Linkuri accesibilitate

Игорь Гросу: «Каждая страна вправе сама решать, какой вектор она продвигает»


Журналист кишиневского бюро Свободной Европы Валентина Урсу обсудила с председателем парламента Игорем Гросу как напряженность на российско-украинской границе может отразиться на урегулировании приднестровского конфликта, и насколько сильно Республика Молдова зависит от поставок энергии из России.

Свободная Европа: Республика Молдова не контролирует ситуацию в Приднестровье, это делает государство более уязвимым в свете возможной эскалации российско-украинского конфликта?

Игорь Гросу: Безусловно, мы очень внимательно следим за действиями российских войск в Приднестровье, причем не только российских войск, но и парамилитарных формирований.

Свободная Европа: Там 1500 солдат.

Игорь Гросу: Верно. И это внушительное число. Мы крайне внимательно следим за тем, как они себя ведут, что они делают. Я уверен, что украинская сторона тоже ведет наблюдение. Занимается мониторингом и Миссия ОБСЕ. Я надеюсь и верю, что разум все же возобладает, потому что и жители левобережья Днестра тоже понимают, что в случае эскалации проблемы коснутся и их самих. Я имею в виду частный сектор, который занят торговлей на европейском рынке.

Мы делали много уступок, но это не всегда ценилось

Да и российский рынок — нужен транзит, а вы ж понимаете, что ухудшение ситуации повлияет на ряд экономических агентов левобережья Днестра в плане поставок на традиционный российский рынок. Думаю, есть там немало достаточно прагматичных людей, которые пусть и не разделяют наши ценности, но с материальной, с финансовой точки зрения они очень осторожны — и они думают о последствиях.

Свободная Европа: Г-н Гросу, а у вас есть объяснение, почему Российская Федерация так болезненно реагирует, когда молдавские власти требуют вывода российских войск, российской армии с территории Республики Молдова?

Игорь Гросу: Мы всегда придерживаемся нашей позиции, которую повторяли ранее — и Российская Федерация, и другие акторы, участвующие в формате «5+2», я думаю, в случае с Республикой Молдова имеют редкую ситуацию с учетом нашего замороженного конфликта — у них есть хорошая возможность объединить усилия для деэскалации ситуации, для приближения решения. Например, ликвидация или вывоз боеприпасов — это и заявление с их стороны, и с нашей, нам просто нужно сделать это прозрачно, чтобы не было вопросов со стороны ОБСЕ или других участников переговоров. Это то, что они хотят, это то, чего мы хотим.

У нас нет межнационального конфликта, у нас нет религиозного конфликта, как, не дай Бог, в других случаях. Это замороженный конфликт. Очевидно, есть и геополитическая составляющая, этого не надо отрицать, она есть. Вероятно, Российская Федерация традиционно относится к постсоветскому пространству как к собственной сфере интересов.

Мы считаем, что каждая страна, где бы она ни находилась, вправе самостоятельно решать, какой вектор она продвигает, каковы ее ценности. Мы тоже это решили, и когда я говорю «мы», речь о гражданах Республики Молдова, высказавшихся на досрочных выборах. Мы требуем уважения наших политических решений, мы — проевропейцы, мы близки к этому культурному и цивилизационному пространству, называйте как хотите. Да, у нас много граждан, которые живут и работают в Российской Федерации, мы заботимся о них, мы хотим прагматичных отношений, но также надо уважать наше политическое решение.

Свободная Европа: Но все-таки, почему РФ беспокоит просьба кишиневских властей, когда речь идет о выводе российских вооруженных сил?

Игорь Гросу: У них другая точка зрения, они пытаются обусловить вывод окончательным урегулированием (приднестровского конфликта). Эти вещи нужно обсуждать, мы не согласны с подобными условиями, тем более, что есть решение саммита в Стамбуле.

Я считаю, что нет оснований требовать этой синхронизации, потому что со временем Республика Молдова на правом берегу показала, что мы выполняем свои обязательства, мы не являемся теми, кто вызывает дестабилизацию и провоцирует инциденты. Наоборот, это сепаратистские власти на левом берегу Днестра их провоцируют — похищают людей, арестовывают их — и Глижин, другие, о которых мы даже не знаем, где они находятся, потому что у адвокатов нет к ним доступа. Поэтому элементы дестабилизации, провокации идут с той стороны, не от нас.

У «Газпрома» двойные стандарты

Свободная Европа: Были ли односторонние уступки со стороны Кишинева, когда речь шла о сближении двух берегов Днестра?

Игорь Гросу: За долгое время много всего происходило, и многое не было оценено по достоинству. То вводятся запреты на доступ к сельскохозяйственным угодьям, а затем вы садитесь за стол переговоров и говорите: «ОК, мы идем вам на уступки». Но это не уступки! Или установка — не знаю точно сколько — сорока пропускных пунктов, чтобы потом убрать три-четыре из них и заявить, что это уступки... Слушайте, это просто несерьезно.

