка изъяли в качестве вещественного доказательства. Когда новость про акцию разошлась в СМИ, кто-то позвонил пенсионеру с предложением продать сувенир за 100 000 евро.
"Уральское детство" американского президента
Город Дегтярск расположен в 65 километрах от Екатеринбурга, на границе Европы и Азии. До революции это был маленький рабочий поселок шахтеров, дегтярей и углежогов, в окрестностях находились месторождения железа и меди. После Октябрьской революции 1917 года рудники были разрушены, рабочие разъехались. В годы НЭПа медный рудник был передан в концессию английскому акционерному обществу "Лена-Голдфилдс". Некоторые жители Дегтярска убеждены, что здесь среди иностранных сотрудников с 1925 по 1930 год трудилась и чета Никсонов, которая привезла с собой на Урал маленького Ричи, будущего 37-го президента Соединенных Штатов Америки.
– Ричи был смелым пацаном. У него единственного из всего поселка был футбольный мяч! – пересказывает дегтярский фольклор Петр Кикилык.
Достоверно известен лишь факт, что в 1959 году во время официальной поездки по СССР тогда ещё вице-президент США Никсон неожиданно попросил делегацию заехать в Дегтярск. В городе до сих пор жива память об этом событии. Сейчас рудники не действуют, они давно затоплены, городок живет на федеральные дотации. Жители Дегтярска считают, что их город обладает уникальным ландшафтом, и даже называют его "уральской Швейцарией". Кикилык и его единомышленники мечтают, что в городе будет создан мини-музей Никсона или хотя бы установлена мемориальная табличка, чтобы привлечь сюда туристов.
МИД России обращает внимание на некорректность указанной на мемориальной доске формулировки "от благодарных жителей Дегтярска и Урала"
Петр Кикилык называет себя писателем, футурологом и правозащитником. Много лет он ведет собственный сайт, где критикует власть и выкладывает свою переписку с чиновниками. Тема российско-американских отношений беспокоит его уже несколько лет. Петр Иванович оценивает внешнюю политику РФ как "задиристую" и опасается, что из-за плохих отношений между Россией и Америкой "мир окажется на пороге третьей мировой ядерной войны".
Из Министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области за подписью министра В.В. Козлова Кикилыку сообщили, что "МИД России не имеет возражений относительно инициативы по увековечению памяти о самом факте посещения в 1959 году Р. Никсоном здания рудоуправления Дегтярского медного рудника, но обращает внимание на некорректность указанной на мемориальной доске формулировки "от благодарных жителей Дегтярска и Урала".
Но Кикилык и его товарищи считают, что имеют право испытывать чувство благодарности к президенту Ричарду Никсону за политику "разрядки" в отношениях с СССР и вывод американских войск из Вьетнама:
– Никсон смог изменить отношение к Советскому Союзу, снизить накал холодной войны и стал для меня воплощением добра и порядочности, потому что это единственный президент на планете, который сам, добровольно ушел в отставку, хотя мог бы быть еще президентом на полный второй срок. Ни один руководитель на это не способен, даже если его управление неэффективно и народ нищает, – говорит Петр Иванович.
Борьба с американским влиянием
Кроме посольства США в Москве, в России действуют ещё два Генеральных консульства: одно на Урале, другое во Владивостоке. В консульский округ Генерального консульства США в Екатеринбурге входят 11 субъектов Российской Федерации, включая Свердловскую область. 5 июля 2019 года на площадке Ельцин-центра Генконсульство праздничным концертом отметило свое 25-летие. Отношение уральских властей к США сильно испортилось весной 2014 года. Во время украинского Майдана общество "Мемориал" в Екатеринбурге пригласило на круглый стол, посвященный событиям на Украине, генерального консула США Отто Ханс Ван Маерссена. Вскоре на Украине произошла смена власти, затем Крым был аннексирован Российской Федерацией, и тогда в СМИ и соцсетях началась травля и "Мемориала", и генерального консула Маерссена. Председатель общества Анна Пастухова считает, что этот скандал мог способствовать тому, что екатеринбургский "Мемориал" оказался в списке иностранных агентов.
6 июня 2019 года в СМИ попало письмо министра образования Свердловской области Юрия Биктуганова от 30 мая 2019 года, адресованное руководителям образовательных учреждений, от вузов до школ. Министр писал, что "в ряде образовательных учреждений, расположенных на территории Свердловской области, Генеральным Консульством США в Екатеринбурге реализованы проекты, создающие угрозу формирования негативного имиджа социально-политических процессов в Российской Федерации". По мнению Биктуганова, эти проекты "имеют деструктивный характер для общественно-политической жизни нашей страны". В связи с изложенным министерство "считает нежелательным участие преподавателей и обучающихся в мероприятиях, организованных с участием американских дипломатов и лекторов". Упоминались образовательные программы День юного дипломата, Курс разговорного английского языка, Курс писательского мастерства Creative Writing Project.
