Linkuri accesibilitate

«У Молдовы нет альтернатив, чтобы выдержать давление России в энергетике»


Газопровод Яссы-Унгень, 27 августа 2014 года
Газопровод Яссы-Унгень, 27 августа 2014 года

Эксперт IDIS Viitorul Ион Тэбырцэ — о том, почему затягивается взаимоподключение энергосистем Молдовы и Румынии

В оценочном докладе IDIS Viitorul отмечается, что энергетический сектор представляет собой «ахиллесову пяту» национальной безопасности Республики Молдова, так как, по мнению экспертов, зависит от внешних поставок природного газа и электроэнергии. Кроме того, инфраструктура сферы энергетики устарела, а тарифы не соответствуют экономическим реалиям. Подробнее о проблемах в энергетике рассказал эксперт Института развития и социальных инициатив Viitorul Ион Тэбырцэ.

Ион Тэбырцэ: Энергетическая безопасность страны является одним из ключевых моментов государственной безопасности в целом. Долгое время безопасность воспринималась как сугубо военный вопрос. Иными словами, тот, у кого сильная армия и мощный военный потенциал – тот и представляет какую-либо угрозу или, напротив, может ничего не опасаться. Однако за последние полвека появились и другие направления, связанные с обеспечением безопасности, которые одни государства используют против других, продвигая собственные интересы – геополитические, экономические и т.п.

Энергетическая безопасность входит в число жизненно важных элементов безопасности Республики Молдова, и с этой точки зрения у нас налицо серьезная уязвимость.

Ион Тэбырцэ
Ион Тэбырцэ

Свободная Европа: Почему энергетическая зависимость представляет угрозу для национальной безопасности страны?

Ион Тэбырцэ: Республика Молдова – это государство, расположенное на стыке геополитических пространств. Молдова входит в сферу геополитических интересов и неоимперских амбиций Российской Федерации на пространстве бывшего СССР. Россия использует определенные рычаги для возрождения своего былого влияния на экс-советские республики и удержания их в сфере своих геополитических интересов. Среди них – экономические и монетарные методы давления, вопросы, связанные с мигрантами, а также проблемы сектора энергетики.

Хорошо известно, что в сфере энергоресурсов Республика Молдова если не целиком, то в очень значительной степени зависима от Российской Федерации, а в плане поставок природного газа зависимость от России 100-процентная. И Россия уже не раз использовала т.н. «энергетическую дубинку» против Молдовы – и не только против нее. Вспомним 2008-2009 гг., когда значительная часть Европы осталась без голубого топлива!.. Республика Молдова в этом смысле не исключение, напротив, мы беззащитны перед потенциальными угрозами со стороны России, которая, как мы видим, использует рычаги давления.

Вспомните скандальные заявления Дмитрия Рогозина, связанные с приднестровской проблематикой, когда он говорил: «Если вы хотите вернуть приднестровский регион, платите за газ!» Или недавние обращения Российской Федерации в международные арбитражи по поводу задолженностей Республики Молдова, львиную долю которых составляют долги Приднестровья. Сейчас у Молдовы нет альтернатив, чтобы выдержать давление со стороны России в сфере энергетики.

Свободная Европа: Вместе с тем, если говорить о географии, Россия расположена довольно далеко от Молдовы. Как ей удается контролировать сферу энергетики?

Ион Тэбырцэ: Вспомните, как некоторые пророссийские партии и пророссийские политики, обращаясь к гражданам, говорят не только про экспорт молдавской сельхозпродукции на российский рынок, не только о проблемах гастарбайтеров. Они постоянно спекулируют ценами на газ, утверждая, что если мы переориентируемся на Россию, то будем меньше платить за импорт природного газа.

Возможно, для политиков энергобезопасность – лишь помпезные заявления, а вовсе не приоритет

Разумеется, Россия с помощью наших доморощенных игроков от политики пытается влиять на симпатии электората Республики Молдова. Но кроме того, это еще и влияние на внутренние политические процессы в стране.

Свободная Европа: В исследовании IDIS Viitorul утверждается, что приоритет состоит в либерализации энергетического рынка и обновлении инфраструктуры. Но проект газопровода Яссы-Унгень именно для того и был задуман – для диверсификации поставок топлива. Почему же проект внедряется так медленно?

Ион Тэбырцэ: Газопровод Яссы-Унгень-Стрэшень или Унгень-Кишинев может стать реальной альтернативой поставкам российского газа, и это позволило бы Молдове укрепить энергетическую безопасность относительно потенциальных угроз со стороны России. И строительство газопровода – лишь часть гораздо более широкого пакета обязательств Молдовы, принятых еще в 2010 году после присоединения к Энергетическому сообществу ЕС.

