Linkuri accesibilitate

Серджиу Тофилат: «C 2020 года мы рискуем остаться без газа»


Почему в очередной раз перенесена сдача газопровода Унгень-Кишинев?

Газопровод Яссы-Унгень-Кишинев планировалось сдать в эксплуатацию до конца 2018-го. Однако министр экономики и инфраструктуры Кирилл Габурич заявил, что ветка от Унгень до столицы начнет работать лишь в конце 2019 года. Корреспондент Свободной Европы Валентина Урсу обсудила затянувшуюся стройку и необходимость альтернативных источников природного газа с экспертом в энергетике Серджиу Тофилатом.

Серджиу Тофилат: С момента провозглашения независимости Республика Молдова на 100% зависит от российского газа. И как минимум двадцать лет мы разрабатываем стратегии в энергетике. Как только истекает предыдущая стратегия, пересматриваются сроки, определяются новые даты и меняются кое-какие цифры – и вот она, новая стратегия! Хотя суть не меняется.

Серджиу Тофилат
Серджиу Тофилат

Свободная Европа: Чем это можно объяснить?

Серджиу Тофилат: Начнем с того, что есть дорожная карта – по энергетике и поставкам природного газа, принятая в июне 2015 года постановлением правительства. В приложении №2 предусмотрено, что газопровод Яссы−Унгень–Кишинев планируется сдать в эксплуатацию еще в первом квартале 2017 года. Сейчас вот-вот наступит третий квартал 2018-го, а работа идет достаточно туго. Почему? Потому что власть заинтересована в сохранении монополии Moldovagaz в секторе природного газа, потому что там воруют по-серьезному.

Свободная Европа: Министр экономики Кирилл Габурич говорит, что Молдова выполнила все необходимые условия для строительства газопровода Яссы-Кишинев. Чего недостает?

Серджиу Тофилат: Недостаточно лишь проложить ветку от Унгень до Кишинева.

Свободная Европа: То есть, тут не только вопрос инфраструктуры?

Серджиу Тофилат: Разумеется! Соответствующая инфраструктура необходима и на территории Румынии, и на территории Республики Молдова. Следовательно, нужно построить еще 160 км газопровода по территории Румынии, Онешть-Герэешть-Лецкань, откуда должен поступать газ. Еще нужны две насосные станции на территории Румынии. Поэтому шаг, который предприняло правительство, – по продаже газопровода…

Нам приходится верить бухгалтеру Moldovagaz. Не было ни одной аудиторской проверки с момента создания этой компании

Свободная Европа: Transgaz?

Серджиу Тофилат: Предприятие Vestmoldtransgaz, которое администрировало газопровод Унгень-Яссы, было продано – или приватизировано румынским оператором газотранспортной системы Transgaz. В этом есть доля здравого смысла, потому что Transgaz заинтересован строить и в Молдове, и в Румынии.

Свободная Европа: Г-н Габурич так и сказал: «Transgaz уже может приступить к организации тендеров на закупку материалов и начинать строительные работы».

Серджиу Тофилат: Да, но только помимо прокладывания труб есть и другие проблемы, которые необходимо решать. Нужно разделить услуги по оптовым закупкам от самой инфраструктуры газовых сетей, то есть, оператора, который управляет газораспределительной сетью – от компании, которая будет осуществлять оптовые продажи газа, на английском это называется end bundling. И тут другая проблема – долги за газ. Кто возьмет на себя этот долг, на каком основании? И ведь вопрос вообще не обсуждается! Далее…

Власть заинтересована в сохранении монополии Moldovagaz

Свободная Европа: А этот вопрос можно как-то уладить?

Серджиу Тофилат: Простого решения не существует, вопрос необходимо обсуждать. Помимо этого, в улучшении нуждаются и законодательные рамки, надо предоставить свободный и равный доступ на рынок всем операторам. Если Transgaz хочет не только доставлять газ до Кишинева, но и продавать его и на севере республики, и на юге, то ему необходимо предоставить свободный доступ к сетям дистрибьюторов. Следовательно, надо заняться и этим вопросом.

Еще нужно укреплять независимость регулятора, который обеспечит соблюдение правил на рынке – проще говоря, Национальное агентство в области энергетики должно быть независимой структурой. И НАРЭ не должно создавать благоприятные условия для отдельных операторов или определенных политических интересов...

Свободная Европа: «Газпром» тоже может вставлять палки в колеса?

