Linkuri accesibilitate

О роли решительной личности в трагической истории



22 февраля войдет в историю Украины как день резкого разворота в продолжающейся три месяца национальной драме. Сначала Верховная Рада конституционным большинством «самоустранила» Виктора Януковича с поста президента, затем декриминализировала статьи Уголовного кодекса, по которым была осуждена в 2011 году Юлия Тимошенко. Поскольку закон имеет обратную силу в случаях, когда это в пользу осужденного, парламент Украины открыл дорогу к освобождению бывшего премьер-министра. Вечером 22 февраля Тимошенко триумфально покинула Харьков и улетела в Киев, успев произнести эмоциональную речь на Майдане в присутствии 200 тысяч человек.

Но сначала о другом событии. 21 февраля в Киев прибыли министры иностранных дел Германии и Польши Франк-Вальтер Штайнмайер и Радослав Сикорский, а также глава отдела континентальной Европы МИД Франции Эрик Фурнье. Они выступили посредниками в диалоге между Виктором Януковичем и тремя оппозиционными лидерами: Арсением Яценюком, Виталием Кличко и Олегом Тягнибоком. На встрече присутствовал и специально направленный Путиным уполномоченный по правам человека РФ Владимир Лукин, уходящий со своего поста в этом месяце.

Итогом 9-часовых (!) переговоров стало соглашение, которое включало в себя обязательство властей Украины организовать досрочные президентские выборы (без указания сроков), вернуть Конституцию 2004 года, которая вводила парламентско-президентскую республику, создать правительство народного доверия и ряд других положений. К слову, это соглашение подписали все указанные лица, кроме Лукина, а почему – рассмотрим чуть ниже.

Дальше всё пошло совсем не по этому сценарию. Не прошло и суток с момента подписания соглашения, как «случилась» отставка Януковича. То есть сама основа подписанного документа была уничтожена, и бумага потеряла всякий смысл, ведь стороны не настаивали на немедленном уходе Януковича.

Теперь попробуем понять, почему Лукин не подписал Соглашение. У меня пока две версии. Это может быть принципиальным нежеланием Москвы ставить подпись под пролоббированным Европой документом (пусть он и содержал достаточно удобные для Януковича положения). Но тогда зачем надо было ехать в Киев, где заведомо верховодят европейские эмиссары? Более правдоподобной мне кажется вторая версия: Лукин знал, ЧТО случится менее чем через сутки, и решил не позорить Россию подписью под никчемной бумажкой.

«Откуда он знал?» - спросит читатель. Потому что Барак Обама и Владимир Путин до этого провели телефонный разговор и обсудили ситуацию в Украине. Рискую удариться в конспирологию, но некоторые эксперты в социальных сетях пишут, что внезапное освобождение Юлии Тимошенко было продавлено совместным решением Москвы и Вашингтона. Поэтому в Киев был отправлен не министр или замминистра иностранных дел России, а всего лишь отставной омбудсмен, - мол, зачем пятнать честь мундира причастностью к провальному действу?

Если углублять тему конспирологии, то придется сослаться на скандальный телефонный разговор заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд и посла Соединенных Штатов в Киеве Джеффри Пайетта. Помните «...to **** the EU»? И кто сказал, что американцы не хотели еще раз щелкнуть по носу европейцев, с грохотом провалив их посредническую инициативу? А уж для России это было и вовсе «святое дело» - еще раз наказать ЕС за чрезмерную активность в Украине и открытую поддержку оппозиционных сил. Дополнительное подтверждение версии о российско-американском «заговоре» - это последний телефонный разговор Сергея Лаврова с Джоном Керри уже после бурных событий 22 февраля. Вот текст сообщения Департамента информации и печати МИД России:

«С.В.Лавров привлек внимание к тому, что после подписания 21 февраля соглашения между правительством Украины и оппозицией ситуация в этой стране резко деградировала из-за неспособности или нежелания оппозиционных сил уважать достигнутые договоренности, которые были заключены при активном участии Германии, Польши и Франции. Незаконные экстремистские группировки отказываются сдать оружие и фактически берут Киев под свой контроль при попустительстве лидеров оппозиции, заседающих в Верховной Раде.

Российский министр напомнил Госсекретарю о том, что эта тема подробно обсуждалась во вчерашнем телефонном разговоре В.В.Путина с Б.Обамой, в ходе которого Президент России призвал американского лидера использовать все возможности для пресечения противоправных действий радикалов и возвращения ситуации в конституционное поле.

Дж.Керри подтвердил приверженность США выполнению договоренностей от 21 февраля и обещал срочно использовать имеющиеся у Вашингтона рычаги для воздействия на оппозицию».