В наших договоренностях с ЕС, в том числе, в Соглашении об ассоциации, все действия координируются с Энергетическим сообществом. Республика Молдова должна предпринять ряд комплексных мер в энергетической сфере, что, с одной стороны, приведет к укреплению безопасности в отношении потенциальных угроз со стороны РФ, а с другой – сделает рынок более привлекательным и более динамичным для разных категорий внутренних потребителей, частных и не только. С этой точки зрения, если нам удастся выполнить все свои обязательства в рамках Третьего энергетического пакета, Республика Молдова укрепит свой энергетический потенциал, обезопасит рынок от множества угроз и обеспечит его модернизацию. Республика Молдова в этом очень нуждается.

Свободная Европа: Молдова была достаточно прилежной ученицей, Кишинев уже внедрил значительную часть европейских директив. Чего еще не хватает – и что тормозит развитие национального рынка энергетики?

Ион Тэбырцэ: Если говорить о сфере электроэнергетики и рынке природного газа, то – да, Республика Молдова действительно была довольно хорошей ученицей – на уровне принятия первичного законодательства. Но сейчас мы находимся на этапе утверждения нового пакета нормативов, и этот процесс идет далеко не так быстро, как планировалось. С другой стороны, чтобы все эти нормативные рамки – и базовые законы, и подзаконные акты – работали, Республике Молдова необходимо обеспечить взаимоподключение с Евросоюзом, а это возможно только через Румынию.

И здесь у нас два направления – взаимоподключение в секторе природного газа, то есть газопровод, о котором мы говорим, и подключение к электросетям Румынии, где работа идет более медленно. У нас подписан меморандум с правительством Румынии, в котором речь идет о пяти проектах по взаимоподключению, однако ни один из них пока не внедрен.

Газопровод Яссы-Унгень застыл на уровне символического подключения, он еще не стал реальной альтернативой, ведь это возможно лишь после завершения работ по продлению газопровода до Кишинева. Что же касается взаимоподключений электросетей, то мы находимся на начальной стадии технико-экономического обоснования. И здесь возникает целый ряд вопросов: почему работы идут с таким трудом? Неужели нельзя ускорить процесс, учитывая его важность? Постоянно где-то что-то стопорится и спускается на тормозах…

Причина затянувшегося взаимоподключения энергосистем Республики Молдова и Румынии – в отсутствии политической воли

Свободная Европа: С чьей стороны «что-то стопорится»?

Ион Тэбырцэ: Со стороны политиков – или политического фактора Республики Молдова в целом, хотя надо признать, что есть и определенные моменты, связанные с политическими кругами Румынии. Но в основном это связано с тем, что происходит здесь, у нас.

Неужели при согласовании сроков мы переоценили собственные возможности, а сейчас просто физически мы не в состоянии придерживаться графика? Или все дело – в отсутствии политической воли? И в Молдове безо всяких причин – или даже специально! – затягивают процесс взаимоподключения?..

Свободная Европа: Вроде бы, все свидетельствует о том, что власти Молдовы серьезно озабочены обеспечением энергетической безопасности государства. С другой стороны, судя по вашим выводам, решение вопросов постоянно затягивается…

Ион Тэбырцэ: Да, складывается впечатление, что власть озабочена этими вопросами, и что политическая воля наличествует. Но, видимо, ее недостаточно!

Действительно, кое-что делается, но далеко не так оперативно, как было запланировано, и не так скоро, как можно было бы – при желании. И возникает естественный вопрос: почему процесс идет так туго? Мы пользуемся серьезнейшей поддержкой со стороны европейских партнеров. Насколько я понимаю, дело не в каких-то финансовых проблемах. Но в чем же тогда? Возможно, для политиков энергетическая безопасность – это, скорее, лишь помпезные заявления, а вовсе не приоритет...

Свободная Европа: Кто и какие шаги должен предпринять для того, чтобы сдвинуть воз с места?

Ион Тэбырцэ: Граждане, естественно, хотели бы получить максимально выгодные тарифы на электроэнергию, и либерализация рынка даст возможность выбирать поставщика электроэнергии, у которого наиболее выгодные ставки. Но еще есть очень много вопросов по поводу возобновляемой энергии. И еще непонятно, как выстраиваются наши отношения в энергетическом секторе с Приднестровьем, какие там схемы – а схемы там разные, мы уже убедились…

Все это наводит на мысль о том, что определенные политические круги, определенные руководящие органы каким-либо образом сдерживают процесс выполнения обязательств, которые Молдова взяла на себя в отношениях с Европейским союзом или с Энергетическим сообществом ЕС.

Поэтому я считаю, что причина затянувшегося взаимоподключения энергосистем Республики Молдова и Румынии – в отсутствии политической воли. Была бы политическая воля, некоторые проекты по взаимоподключению уже были бы реализованы.

XS
SM
MD
LG