Запретные программы
В письме говорится, что программы проводились "в ряде образовательных учреждений", однако консул по вопросам культуры, образования и прессы Мэтт Томпсон рассказал корреспонденту РС, что эти программы консульство реализует самостоятельно. День юного дипломата проводится уже около 10 лет. Каждый месяц учебного года формируется группа студентов и школьников из разных городов Свердловской области.
– Они смотрят, как работает дипломатическая миссия, своими глазами, мы знакомим их с работой каждого отдела. У нас есть неформальные моменты, например обед с дипломатами, где ребята могут пообщаться с сотрудниками консульства. И весь день они говорят на английском языке. Это хорошая практика для учащихся, – считает Мэтт Томпсон.
Экскурсовод Анна Бородулина, руководитель отдела образования в Ельцин-центре, в День дипломата читает тематическую лекцию об истории российско-американских отношений для школьников и студентов, которых сопровождают представитель консульства, педагоги и родители.
– Мы начинаем с Первой мировой войны и заканчиваем историей "Большой восьмерки". Всегда очень доброжелательное, позитивное отношение ребят, – говорит она. По словам экскурсовода, период правления Владимира Путина они никогда не затрагивают.
Клуб разговорного английского языка проводится раз в несколько месяцев.
– Это открытое мероприятие для всех. Любой может прийти – студенты, профессионалы, пенсионеры, – рассказывает Мэтт Томпсон. – Раньше клуб посещали 20–25 человек, но после ЧМ-2018 интерес к английскому языку в Екатеринбурге повысился, и мы изменили формат. Сейчас к нам приходят более ста человек. Это мероприятие, где можно общаться на английском и обмениваться идеями. Мы узнаем о российской культуре, русские – об американской. К нам приезжают не только из Екатеринбурга, но также из Уфы и Челябинска.
Курс писательского мастерства Creative Writing Project консульство проводит один раз в течение учебного года. По окончании обучения выдается сертификат.
– Английский язык очень популярен по всему миру, – напоминает Мэтт Томпсон. – Многие люди хотят говорить на английском, но самое сложное – это писать на английском. Мы приглашали специалистов из Америки, это были и журналисты, и писатели, которые рассказывали о том, как найти свой стиль, чтобы писать интересные истории на английском языке. В этом году было всего двенадцать студентов.
В числе приглашенных лекторов есть и российские специалисты. В прошедшем учебном году это был журналист Максим Путинцев:
– Я рассказывал, что такое радио – коммерческое, музыкальное, разговорное, какие истории мы берем или не берем в эфир. Никаких военных тайн, идеологической накачки или острополитических обсуждений не было, они форматом не предусматривались. Обычная профориентация для тех, кто хочет связать себя в будущем с медиа.
Из США приезжала читать курс журналист и переводчик Мишель Бёрди:
– Я хотела рассказать ребятам про все жанры журналистики. Я рассказывала слушателям, что есть колонки, рубрики, мнения читателей, большие интервью, рассказы о человеке, рецензии и так далее, – пояснила Мишель, - Это была практическая работа по журналистике, которая совершенно не касалась политики, никак. У всех новичков одни и те же проблемы в организации материала – они пишут всё вперемешку. На практическом занятии я взяла готовую статью и переставила абзацы. Студенты получили задачу выстроить текст более логично. Еще я организовала такое упражнение: задала тему и разделила студентов на группы, чтобы они обработали материал в разных жанрах. Мне показалось, что мои стажеры потрясающе с этим справлялись, хотя это была импровизация.
"Мы видим в этом двойные стандарты"
Письмо Биктуганова предназначалось руководителям вузов и школ и не должно было попасть в СМИ. Однако в прессе началось его активное обсуждение.
– Такие встречи, как День юного дипломата открывают огромные возможности для учеников. Очень много участников приезжает из небольших уральских городов, – резюмирует руководитель образовательных программ Ельцин-центра Анна Бородулина.
Руководитель региональной ячейки профсоюза "Университетская солидарность" в УрФУ имени Ельцина Дмитрий Трынов рассказал, что в научном сообществе письмо было понято "как недружелюбный акт по отношению к образовательным программам, которые проводятся совместно с Генконсульством США".
– Это символический шаг в духе холодной войны. Все наши университеты стремятся в рейтинги QS, научные сотрудники и преподаватели стремятся публиковаться в международных базах данных, а Министерство образования области говорит: не нужно сотрудничать с иностранцами! У нас один из показателей качества университета – это интернационализация. Нам этот показатель задает само министерство образования! Одной рукой оно нам будет эти показатели ставить, а другой – запрещать?
Глупо и деструктивно, говорит Трынов, призывать отказаться от сотрудничества с иностранными партнерами, когда в управленческой структуре Уральского университета есть международный совет, в который входят и граждане США, а при Министерстве образования РФ действует международный координационный совет, половину которого составляют иностранцы: "Смешно читать такие письма, потому что вся реформа образования контролируется международным советом".
Генеральный консул США в Екатеринбурге Пол М. Картер назвал ситуацию с появлением письма Биктуганова "неблагоприятной".