Серджиу Тофилат: Разумеется, может! Сейчас Moldovagaz и импортирует газ, и управляет инфраструктурой. Следовательно, структуры по обслуживанию газовых сетей необходимо отделить – и юридически, и в плане собственности – от оптовых поставок. Конечно же, «Газпром» будет сопротивляться. Срок у нас назначен до конца 2019 года, но проблемы, о которых я говорил, никто не обсуждает, они даже не включены в повестку дебатов.

Мы зависим от «Газпрома», который является филиалом российского МИДа и используется Кремлем в качестве политической дубины

А что касается задолженности по газу – так тут вообще… В качестве первого шага необходимо остановить дальнейшее накопление долгов, потому что Приднестровье не платит за газ, а долг растет как на дрожжах. Каждый месяц, каждый день! После того, как прекратиться аккумулирование новых долгов, нужно подсчитать, какая часть долга принадлежит правому берегу [Днестра], то есть, Республике Молдова, и какая – левому, Приднестровью.

Свободная Европа: Власти неоднократно заявляли, что никто долги Приднестровья на плечи молдавских налогоплательщиков не взвалит.

Серджиу Тофилат: Необходим документ, подписанный обеими сторонами, – и «Газпромом», и Республикой Молдова. И вот тогда появятся основания для разговора. То, что сказал Ион или Василикэ, нас ничуть не греет. Это не более чем заявления, от которых политики уже через полчаса могут откреститься и сказать, что они имели в виду совсем другое.

Когда будет документ, в котором четко и ясно прописано, как делится долг, кто обязан его выплачивать, каковы размеры долга в целом – мы же сегодня оперируем непроверенными данными, нам приходится верить на слово бухгалтеру Moldovagaz. Не было ни одной аудиторской проверки с момента создания этой компании, и мы оперируем цифрами, которые не соответствуют действительности.

Свободная Европа: Г-н Тофилат, складывается впечатление, что когда говорят о сдаче в эксплуатацию газопровода Яссы-Кишинев, превалирует политическая воля. Но дефицит денег тоже надо учитывать, не правда ли?

Серджиу Тофилат: Разумеется, вопрос финансирования очень важен, но давайте постараемся понять логику: нам сейчас действительно необходим этот газопровод! В 2000 году я в интернете наткнулся на крайне любопытную статью в онлайн-издании «Ведомости». Называлась она «Молдова сдалась»: в 2000-м, как известно, «Газпром» приостановил поставки газа, и мы остались и без газа, и без электроэнергии.

Иными словами, сложилась довольно серьезная ситуация, а «Газпром» начал диктовать условия: Молдова не должна закупать газ ни у кого другого, должна в течение нескольких дней закрыть долги и перейти на предоплату… Мы зависим от одного только поставщика – «Газпрома», который является филиалом российского МИДа и используется Кремлем в качестве политической дубины, для продвижения интересов России в Молдове. Мы должны избавиться от этой зависимости, и один из способов – строительство альтернативного газопровода. Если Россия приостановит поставки, то это даст возможность поставлять газ по другой ветке.

Изначально, когда правительство одобрило дорожную карту, речь шла о том, что финансирование возьмут на себя ЕБРР, ЕИБ, еще Еврокомиссия обещала выделить грант в размере 10 млн евро… Однако после приватизации компании Vestmoldtransgaz, которая управляет газопроводом Яссы-Унгень, мы этот грант теряем.

Россию контролирует клептократический режим – люди, которые используют власть для собственного обогащения

Свободная Европа: Но румынская компания Transgaz, которая достроит до Кишинева газопровод Яссы-Унгень, рассчитывает на невозвратные европейские фонды в размере 46 млн евро – для увеличения пропускной способности газопровода…

Серджиу Тофилат: Если все так, то за нас можно будет только порадоваться.

Свободная Европа: Было заявление компании Transgaz.

Серджиу Тофилат: Прекрасно, если европейцы помогут – это здорово!

Свободная Европа: Вы уверены, что к концу 2019 года газопровод заработает? Вот почему спрашиваю: посол Румынии г-н Ионицэ заявлял, что для завершения работ потребуется 20 месяцев, а Кишинев говорит о конце 2019-го. Таким образом, г-н посол берет еще пару месяцев про запас. Вы можете дать какие-либо прогнозы насчет сроков сдачи в эксплуатацию газопровода?

Серджиу Тофилат: Не знаю, на что там надеется посол Румынии, а независимые эксперты надеются на скорейшее завершение проекта. Но власть почему-то очень спокойна на этот счет. У нас в регионе сложилась довольно сложная ситуация, я имею в виду то, что Россия строит два газопровода в обход Украины, и в результате мы рискуем к 2020 году остаться без газа. А власти невозмутимы.

