Девятилетняя девочка из Саратова Лиза Киселева пропала в среду, 9 октября. В половине восьмого утра она вышла из дома на улице Высокой и отправилась мимо гаражей в школу №73. На уроки она не пришла.
По сообщению Следственного комитета, 35-летний неоднократно судимый местный житель Михаил Туватин убил ее и спрятал тело в заброшенном гараже на полпути между домом девочки и ее школой.
Искал весь город
Когда стало известно о гибели Лизы, вспышка людского гнева едва не привела к самосуду. Нет ничего удивительного в том, что именно судьба Лизы взволновала множество людей. Поиски пропавших детей в Саратове всегда привлекали добровольцев, но в большинстве случаев дети возвращались домой живыми и здоровыми. А убийствам детей (за последний год Лиза – уже четвертая жертва) не предшествовали поиски с надеждой спасти.
В день, когда она только пропала, мы пытались тот гараж вскрывать, но у нас инструментов не было
"Я приехал в штаб, где собирались добровольцы, в четверг, – рассказал об участии в поисках девочки Алексей Голицын, который присоединился к волонтерам "Лизы Алерт". – Были сотни людей, была огромная проблема пройти зарегистрироваться. Мне больше всего на нервы действовало то, что каждые полчаса кто-то в чатах делал вбросы: нашли труп в Солнечном, нашли труп между Солнечным и Юбилейным, что девочку нашли саму, она жива и вернулась. Каждые полчаса вбрасывает непонятно кто и что. Это даже хулиганством не назовешь. Огромная разница с живыми людьми, которые были возле штаба. Молодые люди постпризывного возраста, 20+, очень собранные, сдержанные, все понимают, что заняты важным делом, никто не лезет с дурацкими предложениями пойти кого-то закопать или убить. Все стояли в очереди. Молодой здоровый парень – он хочет искать преступника, а ему говорят: иди клей бумажки на столбы, но я не слышал, чтобы люди плохо на это реагировали".
Как рассказал участник поисков, добровольцев распределяли по командам, команды – по местности. Главная задача состояла в том, чтобы информировать население и собирать любую информацию. Параллельно всех, кто проезжал по соседним улицам, просили поделиться записью с видеорегистраторов. Есть сведения, что одна из записей помогла выйти на подозреваемого.
"Я получил распределение в район 2-го Пугачевского поселка, так называемый Шанхай, частная застройка в верховьях Глебучева оврага. Масса незарегистрированных построек, сгоревшие гаражи и сараи – дно города. Как впоследствии оказалось, мы искали чуть ниже того места, где была найдена девочка", – говорит Голицын.
Вместе с поисками, организованными "Лизой Алерт", искали девочку и местные жители.
Район небольшой, мы здесь все друг друга знаем
– Кто только ни принимал участие. Все окрестные жители, – говорит Алексей, немолодой крепкий мужчина. – Говорят – тысяча человек, но здесь пять тысяч точно было! В день, когда она пропала, мы пытались тот гараж вскрывать, но у нас инструментов не было, не смогли. Искали везде, где-то же надо искать, – мусорные ящики, баки, колодцы.
Его дочь ходила в ту же школу, что и Лиза, а теперь туда ходит его внук.
– У меня дочь в этой школе училась и мать девочки. Район небольшой, мы здесь все друг друга знаем. С этим (Михаилом Туватиным. – РС) мы не общались. У каждого свой круг общения. Но моя дочь училась с его женой, или кто она там... сожительница... В параллельных или на год младше, – рассказал он.
Лизин мемориал
Когда стало известно о гибели девочки, жители понесли цветы и игрушки к подъезду ее дома, после чего детский омбудсмен региона Татьяна Загородняя в соцсетях обратилась к саратовцам с просьбой не устраивать мемориал возле дома, где жила малышка: родителям было бы невыносимо видеть это постоянное напоминание о случившемся. Тогда мемориал возник у гаражей, где было найдено тело убитой. Когда к месту происшествия понесли цветы и игрушки, в гаражах заметили дворников, сгребающих вековые залежи мусора. Поползли слухи, что на место приедет возложить цветы губернатор.
Просто нет слов. Как своя
Люди идут к мемориалу постоянным потоком, несут розы и гвоздики, плюшевых мишек и слоников. Многие приходят с детьми. Увидев гору игрушек, малыши-детсадовцы оживляются и хотят прихватить что-нибудь с собой, но ровесники Лизы уже ведут себя здесь вполне по-взрослому.
– Слов нету, – говорит Ольга, которая пришла к мемориалу с семьей. – Как своя. Хоть и не знали, а как своя... Мы рядом живем, через улицу.
Взрослые просят не фотографировать их лица – многие не могут сдержать слез. В социальных сетях пишут о необходимости введения смертной казни – то же самое говорят и люди у мемориала Лизы.
Пусть, может быть, живет и мучается
"Мне кажется, смертная казнь – самый хороший способ – убить, только убить", – считает Ольга.
Но даже расстрел – слишком мягкая мера наказания для такого преступника, – уверен Алексей: "Пусть, может быть, живет и мучается".
Михаил Туватин был задержан в ночь с четверга на пятницу. Все, кто продолжал поиски в поселке, собрались в гаражах и ждали немедленной расправы. Люди требовали отдать им Туватина и раскачивали автомобиль полиции. Сообщают, что задержанного пришлось переодеть омоновцем и надеть на него маску – только так его удалось вывезти в отдел полиции живым.
Район Шанхай, где жила Лиза, сейчас, после уборки, со множеством людей, которые несут цветы и игрушки, выглядит безопасным. Расположенный на склоне холма, он действительно напоминает старый южный город, только серый и некрасивый. Его прорезает серпантином несколько крупных магистралей, но пешеходу быстрее и удобнее пробираться по узким крутым лестницам и тропинкам, петляющим между гаражей. Фонарей уличного освещения здесь практически нет.
Идите и посмотрите, что здесь творится кругом
– Что нужно сделать? Нашей администрации дорогой нужно сказать: идите и посмотрите, что здесь творится кругом... – говорит Алексей.
По поручению губернатора Саратовской области сейчас предписано проверить все дороги к школам. Как до этого после обрушения нескольких крыш под тяжестью снега было предписано проверить все крыши.
В социальных сетях звучат призывы поступить радикально: убрать весь гаражный массив под улицей Высокой и разбить на этом месте парк.