Вы чувствуете всю ироничность положения, уважаемые читатели? США вообще не присутствовали при подписании соглашения Януковича с оппозицией, Россия присутствовала, но не подписала, - но обе державы поддерживают фактически мертвый документ! Добавляет «перца» и то, что сама Россия, если судить по репортажам на федеральных телеканалах (а там никогда ничего не говорят без санкции Кремля), уже поставила крест на Януковиче. И еще один штрих: некоторые мои знакомые, сочувствующие «Правому сектору», в своих публикациях в социальных сетях открыто обвиняют США в пособничестве «имперской политике» России в Украине. Видимо, что-то в этом есть…

Однако вернемся к горячей субботе 22 февраля. Этот день определенно станет началом триумфа Юлии Тимошенко. Едва приехав на Майдан, она произнесла очень жесткую и эмоциональную речь, главным посылом которой, по моему убеждению, стала вовсе не приверженность идеалам народной борьбы и даже не стремление наказать виновных в гибели манифестантов, а явный упор на единоличное управление оппозицией. «Я гарантирую вам, что более никто не ущемит ваши права», - произнесла «леди Ю», словно не замечая Яценюка, Кличко, Тягнибока, Порошенко и других оппозиционных лидеров.

В этом-то и вся интрига! Юлия Тимошенко, конечно, ненавидит Виктора Януковича. Рано или поздно она его «съест». Но сейчас перед ней стоит архисложная задача – обуздать широкие протестные настроения, замкнуть на себе управление оппозицией и предотвратить дальнейшую радикализацию «Правого сектора», а также остановить расползание Украины по швам. Верховная Рада 22 февраля постановила провести досрочные выборы президента 25 мая, и Тимошенко уже заявила о готовности баллотироваться. Она просто обязана взять у Януковича реванш за 2010 год.

Рада ли украинская оппозиция освобождению «оранжевой принцессы»? Далеко не все и не так уж сильно, скажем прямо. Уже вчера вечером в Интернет-изданиях и социальных сетях посыпались заявления более или менее значимых персонажей из лагеря Майдана (например, это журналист афганского происхождения Мустафа Найем), которые прямо говорят: «Люди гибли не для того, чтобы освобождали Тимошенко». Или: «Чем Тимошенко лучше Януковича? Она из той же когорты «старых» воров».

Перед бывшим премьер-министром Украины возникают новые серьезные вызовы. Требовать наказания Януковича и других «регионалов» - это естественно, но уже не оригинально. Юлия Тимошенко должна сама себе обеспечить крепкие тылы, прежде чем бросаться в бой с присущей ей пассионарностью, решимостью, тактическим чутьем и умением держать толпу. Если она сумеет успокоить «Правый сектор» и объединить «умеренную» оппозицию, можно считать, что ее задача выполнена.

Надо сказать, что определенные шаги проделаны. Так, Верховная Рада избрала ближайшего соратника Тимошенко – Александра Турчинова – спикером, а затем – и.о. президента Украины. Министром внутренних дел стал один из ведущих представителей тимошенковской партии «Батькiвщина» Арсен Аваков. Поговаривают, что генпрокурором может стать другой функционер этой партии Андрей Парубий.

Менее чем за двое суток Юлия Тимошенко превратилась из харьковской сиделицы в самого влиятельного политика Украины с фактическим контролем над парламентом и МВД – немалый ресурс в существующей ситуации. Я думаю, что именно по инициативе Тимошенко новый министр Аваков решил включить представителей «Правого сектора» в состав МВД и других силовых структур. Видимо, прагматичная Тимошенко считает, что наличие погон и должностей несколько охладит пыл уличных радикалов и направит их в конструктивное русло. Посмотрим, удастся ли ей эта задумка.

А пока обратим внимание на другой аспект: своей бурной деятельностью «с места в карьер» решительная Юлия Тимошенко перечеркивает амбиции других оппозиционеров. Арсений Яценюк откровенно слаб, да и не пойдет поперек своей партийной шефини, Олег Тягнибок с большим недоверием воспринимается многими на Западе ввиду откровенной профашистской сущности его партии, а Виталий Кличко довольно ограничен и косноязычен – на фоне красноречивой Тимошенко он смотрится очень бледно.

К тому же немецкая пресса называет боксера «человеком Берлина», а это означает, что он не может рассчитывать на благосклонность ни Москвы, ни Вашингтона. Тимошенко – другой разговор. Она уже была премьером, знакома и американскому, и российскому руководству. «Новый Регион» даже писал, что ее избирательную компанию в 2010 году проводили политтехнологи из команды Барака Обамы. То есть две сверхдержавы, очевидно, решили не заниматься «самодеятельностью», а поставили на знакомую (и знаковую) фигуру. Что из этого выйдет, узнаем в ближайшее время.
XS
SM
MD
LG