Linkuri accesibilitate

Освобождение Ильи Казака и выборы в Приднестровье



Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут на Радио Свободная Европа. В сегодняшнем выпуске:

Освобождение Ильи Казака как тактический ход Игоря Смирнова накануне президентских выборов в приднестровском регионе. Возможны или нет перемены в приднестровских верхах и каковы шансы фаворита Кремля? И… что думают жители региона о контрольно-пропускных пунктах между двумя берегами Днестра? Гость нашей сегодняшней передачи – программный директор Ассоциации по внешней политике Раду Врабие, Кишинев.

Начнем, как обычно, нашу передачу с обзора новостей за минувшую неделю, который представит моя коллега Юлия Михайлова.


Приднестровские диалоги
Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:15:01 0:00
Link direct



----------------------------------------------------
Бывший налоговый инспектор Илья Казак, приговоренный в прошлом году в Тирасполе к 14-ти годам лишения свободы за измену и шпионаж в пользу Республики Молдова, освобожден в понедельник, 31 октября. Сразу же после освобождения Илья Казак сообщил для Радио Свободная Европа, что на свободе он оказался благодаря последнему прошению о помиловании, поданному 19 сентября. „В справке об освобождении написано, что Смирнов подписал указ о моем помиловании”, - заявил Казак для Радио Свободная Европа. В этом же интервью он сказал, что от души благодарен нашему радио за оказанную поддержку. Илья Казак был арестован 19 марта 2010 года, практически одновременно с журналистом Эрнестом Варданяном, освобожденным в апреле 2011 года, также в результате прошения о помиловании. Варданян был осужден к 15-ти годам лишения свободы по этой же статье – государственная измена и шпионаж в пользу Республики Молдова. Международные правозащитные организации, а также Ассоциация Promo-Lex из Кишинева расценили оба случая как «политические дела», грубо нарушившие фундаментальные права человека. В интервью для Радио Свободная Европа председатель Ассоциации Promo-Lex Ион Маноле, занимавшийся делом Ильи Казака, заявил, что, по его мнению, он оказался на свободе благодаря многочисленным требованиям и настойчивости со стороны всех тех, кто подключился к его освобождению. „Имею в виду общественные организации, конституционные органы, международные организации, в частности, ОБСЕ, и, разумеется, участников формата 5+2”, сказал Маноле. Такое же объяснение дал и исполняющий обязанности президента Республики Молдова Мариан Лупу, который говорил о совместных усилиях, но усмотрел в произошедшем и тактический ход Игоря Смирнова, связанный с предстоящими в декабре президентскими выборами в Приднестровье.

Переговоры в формате 5+2 по приднестровскому урегулированию будут возобновлены 30 ноября в Вильнюсе. Об этом сообщил представитель Литвы, которая председательствует в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Участники переговоров, встретившиеся в пятницу в Кишиневе, обсудили и повестку вильнюсского совещания. Посредники и наблюдатели переговорного процесса побывали и в Тирасполе. Решение о возобновлении официальных переговоров в формате 5+2 было принято на консультациях в Москве 22 сентября.

Долг Приднестровья перед Газпромом следует отделить от долга Республики Молдова, заявил министр экономики Валериу Лазэр. Выступая в кишиневском пресс-клубе, Лазэр сказал, что долг Приднестровья за природный газ не следует перекладывать на MoldovaGaz. Он добавил также, что соглашение о свободной торговле, подписанное Молдовой в рамках Содружества независимых государств, выгодно для Кишинева и не повлечет еще большего экономического сближения со странами СНГ.

Население земли достигло 7 миллиардов человек. Однако численность жителей Республики Молдова продолжает снижаться и по прогнозам демографов к 2050 году население Молдовы оставит всего лишь 2,5 миллиона человек. Цитируемый агентством Info-Prim Neo вице-премьер Михай Молдовану перечислил следующие причины: поздние браки и роды, низкий уровень рождаемости и массовая миграция.

