Сирийский фактор отнюдь не единственный раздражитель в отношениях между Турцией и США. Если брать шире – отношения между Турцией и Западом, то негативный фон только усилится. Это и настойчивость Анкары в приобретении российских зенитно-ракетных комплексов С-400 вопреки возражениям США, и ответное нежелание американцев продавать туркам истребители, и продолжающиеся аресты граждан страны, подозреваемых в связях с «террористической» организацией Гюлена, и связанное с этим значительное ухудшение ситуации с правами человека.
С другой стороны, в Турции есть внутренний контекст, который диктует свою логику действий, но в сущности только усложняет картину. Во-первых, 31 марта в стране пройдут всеобщие местные выборы, где правящая Партия справедливости и развития надеется повторить прошлогодний успех. Если он будет достигнут, в Турции установится монополия одной партии (а по сути – одного человека) на всех уровнях власти. Во-вторых, страна всё глубже погружается в рецессию, инфляция и безработица растут, а лира продолжает обесцениваться.
Если начинать с внешнеполитических вопросов, нужно упомянуть проведение на прошлой неделе совместных военно-морских учений России и Турции, что на фоне непростых отношений Анкары с Вашингтоном выглядит просто издевательством над американцами. «Проведение российско-турецких совместных военных учений является сигналом как для Запада, так и для того региона Ближнего Востока, в котором сотрудничают обе стороны», – заявил Заур Гасимов, стамбульский аналитик Фонда Макса Вебера. Эксперт указывает и на то обстоятельство, что местом проведения учений было выбрано Черное море – «центр напряженности между НАТО и российскими военными».
«Это еще одно подтверждение тому, что Турция ведет себя странно для члена НАТО. Почти все считают, что она является членом альянса только на бумаге, – цитирует политолога Чингиза Актара «Голос Америки». – И насколько успешными оказались усилия Москвы по отрыву Турции от НАТО». «Эта тенденция далека от того, чтобы ее считать временной или тактической. Это долгосрочная стратегия России», – считает эксперт.
А Гасимов добавляет, что Москва спешит воспользоваться напряженностью между Анкарой и Вашингтоном. «Беспрецедентное улучшение турецко-российского сотрудничества в настоящее время следует рассматривать в контексте беспрецедентного обострения отношений между Анкарой и Вашингтоном», – сказал Заур Гасимов.
Напомню, что в сентябре 2017 года Россия и Турция заключили контракт на поставку четырех дивизионов С-400 на сумму 2,5 млрд. долларов. И чем сильнее США требовали (и требуют) от турок отменить эту сделку, тем быстрее она реализуется. Так, первая часть товара поступит в турецкие войска ПВО уже в июле 2019 года, хотя должна была прийти в марте 2020 года.
Более того, Эрдоган не исключил возможности совместного производства С-400, а потом покупки еще и систем С-500. Чего в этом больше: реального интереса или желания подразнить американцев, пока непонятно. «По С-400 дело сделано, пути назад ни в коем случае быть не может. Мы договорились с русскими, мы начнем совместное производство, может быть, после С-400 мы дойдем до С-500», - сообщает агентство Anadolu со ссылкой на турецкого президента.
Между тем, ответ американцев заключается не только в предупреждениях. Президент Соединенных Штатов Дональд Трамп подписал указ о приостановке продажи Турции истребителей F-35 как минимум до 1 ноября. До того дня Государственный департамент и Пентагон подготовят совместный отчет о военном сотрудничестве между Россией и Турцией.
«Мы четко дали понять Турции, что в случае, если они приобретут ракетные системы С-400, мы пересмотрим вопрос о включении в программу истребителей F-35, а также и о возможных будущих продажах других видов вооружения», - заявил официальный представитель госдепа Роберт Палладино.
Как пишет «Регнум», ранее американский генерал и главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Кертис Скапаротти призвал официальный Вашингтон отказаться от поставки самолетов F-35 в Турцию до тех пор, пока Анкара не закроет вопрос с покупкой российских С-400. Скапарротти заявил: «Вот мой лучший совет военного: Вашингтон не должен работать с союзниками, использующими системы российского производства, и не должен предоставлять им возможность летать на F-35. Особенно с теми, кто использует одни из самых передовых по технологическим возможностям системы ПВО».
«Мы знаем о желании Анкары усилить свои системы ПВО, однако покупка российских С-400 может создать значительные проблемы в оборонном сотрудничестве между Турцией и США. Мы пытаемся найти более подходящую для Анкары альтернативу для удовлетворения оборонных потребностей, но одновременно предупреждаем о последствиях приобретения российских ЗРС С-400. Мы продолжаем вести открытый диалог по этому вопросу и ранее уже подчеркивали важность оперативного согласования в рамках НАТО при закупке столь важных систем обороны», - заявил, в свою очередь, официальный представитель Пентагона Эрик Пахон.
Между тем, проблема истребителей F-35 имеет не только политическую, но и чисто техническую сторону. Как сообщает агентство «Регнум», стало известно о том, что администрация Дональда Трампа начала поиски альтернативных источников для изготовления деталей для F-35, которые сейчас производятся в Турции. Газета The Washington Post пишет, что главный производитель F-35, компания Lockheed Martin, ищет новых партнеров, у которых можно будет приобрести детали для истребителя. «Мы со своей стороны также несем ответственность за принятие необходимых мер», - сообщил неназванный представитель американской администрации.
Однако министр обороны Турции Хулуси Акар уверен в том, что страна получит требуемую партию американских истребителей. «Обучение наших пилотов и технического персонала в США продолжается. Мы ожидаем первую поставку F-35 в Малатью в ноябре. Пилоты и обслуживающий персонал обучаются в Соединенных Штатах. Подготовка необходимой инфраструктуры в Малатье завершена», - заявил министр, добавив, что страна полностью выполняет свои обязательства перед НАТО.
Продолжение следует