Linkuri accesibilitate

США – Саудовская Аравия: большая ревизия


Moldova Blog Ernest Vardanean Audio Program banner
Moldova Blog Ernest Vardanean Audio Program banner

В конце марта президент США Барак Обама по завершении своего европейского турне посетил Саудовскую Аравию. Значение этого визита в известных геополитических реалиях сегодняшнего дня сложно переоценить, поэтому обсуждение события продолжается до сих пор. Поездка Обамы не могла быть простой по определению: за последний год в регионе произошло много кардинальных перемен, подвергших серьезным испытаниям весь комплекс отношений между Саудовской Аравией и Соединенными Штатами. Здесь и война в Сирии, и постепенный выход Ирана из международной изоляции, и противоречия вокруг Египта, и «плохое» поведение Катара, и положение шиитов Восточной провинции и в Бахрейне, и палестино-израильское урегулирование, и ситуация в Йемене, Ливане и Ираке.

Однако начнем мы с другой новости. Буквально вчера пришло сообщение, которого я, признаюсь, ожидал с декабря. Глава саудовской разведки принц Бандар бин Султан освобожден от должности «по собственному желанию». Указ короля Абдаллы от 15 апреля гласит, что и.о. главы разведслужбы назначен Юсеф аль-Идриси.

Как пишет агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на дипломатические источники France Presse, в феврале официальный Эр-Рияд передал «сирийское досье» из ведения принца Бандара в компетенцию министра внутренних дел принца Мухаммеда ибн Наифа аль-Сауда. Как говорят анонимные собеседники, «линия Бандара» подвергалась критике со стороны США.

Совершенно очевидно, что борьба кланов вышла на поверхность. Как утверждает пресса, король Абдалла, которому 1 августа исполнится 90 лет, настолько плох, что на встрече с Обамой он использовал «ходунки». Всемогущий клан Судейри, куда входил и опальный принц Бандар, видимо, уступает свои позиции. В экспертном сообществе говорится, что возможным преемником короля Абдаллы считается кронпринц Салман. Ему «всего» 79 лет, но, по некоторым сведениям, у него развивается старческое слабоумие, и он не может быть серьезным претендентом на престол.

Следующая по иерархии фигура – «молодой» 69-летний принц Мукрин, но у него, как выяснилось, есть слабое место в виде «сомнительного» происхождения матери, что в условиях жестокого противостояния двух кланов – Судейри и Джилюви – может перечеркнуть его мечты о саудовской короне. А между тем, Мукрин – последний сын основателя Саудовской Аравии и самой династии – короля Абдель Азиза. Это означает, что на авансцену выходят уже сыновья короля и его братьев.

В связи с этим высокие шансы появляются у сына Абдаллы – принца Митаба. Он руководит Национальной гвардией – элитным подразделением, которое по своей мощи не уступает полиции и спецслужбам вместе взятым, контролирует столицу и нефтеносную шиитонаселенную Восточную провинцию. Это немаловажный фактор, поскольку Митаб в условиях немощности своего отца является, по сути, фактическим лидером клана Джилюви, в то время как клан Судейри контролирует как раз полицию, армию и спецслужбы. А отставка Бандара означает крах надежд его протеже – главы МВД принца Мохаммеда – на престол.

«Принц Бандар, как глава разведки и откровенно проамериканская фигура (причем проамериканизм его связан в первую очередь с кланом Бушей – противников Обамы) – один из наиболее раздражающих короля Абдаллу факторов, - пишет блогер Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид). – Принц Бандар фактически является вдохновителем войны в Сирии, ведет крайне жесткую антииранскую линию и постоянно интригует против клана короля и союзных ему аль-Джилюви, которые не имеют права на корону, но обладают очень серьезными позициями в Восточной провинции и чрезвычайно недовольны тем, что в свое время губернатором этой важнейшей территории стал вместо них представитель Судейри».

Теперь самое время вернуться к теме визита Обамы в Эр-Рияд. Эль-Мюрид в связи с этим считает, что именно приезд хозяина Белого дома 28 марта послужил причиной отставки всесильного Бандара. «Он (Обама) мог привезти что-то совершенно убойное на принца Бандара, за которым числится провокация в Восточной Гуте, стоившей Обаме тяжелейшего поражения в прошлом году в Сирии», - отмечает блогер.

Версия логична, но я не думаю, что визит президента США ограничился только этим. Вообще в прессе и экспертном сообществе есть разное толкование целей и итогов встречи Обамы и Абдаллы. Одни пишут, что президент просил короля «сбросить» цены на нефть, чтобы наказать Россию за Крым; другие утверждают, что стороны обсуждали меры противодействия Ирану и России на сирийском фронте – опять же чтобы насолить Москве. Судя по большинству комментариев, Обаме не удалось достичь главной (главной ли?) цели. Тому есть несколько причин.