Свободная Европа: А что, подобная угроза должна вызывать у представителей власти бессонницу?

Серджиу Тофилат: Ну, разумеется! Если не рассматривается даже вариант поставок реверсном режиме, через существующие газопроводы. У нас есть три газопровода, которые идут на Балканы, и через них возможна прокачка газа в реверсном режиме. В этом случае отпала бы потребность в газопроводе Яссы-Унгень. Не знаю, почему этот вариант не рассматривается, лично я не знаком ни с точкой зрения правительства, ни с позицией минэкономики. Следовательно, если учесть желание России изолировать Украину и прекратить поставки газа через ее территорию (соответственно, и через территорию Молдовы), мы рискуем остаться без газа к 2020 году. Кстати, наш контракт с «Газпромом» истекает в декабре 2019-го.

Свободная Европа: Г-н Габурич говорил, что контракт действителен до конца следующего года, и нет никаких предпосылок для его отмены?

Серджиу Тофилат: А если Россия завершает строительство газопровода Turkish Stream и Nord Stream-2, если Россия прекратит транзитные поставки через Украину – что тогда скажет г-н Габурич? «Ох, извините, мы запутались, мы не знали…» Все это, разумеется, должно нас беспокоить.

Если г-н Додон что-то сказал, это еще не значит, что есть консенсус. Верить г-ну Додону – себя не уважать

Свободная Европа: Даже несмотря на то, что России выгодно продавать газ буквально всем?

Серджиу Тофилат: У России другие интересы. Если исходить из того, что половина бюджета Российской Федерации формируется за счет экспорта газа и нефти – да, для них это источник дохода, который заменить нечем. Кроме того, и Китай не торопится закупать у России газ, а это значит, что Москва нуждается в европейском рынке. Это так, никто не спорит. Именно для этого Россия и создает альтернативную инфраструктуру, строит газопроводы в обход Украины – потому что хочет оказать и экономическое, и иное давление на своего соседа. Но это заденет и нас.

Не будем забывать, что Россию контролирует клептократический режим – люди, которые используют власть для собственного обогащения, и любой инфраструктурный проект с расходной сметой, где крутятся некие деньги, представляет для них источник дохода. Что-то ты там строишь, а какие-то деньги откладываешь в сторону. Спросите друзей Путина, например, Ротенберга и других, которые являются крупнейшими бенефициарами госконтрактов. Как вы думаете, откуда появились схемы по отмыванию миллиардов через Молдову, через регион в целом? Как раз из этих контрактов, по строительству стадионов к Олимпиаде, всевозможных инфраструктурных проектов в энергетике, и так далее.

Свободная Европа: Но в Молдове, по всем признакам, есть консенсус между всеми ветвями власти. И президент Додон говорил о необходимости альтернативных источников энергоресурсов, и правительство заверяет, что с Бухарестом сложились хорошие отношения, а потому намерено добиваться скорейшего ввода в эксплуатацию газопровода Яссы-Кишинев. Если есть согласие в высших эшелонах, значит, шансы на успех растут?

Серджиу Тофилат: Если г-н Додон что-то сказал, это еще не значит, что есть консенсус. В Москве г-н Додон говорил, что долг по газу висит на Республике Молдова, а в Кишиневе утверждал, что Молдова никакого отношения к этому долгу не имеет. Так что верить г-ну Додону – себя не уважать.

Если бы власть действительно захотела обеспечить энергетическую независимость страны, во-первых, газопровод давно бы уже заработал. Кроме того, и вопрос с газовым долгом давно надо решать. Первым делом, как я уже говорил, нужно остановить рост долгов и провести аудит, и даже не аудит, а ревизию в Moldovagaz! Аудит – это значит проверить несколько бумаг, а ревизия предполагает строгую проверку каждого счета, чтобы затем подсчитать с точностью до лея сумму долга. И потом начинать наводить порядок, и не просто на словах.

Свободная Европа: Вы знаете, что сейчас в Moldovagaz нет председателя правления?

Серджиу Тофилат: Председателя правления нет, есть только заместитель председателя, которого год назад Додон наградил орденом Gloria Muncii. В ноябре 2017 года социалисты созвали пресс-конференцию и заявили, что Moldovagaz нас обкрадывает, что тарифы двукратно превышают цену импортируемого газа; но двумя месяцами ранее, в сентябре 2017 года, президент Додон наградил вице-председателя правления Moldovagaz Якова Казаку орденом Gloria Munci! Там у них что, левая рука не ведает, что творит правая? И мы должны ему верить? По сути, они же нас обманывают, и это – лицемерие!

XS
SM
MD
LG