В последние месяцы Республика Молдова дважды получала предупреждение со стороны Секретариата ЕЭС за игнорирование европейского законодательства при разработке методологии расчета тарифов на электроэнергию. Организация, созданная для интеграции энергетических систем Евросоюза с системами государств-соседей, неоднократно выражала обеспокоенность попытками политического воздействия на решения Национального агентства по регулированию в энергетике (НАРЭ). Это не первый случай, когда независимость НАРЭ ставится под сомнение. Свободная Европа побеседовала о проблемах с замглавой Секретариата ЕЭС Дирком Бушле.
Дирк Бушле: Секретариат Энергетического сообщества следит за тем, как Республика Молдова выполняет обязательства, взятые на себя в рамках Договора энергетического сообщества, которые предполагают, по сути, применение европейского законодательства в данной области. Мы оказываем поддержку молдавским партнерам – не всегда легко работать в такой стране, как Молдова, где налицо очень и очень специфичная ситуация с энергетической безопасностью.
Есть несколько факторов, на которых мы настаиваем в диалоге с Республикой Молдова. Прежде всего, мы требуем четких правил для всех игроков энергетического рынка, от инвесторов до потребителей. Считаем, что необходимо больше усилий как со стороны правительства, так и со стороны НАРЭ для обеспечения четких и ясных решений, принятых не произвольно, а в строгом соответствии с европейскими принципами, чтобы, с одной стороны, все игроки на рынке – как отечественные, так и иностранные – были в состоянии развивать свой бизнес, и, с другой стороны, потребители бы не страдали от чрезмерных тарифов.
Если выяснится, что решения НАРЭ продиктованы скрытыми коммерческими интересами, это вконец испортит репутацию страны
В последнее время мы сосредоточились и даже подключились к решению проблем сектора электроэнергетики Молдовы. Мы следили как за процессом проведения закупок электроэнергии, так и за полемикой между иностранным инвестором Gas Natural Fenosa и правительством, которая касалась порядка расчета отпускных тарифов. В какой-то момент спор был улажен, и мы не хотим возврата к нему или к возможным арбитражным процедурам, которые окажут негативное воздействие на национальную экономику.
Свободная Европа: Несколько недель назад Секретариат ЕЭС предостерег Республику Молдова относительно тарифов на электроэнергию для конечных потребителей. Чем обеспокоены европейские партнеры, и почему потребителя должны интересовать подобные чисто технические вопросы?
Дирк Бушле: Согласен с вами, это технический момент, но в действительности он может аукнуться самым неожиданным образом – как в отношении потребителя, так и инвестора. Разумеется, разработка методологии, регулирующей расходы и прибыль оператора, – это вопрос деликатный, и ответ здесь никогда не может быть однозначным: это – «белое», а это – «черное».
Но мы обеспокоены двумя аспектами: первый – независимость НАРЭ, второй – перформансы агентства. Говоря о независимости, нас особо удивил тот факт, что парламент, когда принимал Закон об энергетике, вмешался в деятельность регулирующего органа и установил определенные положения, касающиеся методологии расчета тарифов. Этот факт показался нам очень странным и далеко не соответствующим принципу независимости НАРЭ – крайне важному принципу, установленному, в том числе, европейским законодательством в области электроэнергетики.
В прошлом уже случались неприятные факты вмешательства политики в работу НАРЭ, и потому сейчас мы хотим убедиться, что национальный регулятор выполняет свои функции самостоятельно, безо всякого давления.
Ситуация в Молдове абсолютно уникальная, тут нелегко обеспечить закупки электроэнергии в соответствии с евростандартами
Второй момент, который тревожит нас, касается порядка функционирования НАРЭ. Любое решение этого органа призвано обеспечить четкие правила на рынке, поэтому его решения должны быть обоснованы и предельно ясно растолкованы. Решение по методологии не было ни растолковано, ни обосновано, следовательно, его можно считать произвольным.
Чтобы этого избежать, мы уведомили Республику Молдова, и в следующий раз мы будем работать вместе с НАРЭ, чтобы удостовериться, что подобные ситуации не повторятся. Почему это важно для граждан Молдовы, а не только для нескольких экспертов в области энергетики? Потому что, в конечном счете, эта методология представляет собой не только технический инструмент, а предельно четко устанавливает, на каких условиях оператор может работать в стране.