– В тот момент, когда появляется это письмо, мы видим новости: посольство России в Вашингтоне проводит программы для американских студентов и школьников, приглашает их в Русский культурный центр, рассказывает о русской культуре и языке. Мы здесь тоже рассказываем об американской культуре и помогаем гражданам России учить английский язык. И почему-то это считается опасным. Мы видим в этом двойные стандарты!
Министерство образования Свердловской области в ответ на запрос Радио Свобода сообщило, что письмо министра было разослано в школы как напоминание о том, что "при решении вопроса о взаимодействии с некоммерческими и иными организациями в рамках различных социальных и образовательных проектов необходимо удостовериться в правомочности и законности деятельности организаций. Реализация проектов в образовательных организациях недопустима без должной педагогической экспертной оценки и адаптации, так как может сформировать угрозу обеспечению интересов и прав детей и их родителей". В ответе ведомства сказано также, что ранее министерство получало жалобы от учеников и родителей на некие оценочные суждения, "которые могут быть расценены как носящие деструктивный характер".
Неформальные механизмы сильнее формальных
Областное министерство образования не имеет прямого влияния на вузы федерального подчинения. Другое дело – школы и техникумы. По словам бывших школьных работников, для директора школы рекомендация профильного министерства имеет обязательную силу. Любой директор школы после получения такого письма обязан собрать совещание и довести до педагогического состава рекомендации Министерства образования. Если подобная программа в школе проводилась, то ее тут же отменят под угрозой увольнения. Следить за исполнением подобных рекомендаций обычно поручается завучам или замам по воспитательной работе.
Неважно, что письмо не имеет юридической силы. Директор школы и так научен жизнью
Руководитель университетского профсоюза Дмитрий Трынов отмечает, что любой официальный документ в России имеет не только формально-юридическую, но и символическую силу:
– Мы живем в стране, где неформальные механизмы сильнее формальных. Неважно, что письмо не имеет юридической силы. Директор школы и так научен жизнью.
Как считает Трынов, в виде таких писем начальство получает механизм выявления нелояльных – кто, несмотря на рекомендацию, продолжит работу по американским программам.
– Можно просто испортить жизнь этим людям. Ребенка можно гнобить на уровне коллектива, занижать оценки. Если вы руководите учебным заведением, у вас всегда есть конфликты, есть несогласные люди, есть те, которые метят на вашу должность, и вот вам, пожалуйста, в руки возможность кого-то "причесать", – говорит он.
Такие примеры в Свердловской области уже были. В марте 2017 года было другое письмо министра Юрия Биктуганова – с рекомендацией не иметь дел с Екатеринбургским "Мемориалом", иностранным агентом. Министр указал, что "содержание и методика проведения отдельных акций являются неоднозначными и могут оказать негативное влияние на процесс воспитания подрастающего поколения", и потребовал "принять меры по ограничению возможности участия педагогических работников и обучающихся образовательных организаций в политизированных акциях "Мемориала".
– Это письмо было негласно разослано во все образовательные учреждения и отделы народного образования, – рассказывает руководитель уральского "Мемориала" Анна Пастухова. – И это сразу отразилось на деятельности "Мемориала", потому что очень мало людей после этого письма откликнулись в нашей области на участие в ежегодном конкурсе "Человек в истории. Россия – XX век".
В одной уральской деревне нашлась учительница, которая решилась возразить директору относительно этого письма. Последствия не заставили себя ждать: ей сократили учебную нагрузку, и педагог уже морально готовилась к увольнению. Спасло ее вмешательство уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяны Мерзляковой и председателя Законодательного собрания региона Людмилы Бабушкиной, которая 29 мая правительственной телеграммой поблагодарила опальную учительницу за участие в конкурсе "Человек в истории. Россия – XX век".
Задумана была приятная культурная, неэпатажная акция народной дипломатии
Такие акции, подобные задуманной в Дегтярске, могли бы способствовать оздоровлению общественной атмосферы, считает Анна Пастухова, в том числе снижению антиамериканских настроений:
– Задумана была приятная культурная, неэпатажная акция народной дипломатии, причем устраивающая и патриотов-русофилов, и людей, настроенных критически по отношению к сегодняшнему моменту, – считает Пастухова. – Акция совершенно не несла в себе никакого надрывного противоречия. Если кто-то страдает американофобией, он тем более должен ценить моменты, когда Россия и Америка, две великие державы, могли сделать сообща что-то доброе на благо друг друга.
Более важной задачи нет, как установить хорошие отношения между народами Америки и России
Инициатор установки Пётр Кикилык, который теперь ждет суда по административному делу о несанкционированном митинге, переживает, что власти не позволили довести дело до конца. Нормальные отношения с США, по его мнению, крайне важны для России:
– На сегодняшний день это последняя черта, перед которой мы стоим. Либо мы миримся со всем миром, либо мы – на грани катастрофы, атомной и водородной войны. Я считал и считаю, что более важной задачи нет, как установить хорошие отношения между народами Америки и России. Если два наших государства договорятся, то будет прочный мир во всем мире. Нам остался, наверное, единственный путь – путь народной дипломатии, который заставит наши элиты начать работать над улучшением отношений, – говорит он.