21 марта открылась новая страница в продолжающейся три года войне на территории Сирии. В тот день террористы из группировок «Джебхат ан-Нусра» и «Исламский фронт», которые считаются филиалами «Аль-Каиды», атаковали маленький город Кесаб на северо-западе Сирии. Во вторжении участвовало, по разным данным, от 5 до 10 тысяч террористов.
Чтобы было предельно ясно, откуда пришли «гости», взгляните на карту. Городок расположен прямо на границе с Турцией, на этом месте сирийская территория вклинивается в турецкую, оказываясь в окружении с трех сторон. А единственная дорога, ведущая «на большую землю», проходит полукругом вдоль турецкой границы. Таким образом, Кесаб крайне уязвим для внешней атаки – что, собственно, и произошло. Не вызывает сомнений, что боевики-джихадисты могли ворваться в город только со стороны Турции, поскольку на этом участке фронта Сирийская армия контролирует ситуацию и не допустила бы удара по Кесабу изнутри.
Подавляющее большинство населения городка составляют армяне. По сути, Кесаб – это последний островок Армянской Киликии – древнего царства, дожившего до Средних веков и сначала завоеванного сельджуками, а затем уничтоженного османами. Киликийские армяне пережили Геноцид, затем предательство Франции, которая вывела войска из Киликии в 1923 году, сдав ее туркам, и, казалось, обрели спокойную жизнь на последней оставшейся части родины – в Александреттском санджаке (ныне вилайет Хатай). Но в 1939 году Франция, чьей подмандатной территорией была Сирия, не помешала аннексии этого региона Турцией. Армяне вновь были вынуждены спасать свои жизни. Кесаб оказался единственным городом Киликии, который имел счастье остаться на территории Сирии и тем самым выжить.
Этот островок благополучно дожил до XXI века, пока не началась необъявленная война международной коалиции Запада и джихадистских группировок против Башара Асада. Три года беды обходили Кесаб стороной. Но 21 марта всё изменилось. Подавляющее большинство жителей (примерно 700 семей) были эвакуированы в портовый город Латакия, погибло около 80 человек, за освобождение городка началась крупномасштабная боевая операция Сирийской армии. Уже 22 марта армянский Католикос Великого дома Киликийского Арам Первый потребовал от Асада направить дополнительные воинские части на помощь Кесабу.
Международная реакция на трагедию маленького городка оказалась довольно широкой и жесткой. Так, в статье для газеты The Wall Street Journal арабская правозащитница Мария Хабиб написала, что Турция предоставила боевикам тяжелое вооружение (Источник). Вообще роль Анкары в помощи радикальным исламистам сложно преувеличить. С тех пор как в 2002 году к власти пришла исламская Партия справедливости и развития, Турция решила примерить на себе одежды главного защитника мусульман.
«Турция уже долгое время является перевалочным пунктом различных террористических групп. С началом гражданской войны в Сирии премьер Эрдоган, активно поддерживающий радикальные исламские группы в регионе, поддержал повстанцев. С одной стороны Турция решила, что лучше дать базы и оружие, чем самим втягиваться в войну, но при этом она не рассчитала все негативные последствия. Это и курдский фактор, и шиитский», - пишет профессор Вашингтонского университета Патрик Клоусон (цитата по тому же источнику).
Надо сказать, что одним из главных, но, увы, зачастую игнорируемых последствий многолетних потрясений на Ближнем Востоке является резкое уменьшение автохтонного немусульманского населения – прежде всего, христиан. Гражданская война в Ливане, вторжение США в Ирак в 2003 году, «арабская весна» - всё это открыло шлюзы для разного рода террористических группировок, которые под знаменами «чистого ислама» приступили к изгнанию или уничтожению армян, коптов, ассирийцев, маронитов и других «чужеродных» элементов в регионе.
Трехлетняя гражданская война в Сирии стала еще и колоссальным риском для армянской общины этой страны, а также Ливана. И этот процесс устраивает Турцию. Дело в том, что сирийские армяне – это не просто часть обширной и влиятельной армянской диаспоры. Армяне Сирии и Ливана – это прямые потомки тех, кто пережили Геноцид 1915 года. Более того, это наиболее последовательная и радикально антитурецкая часть Диаспоры, ибо они живут в двух шагах от турецкой границы и знают, что по ту сторону лежат земли, обагренные кровью их предков.
Турция прекрасно знает об этом. Она прекрасно помнит, что в 2009 году, когда министры иностранных дел Армении и Турции подписали в Цюрихе Протоколы об установлении дипломатических отношений и нормализации двусторонних отношений (что фактически могло означать предание забвению проблемы утраченных армянских земель и компенсаций потомкам жертв Геноцида), самые ожесточенные акции протеста проходили именно в Ливане. Туда президент Серж Саргсян приезжал в ходе специального мирового турне, в ходе которого пытался убедить армян Диаспоры в необходимости нормализации.
И вот – на дворе 2014 год. Когда мировая пресса стала широко освещать трагедию Кесаба, только ленивый не писал о том, что армяне в очередной раз переживают Геноцид и в очередной раз его совершают турки. И хотя облетевшие мир видеокадры о якобы жестокой расправе террористов над армянами Кесаба оказались недостоверными (на самом деле это была казнь сирийских солдат в другом месте в другое время), это не изменило восприятия событий. Было очевидно, что Турция не только не препятствовала, но и всячески способствовала джихадистскому отребью, которое атаковало мирный городок.
