Linkuri accesibilitate

Стереотипный документ о борьбе со стереотипами


Эрнест Варданян, политолог, журналист.
Эрнест Варданян, политолог, журналист.
В среду несколько неправительственных организаций Молдовы представили некий Меморандум о разрешении приднестровского конфликта. Беглое прочтение положений этого документа говорит о его амбициозности и смелости. Особенно удивляют сроки, в которых разработчики Меморандума предполагают реализовать свои планы.

Так, к 2015 году должны быть выведены российские войска, им на смену предлагают прийти военным и гражданским наблюдателям от РФ, США, ЕС, Украины и ОБСЕ, еще через 2 года должны остаться только гражданские представители, а в 2018 году планируется ликвидировать Зону безопасности, созданную в 1992 году с подписанием Соглашения о прекращении огня.

Я приветствовал и буду приветствовать активность гражданского общества обоих берегов в вопросе приднестровского урегулирования, поскольку эта болезненная тема, как правило, остается на периферии интересов неправительственных организаций. Но я также убежден в том, что никакие идеи не должны обходить вниманием один крайне важный фактор – общественное мнение.

Мне, как человеку, более 20 лет прожившему в Тирасполе, странно видеть такой залихватский подход к урегулированию конфликта. Интересно, а эти эксперты общались с жителями Приднестровья? Когда они в последний раз были в Тирасполе? Почему они считают, что их план может быть принят к рассмотрению в Приднестровье – я уже не говорю об успехе!

Очень странным мне представляется обоснование документа. Так, эксперты говорят о некоем периоде психологической адаптации для жителей Приднестровья с целью преодоления фобий и стереотипов. Сразу возникает вопрос: а как насчет преодоления стереотипов для жителей правобережной Молдовы? Перечислю только самые распространенные фобии и предубеждения правого берега по отношению к левому берегу: «промытые мозги», «агенты КГБ», «агенты Кремля», «противники европейской интеграции», «бандиты» и т.д.

Не спорю, в Приднестровье тоже масса стереотипов – 20 лет смирновской пропаганды прошли не зря. Но коль скоро авторы Меморандума ставят благородную задачу исцеления общества, им следовало бы посоветовать и жителям правого берега посмотреть в зеркало и попробовать начать с себя или, в идеале, сделать этот процесс обоюдным и одновременным. Иначе такая «адаптация» попахивает высокомерием и однобокостью.

Кстати, стереотипы приднестровцев лежат не в плоскости национального вопроса – на левом берегу нет антагонизма по отношению к молдаванам, ведь там каждый третий житель – молдаванин. Но в Приднестровье совершенно четко разделяют Молдову и Румынию и на корню отвергают любые попытки объявить молдаван румынами и тем более не приемлют концепцию двух румынских государств. Авторам нового документа неплохо бы знать об этом и заодно иметь в виду, что всякое движение Кишинева в сторону Бухареста будет автоматически отдалять Кишинев от Тирасполя.

Но самое главное заблуждение гражданского общества заключается в том, что оно игнорирует геополитический фактор. Нет нужды в сотый раз говорить о роли России и множестве рычагов, которыми она располагает для торможения процесса урегулирования. Нет нужды вновь напоминать о том, что Россия ни за что не позволит делать резкие движения на Днестре, пока до конца не выяснен характер ее отношений с Украиной и пока Киев не сделал окончательного выбора – Восток или Запад.

Зато есть смысл напомнить о том, что провал Меморандума Козака в 2003 году объяснялся нежеланием Запада допустить сохранение российского военного присутствия в регионе, и именно этот упущенный шанс окончательно открыл Москве глаза на суть игры ЕС и США: лучше статус-кво, чем урегулирование под российским соусом. И ровно по той же причине сама Россия скорее ратует за замораживание политического процесса, так как наличие украинского фактора не дает ей полной уверенности в сохранении влияния на случай, если урегулирование сдвинется с мертвой точки и перейдет в необратимую фазу.

Проще говоря, Россия проецирует на Днестре свои отношения с Украиной, без ясной роли которой не будет ни шага влево, ни шага вправо. И сам Киев скорее предпочтет торпедировать процесс, поскольку урегулирование по молдавскому сценарию объективно усилит румынский фактор, что чревато нагнетанием ирредентистских настроений в Черновицкой и Одесской областях. А продавливание российского варианта (как в 2003 году) неизбежно сузит пространство для маневров Украины между Россией и Западом.

Я уверен, что авторы Меморандума прекрасно знают обо всех этих тонкостях. Поэтому тем более странно видеть такой идеализированный документ. Разработчики пообещали обсудить свое детище с властями и гражданским обществом Приднестровья. Готов держать пари: в Тирасполе фанфар не будет. Ибо, как говорил Ленин, «страшно далеки они от народа».
XS
SM
MD
LG