Соединенные Штаты Америки приветствовали достигнутое Россией и Грузией соглашение, которое позволит России вступить во Всемирную торговую организацию. Компромисс, к которому стороны пришли при посредничестве Швейцарии, предусматривает независимый контроль на границе между Россией и отколовшимися грузинскими территориями – Абхазией и Южной Осетией.
--------------------------------------------------------

Александр Фрумусаки: Спасибо, Юлия. Больше новостей, аналитических материалов и комментариев можно найти на нашей странице в интернете:

Свободная Европа: Дорогие радиослушатели, как вы уже знаете, сегодня у нас в гостях программный директор Ассоциации по внешней политики Республики Молдова Раду Врабие. Позвольте, г-н Врабие, начать нашу беседу с одного из главных сюжетов прошлой недели – освобождения тираспольского заключенного Ильи Казака. Бывший налоговый инспектор из Бендер провел в тюрьме 20 месяцев по обвинению в государственной измене и шпионаже в пользу Молдовы. Приговоренный к 14 годам тюрьмы, он отрицал свою вину, несмотря на то, что по совету защиты подавал неоднократно прошения о помиловании. В этом случае возникает естественный вопрос, почему освобождение Ильи Казака произошло именно сейчас, ни днем раньше, ни днем позже?

Раду Врабие
Раду Врабие
Раду Врабие: „Я думаю, есть несколько объяснений тому, почему именно сейчас произошло это освобождение. Прежде всего, как и в случае с Эрнестом Варданяном, Игорь Смирнов распорядился освободить Илью Казака в момент, когда СМИ немного подзабыли об этом деле, тем самым продемонстрировав, что его освобождение является, скорее, жестом доброй воли с его, Смирнова, стороны, и ничем иным. Тем не менее, думаю, в основе этого шага лежат согласованные действия и давление со стороны других субъектов: правительства Молдовы, партнеров, России, ЕС, США. Что характерно в этом случае и представляется мне довольно любопытным – это то, что обвинения, инкриминируемые Илье Казаку, в конечном итоге не были доказаны публично. Следовательно, в конце концов, Илья Казак не признал свою вину, и его освободили, так и не доказав ее, разве что на процессе с крайне ограниченным допуском, который по праву можно считать непрозрачным. Хотя и отсидел довольно долго в тюрьме, Илья Казак вышел с честью и достойно из этой ситуации, и по-человечески, по-христиански можно порадоваться тому, что он на свободе”.

Свободная Европа: и все-таки, чем объяснить это освобождение? Возможна ли связь с кампанией по выборам лидера Приднестровья? Может ли этот шаг улучшить имидж Игоря Смирнова?

Раду Врабие: „Можно не сомневаться в том, что общественность Приднестровья, жители региона отлично понимали, что тут, мягко говоря, дело темное, чтобы не сказать некорректное с точки зрения правосудия. Этому человеку не были обеспечены элементарные права, такие, как защита, адвокат и другие права, неотъемлемые при судебном разбирательстве – если этот процесс вообще можно назвать судебным разбирательством. Во всем этом ему было отказано. И, конечно же, невыясненные до конца все обстоятельства этого дела порождали недовольство многих людей, ведь, как вы понимаете, в таких случаях всегда находятся люди, которые думают, что и они не застрахованы от подобного «правосудия». По моему мнению, с политической точки зрения дело Казака не возымело ожидаемого эффекта для тираспольской администрации. Этот случай не предавался такой широкой огласке, как дело Эрнеста Варданяна, его резонанс был менее сильным и, возможно, дело Казака вообще прошло бы незаметным, если бы не развивалось параллельно с делом Эрнеста Варданяна. Но с политической точки зрения этот казус своей цели не достиг, не говоря уже о том, что в предвыборной кампании было довольно опасно для тираспольской администрации оставлять этот вопрос в подвешенном состоянии.

Свободная Европа: как вы считаете, подобные ситуации могут повториться в отношениях между Кишиневом и Тирасполем? Я имею в виду арест людей по обвинению в шпионаже в пользу Молдовы. Потому что эти два случая – Ильи Казака и Эрнеста Варданяна - беспрецедентные.

Раду Врабие: „Да, это так, и, думаю, эти случаи также являются частью предвыборной кампании в приднестровском регионе, ведь надо же поддерживать этот миф об агрессии со стороны Молдовы, о том, что Молдова пытается уничтожить Приднестровье и так далее и тому подобное… Но эти действия в конечном итоге своей цели не достигли. Я убежден, что если бы эти казусы можно было развить, если бы можно было извлечь из них имиджевые дивиденды, с этими людьми поступили бы по-другому. Их освобождение – это и признание бессилия, провала политических целей. Но должен сказать, что и в первом, и во втором случае –Эрнеста Варданяна и Ильи Казака – их освобождение произошло в момент, когда, как я уже отметил чуть выше, шум в прессе вокруг них немного поутих. Иными словами, и в первом, и во втором случае пресса уже не говорила об участи этих двух заключенных, и их освобождение преподнесено как жест доброй воли Смирнова, а не как результат давления со стороны гражданского общества, международной прессы, СМИ Республики Молдова, в частности. И, полагаю, правозащитные организации, организации по защите свободы прессы должны быть более настойчивыми и последовательными в таких случаях, где бы они ни происходили”.