Между тем, в Анкаре даже не пытались скрыть свое участие в драме. Более того, в прессу попала аудиозапись разговора высокопоставленных турецких чиновников, которые обсуждали возможность полномасштабного вторжения в Сирию. В разговоре приняли участие глава МИД Ахмет Давутоглу, советник МИД Фирудин Синирлиоглу, глава разведки MIT Хакан Фидан, второй начальник Генштаба, генерал армии Яшар Гюлер. Говорилось о том, что турки инсценируют нападение якобы сирийцев на гробницу Сулеймана Шаха, чтобы создать casus belli для начала операции.
«Если необходимо, я пошлю в Сирию четырех людей и брошу в Турцию 8 ракет, тем самым создав причину для начала войны. Мы организуем нападение и на усыпальницу Сулейман Шаха», - сказал, предположительно, Хакан Фидан (источник). Отмечу, что гробница находится на территории Сирии, примерно в 30 км от границы, но считается турецкой территорией в соответствии с франко-турецким договором от 1921 года.
С другой стороны, крайне опасная обстановка создалась после 23 марта, когда турецкий истребитель сбил сирийский боевой самолет якобы в воздушном пространстве Турции. В Дамаске опровергли эту версию и заявили, что самолет был сбит над Сирией, причем боевая машина выполняла задачи по уничтожению очередной группы террористов.
Словом, сейчас отношения между Сирией и Турцией даже хуже, чем они были в августе-сентябре 2013 года, когда регион стоял в полушаге от грандиозной войны. Учитывая, что 30 марта в Турции прошли местные выборы, где правящие исламисты получили в целом до 45% голосов, а вскоре в этой стране пройдут и всенародные президентские выборы, нельзя исключать, что Анкара вновь разыграла исламскую карту для внутренних целей.
Тем временем сирийские власти предприняли безуспешные попытки привлечь внимание западного сообщества к открытой агрессии Турции против этой страны. «Сирия требует от правительства Эрдогана прекратить агрессию и поддержку террора, соблюдать резолюции Совета Безопасности ООН, отказаться от каких-либо авантюр и использования турецкой армии против соседнего государства (…)», - заявили в министерстве иностранных дел Сирийской Арабской Республики (цитата по источнику).
Надо искать, что и армянское лобби в лице Армянского национального комитета Америки (вторая по влиятельности лоббистская организация в США), и армянская дипломатия требовали от официального Вашингтона осудить вторжение в Кесаб, но призывы остались без ответа. Более того, страны Запада заблокировали в Совете Безопасности соответствующую резолюцию, предложенную Россией, но это уже из другой области – США просто отомстили России за Крым, а армяне в очередной раз «просто» оказались разменной монетой.
Когда президент Армении Серж Саргсян выступил 24 марта в Гааге на всемирном саммите по ядерной безопасности, его заявление тоже прошло мимо ушей «архитекторов» сирийской войны. «Сегодняшнее (…) выселение армян Кесаба является серьезнейшим вызовом, брошенным механизмам 21-го века по защите национальных меньшинств. Думаю, все должны осознавать, что сами собой напрашивающиеся параллели должны быть отрезвляющими для всех сторон», - подчеркнул Саргсян. Но его явные намеки на Турцию столетней давности и Турцию сегодняшнюю эффекта не возымели.
Однако пусть уважаемые читатели не думают, что подобные ассоциации возникают только в умах армян. Так, уже упомянутая газета The Wall Street Journal написала о том, что вторжение боевиков «вызвало в памяти сирийских армян мрачные воспоминания» (Текст оригинала). Аналогично пишет и французская газета Libération, попутно замечая, что вторжение террористов в Кесаб стало возможным именно благодаря поддержке со стороны Турции (Текст оригинала). С другой стороны, даже турецкая пресса писала о том, что в грабеже армянских домов Кесаба приняли участие люди, говорившие по-турецки (цитата по источнику).
К счастью, последние новости из Кесаба дают повод для оптимизма. Еще с конца марта Сирийская армия начала контрнаступление на боевиков и за последние дни развила успех, в значительной степени очистив городок от непрошеных гостей. При поддержке артиллерии и бронетехники сирийцы методично выбивают джихадистов из отдельных участков Кесаба и из прилегающих густых лесов и горных ущелий.
Я не сомневаюсь в том, что армия Асада достигнет в Кесабе успехов, как в районе стратегически важного города Ябруд на границе с Ливаном. Но выводы, которые сегодня напрашиваются, пока не дают повода успокаиваться. Во-первых, «друзья» Сирии еще не скоро оставят ее в покое, ибо фигура Асада раздражает слишком многих, а его военные успехи только распаляют боевиков и их покровителей. Во-вторых, кесабская драма подтверждает, что отношение турецкого государства к Армянскому вопросу нисколько не изменилось. Прошел целый век, но Турция и не думает идти навстречу армянству. И это несмотря на то, что с приближением 100-летия Геноцида внимание мирового сообщества к армянской теме будет только возрастать. Странно, что турецкое правительство допустило такую масштабную оплошность в Кесабе, «мимоходом» напомнив о событиях Первой Мировой войны…