Во-первых, форсированные переговоры Ирана с международными посредниками и, как следствие, вероятное полноценное возвращение Тегерана на мировую арену говорят о том, что Вашингтон более не рассматривает Саудитов как свою главную или, по крайней мере, единственную опору на Ближнем Востоке. А раз так, зачем аравийцам идти на жертвы ради столь ненадежных союзников, если снижение цен на нефть ударит по самому королевству?

Во-вторых, удачи Асада в Сирии и, как следствие, неудачи ставленников Аравии резко сузили пространство для маневра Эр-Рияда, уже не говоря о том, что трехлетнее противостояние сделало королевство антагонистом не только Ирана, но и России. Спрашивается: зачем Аравии получать еще один «штрафной балл» в глазах Москвы?

В-третьих, возможное сохранение в Ираке проиранского премьер-министра аль-Малики может ослабить влияние саудовской династии на ценовую политику в нефтяной сфере, да и перспектива возвращения иранской нефти на мировой рынок подрывает практически монопольное положение Саудов. Так зачем им еще больше ослаблять собственную экономику в условиях обостряющейся конкуренции?

Проще говоря, королевство не посчитало нужным подыгрывать США и создавать проблемы собственной экономике ради какой-то мести за Крым. Но обозреватели видят и другую сторону: есть мнение, что Абдалла просил Обаму нарастить поставки вооружений, в том числе зенитно-ракетных и противотанковых комплексов. Доподлинно неизвестно, ответил ли хозяин Белого дома утвердительно: одни источники говорят «да», другие пишут, что Вашингтон согласился только на увеличение финансирования «умеренной светской оппозиции» в Сирии.

Но и Сирия, как выясняется, не была главной темой беседы. Некоторые источники отмечают, что Эр-Рияд продолжает муссировать сирийский вопрос больше для сохранения имиджа. Поэтому разговор с Обамой в значительной степени касался проблемы Катара. Не будем забывать, что эта маленькая монархия стоит за «Братьями-мусульманами» в Египте, что столкнуло ее с Саудовской Аравией, которая в итоге переломила ситуацию и свергла «Братьев» руками военных минувшим летом.
Но осадок, как говорится, остался. Даже после отставки не в меру амбициозного эмира Хамада в июне 2013 года и фактического самоустранения Катара от египетских и сирийских дел саудиты не перестали злиться на зарвавшегося соседа. И вот, похоже, появилась отличная возможность проучить Доху – да так, чтобы звон стоял по всей округе.

Как я писал меньше месяца назад, в начале марта Аравия, Эмираты и Бахрейн отозвали своих послов из Катара, обвинив последний в «поддержке терроризма». Дальше – больше. Недавно египетский суд приговорил к смертной казни 529 (!) бойцов «Братьев-мусульман». Поистине королевский подарок для Аравии! Видимо, в Эр-Рияде решили внимательнее приглядеться к ближнему региональному окружению и полностью зачистить его от революционно-террористических элементов. А под этот критерий попадает именно Катар с «Братьями».

В довершение ближневосточная пресса написала о том, что Катар… может быть присоединен к Арабским Эмиратам в качестве наказания. Не знаю, готов ли саудовский дом пойти на такой беспрецедентный шаг руками своего «младшего брата» в Абу-Даби, но этот план насколько дерзок, настолько и хорошо проработан. Пишут, что Обама дал королю согласие на усмирение Бахрейна (вероятно, имеется в виду полный разгром шиитов в этой стране) для упреждения всяких «вредных» поползновений, будь то усиление Ирана или продолжение Катаром своих региональных комбинаций. Так или иначе, саудиты поняли, что ситуация меняется настолько драматически, что они не смогут никому простить «вольности».

С другой стороны, в королевстве происходит переоценка отношений с Ираном. Отставка принца Бандара – это первое свидетельство того, что Аравия готова отказаться от жесткой линии или, как минимум, не проводить ее столь явно. Например, в аналитическом материале агентства «Регнум» говорится о том, что королевский дом получил ряд сигналов от других арабских стран, желающих снизить напряженность с Тегераном. Это Иордания, Ливан и Оман. Последний вообще считается в последние годы негласным посредником между США и Ираном и нередко выступал переговорной площадкой или «челночным дипломатом».

Кстати, президент Ирана Хасан Рухани в конце марте посетил Султанат Оман, ставший первой арабской страной, в которую приехал новый иранский лидер. Зато в Аравию Рухани пока не намерен ехать, хотя арабская пресса упорно пишет, что королевство уже направило или вот-вот направит в Тегеран приглашение. Гипотетическое ирано-саудовское сближение вряд ли станет реальностью в обозримом будущем, но оно не может быть исключено полностью. Однако не будем строить воздушных замков: комплекс внутренних и внешних факторов в Саудовской Аравии скоро «выстрелит» новой порцией новостей, и мы поймем, куда дует ветер.
XS
SM
MD
LG