Свободная Европа: к слову о предвыборной кампании, г-н Врабие. На прошлой неделе в Тирасполе зарегистрирован третий кандидат на выборах, намеченным на 11 декабря. Это депутат Олег Хоржан, лидер Приднестровской коммунистической партии. Первым был зарегистрирован бывший председатель Верховного совета, депутат Евгений Шевчук. Под вторым номером в предвыборную гонку включился нынешний спикер тираспольского парламента, лидер партии „Обновление” Анатолий Каминский. Но прошло больше половины предвыборного периода и, по крайней мере, на данный момент, не зарегистрировался действующий глава приднестровской администрации Игорь Смирнов, который, по всем признакам, лишился поддержки Кремля, так как Москва ясно высказалась против него и в пользу Анатолий Каминского. Как прокомментировали бы вы эту ситуацию?

Анатолий Каминский
Анатолий Каминский
Раду Врабие: Я бы начал с поддержки России, о которой вы упомянули. Если посмотреть с исторической точки зрения на кандидатов, пользовавшихся поддержкой России в признанных государствах или сепаратистских регионах, то заметим, что не всегда те, кого поддерживала Россия, побеждали на выборах. Например, на Украине в 2005 году; в Абхазии; если хотите, и в Кишиневе, в Республике Молдова у России были другие люди, другие партии, которые она поддерживала и которые не всегда побеждали; в Беларуси… Иными словами, по моему мнению, совсем не обязательно считать, что если Россия поддерживает или, напротив, не поддерживает того или иного кандидата, он обязательно победит или, наоборот, потерпит поражение на выборах. Если вспомнить, в 2001 году в Приднестровье на так называемых президентских выборах, когда баллотировались Смирнов, Радченко и Зенович, Россия в действительности поддержала Радченко и Зеновича, правда, не столь явно, но также была против нынешнего лидера, и нынешний лидер выиграл те выборы. Не думаю, что это закон. Разумеется, поддержка страны, в которую верят жители Приднестровья, играет большую роль. Но, вместе с тем, следует признать, что за двадцать лет Игорь Смирнов набрал достаточно опыта и достаточно сил в Приднестровье, чтобы проконтролировать, как идут дела, и что у него достаточно административных ресурсов, чтобы идти на выборы. Сейчас, конечно же, есть определенная интрига в том, пойдет Игорь Смирнов дальше или не пойдет. Рискну предположить, что он пойдет на выборы, а то, что не зарегистрировался до сегодняшнего дня, - это, скорее, признак уверенности в своих силах. Ведь, вспомним, что, как правило, политики, уверенные в своей победе, не слишком зацикливаются на предвыборной кампании. Они пытаются доказать всем, что у них другие заботы, поважнее участия в выборах. Пример. Дмитрий Медведев в 2008 году: в действительности другие вели агитацию в его поддержку, а он тем временем работал в Правительстве, показывая, что есть другие важные проблемы, которые он должен решать на благо России. Следовательно, это, скорее, свидетельство того, что он не торопится, не суетится, так как знает конечный результат, уверен в себе и в итоге выборов в приднестровском регионе. Так вижу я ситуацию на данный момент. И я не думаю, что тактика России, которая засылает людей в поддержку Анатолия Каминского – людей, которые, при всем моем уважении,
Игорь Смирнов в день президентских выборов в Приднестровье, 10 декабря 2006
Игорь Смирнов в день президентских выборов в Приднестровье, 10 декабря 2006
полузабыты в России, не входят более в круг политиков первого ранга, а являются политиками второго эшелона и чаще присутствуют в политическом пространстве Республики Молдова, нежели самой России… Так вот, я не думаю, что эта тактика может привести к свержению, если хотите, Игоря Смирнова. Особенно на фоне такого контркандидата, как Анатолий Каминский, который довольно слабо котируется на так называемых выборах, в этой кампании. А значит, он нуждается в гораздо более серьезной поддержке, чтобы сбросить с трона Смирнова, чтобы завоевать тот кредит доверия, которым пользуется на данный момент Игорь Смирнов”.