Нейтральные регистрационные номера — это была уступка со стороны Республики Молдова. Хотя у меня на этот счет особое мнение... Но это было очень обсуждаемое с посредниками решение, и так далее. Сейчас, во время пандемии, мы безоговорочно предлагаем в виде помощи 10% от всех пожертвований вакцин для Левобережья. И так далее, и тому подобное. Я имею в виду, что мы делали много уступок, но это не всегда ценилось.

Свободная Европа: Но в рамках переговорного формата «5+2» ни разу не открывалась политическая корзина, которая касается статуса приднестровского региона. Да и во время пандемии переговорный механизм, формат «5+2», давно не собирался. Не стоит ли Республике Молдова самым серьезным образом задуматься о разработке статуса?

Игорь Гросу: Мы должны сесть за стол переговоров, у нас есть назначенный вице-премьер по вопросам реинтеграции, г-н Серебрян, карьерный дипломат, человек скромный, с дипломатическим опытом. Так что нам нужно сесть и поговорить.

Но для этого нужно оставить пропагандистскую браваду, поток угроз и т.д., потому что в основе должно быть желание вести настоящий диалог, который увенчается финалом в интересах граждан Республики Молдова. Подчеркиваю, что исходить надо из этой отправной точки, и потому нам нужны дискуссии и в парламенте...

Приднестровский конфликт, по сравнению с другими конфликтами, решить проще всего. И это была бы отличная возможность для всех вовлеченных сторон — достойно выйти из конфликта, решив его.

И нам нужно предпринимать больше усилий, нам нужно вести диалог, нам нужно находить решения для наших граждан, нам нужно создавать функциональные институты, нам нужно правосудие, нужно проводить реформы, нам нужно сделать эффективнее соцпомощь и достойные зарплаты и пенсии, нужны лучшие инвестиционные условия, чтобы правый берег стал более привлекательным, в первую очередь, для наших граждан.

Свободная Европа: Г-н Гросу, а когда заключался контракт с «Газпромом», должна ли была Республика Молдова самым серьезным образом потребовать от приднестровского региона выплаты всех долгов?

Игорь Гросу: Никогда молдавская сторона, правый берег, в том числе и на переговорах, которые вели и мы, и наши предшественники, — я более чем уверен, что никто не ставил вопрос о том, что они не платят! Хотя платить они должны.

Электричество будет, мы позаботимся о том, чтобы все граждане были обеспечены электроэнергией

Сейчас нам пришлось договариваться о газе для всех граждан Республики Молдова, и я считаю, что это правильно — разделить проблему долга, есть долг — восемь миллиардов, это не наши долги, их должны платить не мы. Но и тут у «Газпрома» двойные стандарты, когда по отношению к нам звучат слова: «Мы — не благотворители для потребителей».

Свободная Европа: Хорошо, но ведь Кишинев предупреждают, что если будет просрочка хотя бы на день, то в любое время кран перекроют. А там исторические долги, и предупреждений не слышно...

Игорь Гросу: Очевидно, что здесь двойные стандарты, и очевидно, что никаких иллюзий тут питать не стоит.

Свободная Европа: Так а может ли «Газпром» или Кремль шантажировать Республику Молдова приднестровским долгом?

Игорь Гросу: Такого подхода мы не допустим, как не допускали и до сих пор.

Свободная Европа: Что будет после 31 марта с обеспечением граждан электроэнергией? Срок действия договора, заключенного между Республикой Молдова и Кучурганской ГРЭС истекает... Что дальше? Решили ли вы в парламенте, что должны появиться альтернативные источники, и дан ли зеленый свет альтернативным поставщикам электроэнергии?

Игорь Гросу: Да, мы приняли закон, согласно которому должно быть два поставщика, это выводит основного поставщика из зоны комфорта, потому что до сих пор сохранялась монополия.

Свободная Европа: А что говорит Тирасполь по поводу так называемой экономической блокады?

Игорь Гросу: Тирасполь может говорить, что хочет. Мы — государство, которое придерживается цивилизованных правил. И поверьте, когда дело касается бизнеса, чистого бизнеса, Тирасполь очень хорошо понимает суть правил ведения бизнеса — и на европейских рынках, и на азиатских, они в этом плане очень хороши. Ну, либо это бравада и пропаганда, не более.

Все, кто хочет поставлять электроэнергию на правый берег, будут выполнять правила, и, поверьте, желающие поставлять электроэнергию на правый берег есть. Мы это знаем, они это знают. Мы создаем цивилизованные правила для всех желающих участвовать в поставках. Электричество будет, мы позаботимся о том, чтобы все граждане, все хозяйствующие субъекты были обеспечены электроэнергией, такова наша задача. И если кто-то долгое время находился в привилегированном положении, то привилегии закончены, и им придется действовать в конкурентном пространстве.

Полную версию можно найти здесь.

XS
SM
MD
LG