В рамках Энергетического сообщества не раз происходили споры вокруг этого вопроса, и я скажу, что последствия могут быть катастрофическими. Мы не говорим, что НАРЭ должен определять методологию тем или иным образом. Все, что требуется от агентства – это обеспечить прозрачность, чтобы операторы могли работать по ясным правилам.
Отныне мы будем внимательно следить за тем, чтобы оговоренные правила не только соблюдались, но и не пересматривались
Таким образом можно будет избежать недоразумений между инвесторами и государством, а эти недоразумения могут парализовать энергетический сектор Республики Молдова, заморозить ее амбиции по реформированию сектора в ближайшие годы. Это не абстрактные опасения, учитывая, что в настоящий момент в стране развертывается ряд инфраструктурных проектов в области энергетики, в том числе, по взаимоподключению с Румынией. Возможная полемика на национальном уровне может парализовать эти проекты.
Свободная Европа: Что касается закупки электроэнергии, то в начале этого года секретариат ЕЭС провел мониторинг процесса приобретения электроэнергии для молдавских потребителей. Вначале минэкономики сообщило, что в результате конкурса операторы приняли более выгодное предложение украинского поставщика и отказались от услуг расположенной в Приднестровье МолдГРЭС, где закупали электроэнергию прежде. Через несколько месяцев после этого госпредприятие Energocom объявило о частичном разрыве контракта с украинским поставщиком – в пользу приднестровского. Как расценило это решение международное сообщество?
Дирк Бушле: Как я отметил в самом начале, ситуация в Республике Молдова абсолютно уникальная, тут нелегко обеспечить закупки электроэнергии в соответствии с европейскими стандартами, которые предполагают корректность и прозрачность. В прошлом году, перед подписанием контракта на импорт электроэнергии, мы работали вместе с правительством над инструкцией, которой руководствовались бы власть и НАРЭ при отборе поставщиков.
Если НАРЭ не будет независимым, Молдова потеряет доверие, – а это уже серьезная угроза
Этот справочник был призван обеспечить элементарные стандарты гласности, корректность процедур и предотвращение секретных договоренностей, прежде характерных для этого процесса. На первом этапе справочник был принят во внимание, стала проявляться реальная конкуренция между компаниями; и даже если мы и раскритиковали конкурс за вмешательство политического фактора, по сравнению с предыдущими годами налицо была явная положительная динамика.
Мы и предположить не могли, что после завершения процедуры госпредприятие Energocom пересмотрит свое решение и заключит контракт с другим поставщиком, не с победителем конкурса. В настоящий момент мы работаем с молдавскими властями и надеемся, что в следующем году будут учтены все положения совместно разработанной инструкции. Отныне мы будем внимательно следить за тем, чтобы оговоренные правила не только соблюдались, но и не пересматривались по ходу дела.
Свободная Европа: А какие риски есть у Молдовы, коль скоро она позволяет вмешиваться в энергетический рынок политическому фактору?
Дирк Бушле: В настоящий момент я могу сказать, что у нас сложилось удовлетворительное сотрудничество с НАРЭ. Эксперты агентства держат с нами постоянную связь, советуются с нами, но остается увидеть, насколько эффективным будет этот диалог в перспективе.
Мы ценим работу НАРЭ, но, в конченом итоге, важен результат
Могу сказать со всей уверенностью, что не только мы, но и международные финансисты, в частности, Международный валютный фонд и Всемирный банк, внимательно следят за движениями на энергетическом рынке Республики Молдова. Если НАРЭ не будет независимым, Молдова потеряет доверие, – а это уже серьезная угроза.
Если выяснится, что решения НАРЭ принимаются под воздействием политического фактора и продиктованы не объективными обстоятельствами, а, что еще хуже, скрытыми коммерческими интересами, это вконец испортит репутацию страны.
Мы знаем, что ситуация в стране очень непростая, и именно потому мы концентрируемся на диалоге с НАРЭ и работаем с Молдовой более интенсивно, чем с другими странами. Мы ценим работу НАРЭ, но, в конченом итоге, важен результат, от которого будет зависеть доверие к Молдове и ее привлекательность как для государственных, так и для частных инвестиций.