Свободная Европа: кампания по выборам лидера региона, намеченным на 11 декабря, практически совпадает с выборами в Госдуму России, которые состоятся 4 декабря. Кишинев отказался дать свое согласие на открытие избирательных участков в приднестровском регионе, как происходило каждый раз и на предыдущих выборах, мотивируя тем, что не контролирует данную территорию. Но, судя по имеющемуся опыту, Россия пренебрегала позицией молдавских властей. Как вы считаете, Москва и на этот раз проигнорирует Кишинев и, несмотря ни на что, проведет выборы в Приднестровье?

Раду Врабие: „По моему мнению, с точки зрения международного права, которым мы, небольшое государство, должны руководствоваться, поскольку не можем позволить себе уклониться от него, как другие крупные государства; так вот, Республика Молдова должна учесть тот факт, что если она не будет противостоять этой традиции России открывать избирательные участки в Приднестровье без согласия официального Кишинева, противостоять посредством официальных заявлений, пресс-релизов с обнародованием своей позиции, есть угроза, что эта традиция превратится в норму. Поэтому я считаю, что независимо от решения Москвы, независимо от того, проигнорирует она мнение Республики Молдова или нет, Кишинев должен занять предельно ясную позицию в этом вопросе. Понимаю, что это довольно чувствительный вопрос молдавско-российских отношений, но, полагаю, Республика Молдова в этом особом случае с открытием избирательных участков в Приднестровье должна занять предельно ясную и корректную позицию по отношению к России, независимо от того, какой будет развязка этого демарша Кишинева. Для России же это палка о двух концах. С одной стороны, отказаться – значит расписаться в собственной слабости и дать повод «ястребам» в вопросах внешней политики заявить, что вот мол, Россия отступила перед маленьким государством Молдова, бросила на произвол судьбы своих соотечественников в этой стране… Поэтому, думаю, ставка для России скорее внутреннего порядка, нежели внешнего. Посмотрим, как пойдут дела, но, повторяю, независимо от того, какой будет развязка, Республика Молдова заняла правильную позицию, выступив с четким посланием в этом плане”.

Свободная Европа: мнение гостя нашей сегодняшней передачи, программного директора Ассоциации по внешней политике Раду Врабие.

На прошлой неделе в Тирасполе специальная рабочая группа по пересмотру норм миграции предложила упростить процедуру перехода приднестровских контрольных пунктов на так называемой административной границе с остальной Республикой Молдова. Как именно можно упростить передвижение между двумя берегами Днестра и насколько необходимы в принципе эти контрольно-пропускные пункты? – с таким вопросом мы обратились к жителям Приднестровья.

- Проверили паспорта, проверили машины – все, поехали. А то сам выходишь, относишь куда-то вот эти вот… Чтобы близко это было, чтобы не бегать куда-то на метров двадцать-пятнадцать, выходить из машины.

- Конечно, без регистрационного контроля. Убрать его, как раньше. Без паспортов.

- К чему нам такое вот, лишнее время тратить на границе? Но поскольку правительства – они решают, разве мы можем что-то против них?

- Во-первых, это очень трудные меры, из-за того, что все-таки с Молдовой у нас разногласия определенные. То есть, в первую очередь решить разногласия с Молдовой на высшем уровне. А границы, они уже сами, скажем так, подчиняются.

- Мы не ощущаем каких-то сложностей. Если документы в порядке – никаких проблем нет.

- Чтобы они быстрее работали. И поставить, может, еще какие-то наряды, чтобы пропускная способность была больше.

- Улучшить и как-то смягчить – это точно надо. Отменить – нет, отменять не стоит, потому что нужно контролировать въезд в республику, выезд из республики, миграцию… Это все нужно контролировать. Завоз в республику, вывоз из республики. Можно сделать, действительно, режим одного окна.

- Открыть границу - люди должны свободно проходить, проезжать. Все. Оказывается, очень просто.

- Ну, вообще-то желательно было бы вообще их убрать, эти пропускные пункты, потому что мы с Молдовой не такие уж и враги. Ну, а коли им так хочется, то, желательно, пусть был бы один пропускной пункт. Но лучший вариант, конечно, как раньше, чтобы не было никаких границ, я не считаю, что это так уже необходимо.

Александр Фрумусаки: Мнения случайных людей, встреченных нашими корреспондентами на улицах Тирасполя Бендер.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается с вами до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG