В самом конце 2013 года в Приднестровье случилось неприятное событие. Как говорится, ничто не предвещало беды на пресс-конференции президента непризнанной республики Евгения Шевчука 26 декабря. Заканчивая общение с прессой, он вдруг спросил, есть ли в зале «наш Новый Регион», имея в виду журналистов приднестровской редакции российского информационного агентства «Новый Регион».
Убедившись, что репортеры на месте, Шевчук добродушно заявил, что хочет прийти в редакцию «на чашечку чая», но потом внезапно поинтересовался зарплатами в «НР» и тем, платит ли агентство налоги и оплачивает ли аренду помещения. «Я переживаю за трудовые права журналистов-приднестровцев, находящихся на территории Приднестровья, которые работают в «Новом Регионе», – сказал Шевчук.
«Мы придём к вам в гости и с вами там плотненько побеседуем. Ждите, придём в гости, ну, если не я, в крайнем случае, буду занят, то соответствующие компетентные службы придут для того, чтобы защитить трудовые права граждан Приднестровья, работающих в средствах массовой информации», – пообещал приднестровский лидер.
Последнюю фразу я бы воспринял как угрозу. Частица «бы» оказалась лишней уже на следующий день, когда в редакцию «НР – Приднестровье» внезапно нагрянул помощник прокурора. Оказалось, что ведомство ранее начало проверки СМИ Левобережья «на предмет соблюдения законодательства». Как писали в конце декабря журналисты «НР», помощник прокурора провёл с ними краткую беседу, спросил об условиях труда, о наличии регистрации на территории республики и о наличии договора аренды помещения корпункта.
Уже вечером 27 декабря (всего через сутки после пресс-конференции Шевчука!) стало ясно, что приднестровские власти взялись за агентство всерьез. Но никто не мог подумать, что судьба моих коллег решится так стремительно. Вечером 28 декабря становится известно, что корпункт «НР» закрывается, потому что журналисты не получили аккредитацию на 2014 год. Правда, из других Интернет-ресурсов я узнал, что власти будто бы никому не дали аккредитацию, но в агентстве уточнили, что подали заявку почти за месяц до этого, в итоге не дождавшись ответа. Так или иначе, в новогоднюю ночь на странице «НР – Приднестровье» появился маленький текст, в котором журналисты сообщили о закрытии агентства и попрощались с читателями, поблагодарив их за верность.
Теперь нужно совершить экскурс в историю. Корпункт «Нового Региона» в Тирасполе опубликовал первую новость 28 февраля 2006 года – в тот самый день, когда министр реинтеграции Молдовы Василий Шова внезапно покинул стол переговоров в формате 5+2 и уехал. Через 3 дня Молдова и Украина ввели новый таможенный режим в отношении приднестровских экономических агентов – в Тирасполе и Москве это назвали «экономической блокадой». И вот в таких условиях, в самый разгар горячих событий, начало работу представительство «Нового Региона» в Приднестровье. Мы, четыре тираспольских журналиста: Виктория Гладковская, Инна Крамаренко, Дмитрий Матвеев и я – с места в карьер окунулись в самую гущу политических событий, не имея толком времени «на раскачку».
Так получилось, что те бурные события за считанные недели подняли рейтинг «НР-Приднестровье» с нуля до нескольких тысяч уникальных посетителей в день. Мы писали смело, порой дерзко, не опасаясь санкций приднестровских властей (а они случались), но строго придерживаясь рамок новостного агентства, без пропаганды «анти-» или «про-», без тенденциозности и однобокости. Возможно, именно благодаря этому мы стали самым читаемым Интернет-ресурсом в Приднестровье. Эту марку агентство держало очень высоко. Я ушел из «НР-Приднестровье» весной 2009 года, но всегда продолжал следить за работой коллег. До самого закрытия приднестровская страница оставалась одной из самых читаемых в многочисленной «семье» корпунктов «Нового Региона».
И вот – такой финал. Справедливости ради нужно отметить, что приднестровский корпункт «провинился» тем, что не оказывал особой поддержки Евгению Шевчуку ни во время избирательной кампании 2011 года, ни уже после смены власти на левом берегу. Порой на странице появлялись жесткие тексты политологов, критиковавших внешнеполитический курс нового приднестровского лидера. Но ведь «НР» никогда и не «подписывался» на безоговорочную поддержку официального курса Тирасполя, однако на такой шаг, как закрытие корпункта, не решался даже предыдущий лидер Игорь Смирнов, который нас, мягко говоря, не жаловал, особенно в первое время.
Мне очень жаль, что команда Евгения Шевчука приняла столь радикальное решение, и я надеюсь, что аккредитация журналистам все же будет выдана. Потому что закрытие Интернет-ресурса – слишком громкое дело, которое не будет обойдено вниманием ни на политическом, ни на общественном уровне. Будем ждать сообщения о возобновлении работы редакции…