Linkuri accesibilitate

Будь я самой богатой молдаванкой


В последние дни декабря привелось побывать в Гарварде, в John F. Kennedy School of Government, одной из самых сильных политических школ в мире, а уж по престижности – точно певой. Впечатлений масса – и хороших, и не очень. О хороших говорить не так интересно, тем более что нас они особо и не касаются. Кому удастся там побывать, просто сходите в корпус, где расположена библиотека. Холл, скорее похожий на студенческую столовую, чем на зал приемов (как позже оказалось, это столовая и есть): ни колонн, ни гранитных постаментов, ни ковровых дорожек, как мы привыкли. И пока сам не увидишь, не поверишь, что в этом более чем скромном зале перед сидящими на ступеньках студентами выступают все мировые лидеры: президенты, канцлеры, госсекретари, премьер-министры, главы ООН, духовные лидеры и многие другие. Имена перечислять не буду – вы их все знаете.

Оказывается, уже в самое ближайшее время в Kennedy School появится специальная стипендия для студентов из Украины: по итогам открытого конкурса они смогут бесплатно оканчивать магистрские программы. Платить за их обучение будет самый богатый украинский бизнесмен (по данным Форбса) Ринат Ахметов. Условие одно – после окончания школы все студенты обязяны вернуться в Украину и пойти на государственную службу. Ахметов выделил на это $50 млн. Не берусь угадывать его истинные мотивы: имидж, мессионерство, стратегический расчет – все равно. Результат на выходе один: уже через несколько лет в украинских властных структурах появится целая прослойка хорошо подготовленных специалистов-технократов с лучшей западной школой за плечами и с сильными международными связями. И какие там цели преследовал Ахметов, уже не так важно.

Найти бы Молдове своего Ахметова - то, что доктор прописал. Тем паче мы не Украина, население у нас в 10 раз меньше, специалистов так много не надо – обошлись бы суммой гораздо более скромной. Будь я крупным молдавским бизнесменом, право слово, выделила бы на такое деньги. Вот тебе и подправленный имидж накануне выборов, возможные налоговые льготы, да и потомки впишут твое имя в учебники истории (а то и улицу в честь такого мецената назовут).

Шутки шутками, а ведь многие из тех, кто мог бы себе это позволить, тратят деньги на более бессмысленные вещи, думая, что они совершают бог весть какие общественно значимые поступки. Смертельно больному можно сколько угодно давать обезболивающие – от этого он все равно не вылечится. Так же из помощью: можно перекрасить все заборы во всех молдавских деревнях перед всеми молдавскими праздниками и гранитом выложить дорогу к каждой сельской церкви - социально-экономическая ситуация в Молдове от этого никак не улучшится. А вот если вложиться в мозги, которые уже через несколько лет смогут обеспечить реализацию самых смелых социально-экономических и институциональных реформ – это другое дело. Того и глядишь, через двадцать лет твоя доселе никому неизвестная молдавская компания начнет успешно торговаться на New York Stock Exchange. Конечно, это совсем не значит, что если завтра вдруг на Piata Marii Adunari Nationale высадится десант из ста человек с дипломами Гарварда, мы вдруг заживем припеваючи. Нет, конечно, но и глупо спорить с тем, что для перемен, о которых мы так часто говорим, Молдове просто необходимо обновление политических элит. По кадровой политике нового правительства уже стало ясно – специалистов не хватает катастрофически. Новая власть, да и любая другая, которая придет ей на смену (если она всерьез собирается заниматься реформами), нуждается в “свежей крови”, в технократах-профессионалах. К сожалению, пока этого нового класса в Молдове не возникло. Чтобы его создать, надо либо возвращать профессионалов в страну, либо самостоятельно их взращивать. Другого не остается.
XS
SM
MD
LG