Linkuri accesibilitate

О святом – о коррупции


Коррупцию победить не-воз-мож-но, и точка. Снизить ее уровень – может быть, искоренить полностью – никогда. В массовом сознаниии это мнение настолько укоренилось, что сломать его очень сложно. На месте политиков лучшего и не пожелаешь: украшай свои пламенные предвыборные речи горячими антикоррупционными лозунгами, сколько тебе влезет. Кто потом спросит – всегда можно сослаться на непосильную ежедневную борьбу и невозможность победить коррупцию в одночасье. Все это – миф, выгодный в первую очередь самим политикам, и не более чем.

Для успешной борьбы с коррупцией необходимы всего две вещи: прозрачность и невозможность избежать наказание. Если с первым сейчас сложнее (необходимы административная реформа, сокращение госаппарата, свободные СМИ), то для втрого требуется всего лишь политическая воля. Чтобы ее проявить, не нужны годы, достаточно месяцев и даже дней. Вот всего несколько примеров.

Перу (из книги Сергея Гуриева «Мифы экономики», всем рекомендую): шеф Национальной разведки Монтесинос фактически управлял страной на протяжении всех 1990-х годов. Его власть основывалась на массовом подкупе политиков, чиновников, судей и журналистов. Ежемесячные взятки исчислялись тысячами долларов (рядовым судьям), десятками тысяч (крупные судьи, депутаты и министры получали от $5000 до $20000) и даже сотнями тысяч и миллионами (главам газет и телеканалов). Для пущей уверенности Монтесинос записывал все акты передачи взяток на пленку (для компромата, конечно). Результат на лицо: политическая система выглядела вполне демократично, а презиент Фухимори олицетворял экономический рост и стабильность. Все попытки оппозиции говорить о массовой коррупции не имели никакого успеха: доступ к СМИ был полностью ограничен. Сам Монтесинос говорил: «Если ни один из телеканалов не показал пресс-конференцию, значит ее не было». После внесения изменений в Конституцию Фухимори был избран на третий срок – как и следовало ожидать, в результате «свободных» и «честных» выборов. В это время к оппозиции попала одна из пленок. Результат: режим Фухимори был свергнут, он бежал в Японию, Монтесинос осужден в сумме на 37 лет. Оппозиции хватило решимости поднять все пленки и выдвинуть обвинения еще против полутора тысяч его сподвижников.

Грузия: главным результатом так называемой «революции роз» стала широкомасштабная антикоррупционная кампания. В течение всего одного года прокуратура возбудила уголовные дела против более чем 200 чиновников. В списке арестованных были замминистра внутренних дел, глава Грузинской железной дороги (близкий друг бывшего президента Эдуарда Шеварнадзе, был арестован одним из первых), министр образования, министр связи и почты, министр транспорта и коммуникаций и председатель Контрольной палаты. Бывшие чиновники имели право избежать предварительного заключения, внеся в бюджет всю сумму нанесенного ущерба. Менее чем через три месяца после «революции роз», парламент принял целый пакет антикоррупционных мер, в том числе и закон «О конфискации незаконного и недоказанного имущества». Чиновники, члены их семей и связанные с ними лица должны были доказать в суде законность приобретения имущества – в противном случае оно конфисковывалось.

Согласно Transparency International, в Грузии сейчас самый низкий уровень коррупции по сравнению со всеми странами СНГ (всего за шесть лет она поднялась со 124-го на 66-ое место).

Румыния: cразу после своего избрания в 2004 году Траян Бэсеску подписал указ о создании Национального антикоррупционного департамента. Уголовные дела были возбуждены в том числе против бывшего премьер-министра и кандидата в президенты от PSD Адриана Настасе (обвинялся в незаконном строительстве элитного дома в центре Бухареста, после чего PSD очень быстро открестилась от него и лишила всех постов в партии), а также самого влиятельного бизнесмена страны Дину Патричиу (обвинялся в незаконной приватизации нефтеперерабатывающего завода всего за $60 млн). Конечно, особых успехов в борьбе с коррупцией Бэсеску пока не добился, но что касается политической воли, он ее проявил.

Альянс за евроинтеграцию находится у власти уже пять месяцев. Помнится, в ходе избирательной кампании звучало много обвинений в адрес целого ряда высокопоставленных чиновников, включая президента Воронина и "некоторых" членов его семьи. Дело совсем не в политических расправах, но избирателям куда важнее было бы понять в результате открытых разбирательств в суде, кто контролировал экономику в течении последних восьми лет и каким образом, чем бесконечно разбираться, как правильно называется язык, на котором мы говорим, и как же дальше смотреть фильмы в кинотеатрах. Многие из тех, кто голосовал за Альянс, ждал именно этого. И все еще продолжают ждать.
XS
SM
MD
LG