Последние столкновения вокруг Карабаха не могли остаться без внимания сопредседателей Минской группы ОБСЕ от России, Франции и США. Действующий председатель ОБСЕ Дидье Буркхальтер и сопредседатели МГ Игорь Попов, Пьер Андрие и Джеймс Уорлик выразили глубокую обеспокоенность ростом насилия на линии соприкосновения и обратились к президентам Армении и Азербайджана с призывом принять немедленные меры для соблюдения соглашения о прекращении огня и возобновления переговоров по мирному урегулированию («Интерфакс»).
2 августа МИД России в специальном заявлении расценил обстановку как «серьезное нарушение договоренностей о прекращении огня». «Исходим из того, что дальнейшая эскалация недопустима. Призываем всех участников противостояния проявить сдержанность, отказаться от использования силы и предпринять незамедлительные меры, направленные на стабилизацию положения», - говорится в комментарии.
Тогда же Госдепартамент США в лице Мари Харф призвал Армению и Азербайджан «соблюдать режим прекращения огня и воздержаться от акций возмездия». «США обеспокоены эскалацией насилия на линии соприкосновения, что привело 31 июля к значительным жертвам. Мы выражаем соболезнования семьям погибших и раненых и призываем все стороны принять срочные меры для того, чтобы снизить напряженность, а также уважать режим прекращения огня», - говорится в заявлении представителя госдепартамента (цитата по РИА Новости).
Также 2 августа министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян обвинил Азербайджан в нарушении соглашения о перемирии от 1994 года и соглашения об укреплении перемирия от 1995 года. В Ереване считают, что Баку игнорирует призывы президентов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ воздерживаться от провокационных действий и эскалации ситуации, а также призывы международного сообщества о том, что применение силы не может привести к решению конфликта и лишь путем переговоров можно достичь мира и стабильности.
По словам Налбандяна, именно Баку является «инициатором провокаций» и пытается переложить ответственность на другие стороны. «[Настало время, чтобы] международное сообщество отрезвило руководство Азербайджана, потерявшее чувство реальности и идущее вразрез с ценностной системой международного сообщества», - подчеркнул министр («Интерфакс»).
Азербайджан, конечно, возложил вину на Армению. Как отмечается в заявлении министерства иностранных дел каспийской республики, «в течение последних дней армянская армия в нарушение режима прекращения огня на границе Азербайджана и Армении и линии соприкосновения войск совершила атаки на позиции азербайджанской армии» («Интерфакс»).
Последним отозвался Европейский Союз в лице Верховного представителя по внешней политике Кэтрин Эштон. Брюссель призвал конфликтующие стороны к соблюдению режима прекращения огня. ЕС заявил о своей готовности в содействии по мирному урегулированию конфликта и поддержке Минской группы ОБСЕ, где Евросоюз представлен Францией («Газета.RU»).
Внимательный читатель, я уверен, обратит внимание на то, что посредники не указывают на виновника новой эскалации – или же, в чем уверен автор этих строк, - попросту не хотят искать такового. Паритет, знаете ли. На эту особенность обратил внимание и российский политолог Андрей Арешев. «Карабахский конфликт имеет сложную внутреннюю динамику, и все последние годы сопредседатели МГ ОБСЕ создавали скорее видимость его решения. Это выражалось, в частности, в равномерном распределении ответственности за возникающие инциденты на все стороны конфликта, без четкого указания, кто именно заинтересован в эскалации напряженности. Вот и сейчас заявления посредников имеют откровенно беззубый характер», – сказал эксперт в интервью «Независимой газете».
Между тем, на днях особую активность развил президент Азербайджана Ильхам Алиев. Правда, не в кресле главы государства и, разумеется, не на линии фронта, а в Твиттере. Выпускник МГИМО демонстрировал читателям знание английского языка и заодно транслировал традиционные клише официальной позиции Баку в карабахском конфликте. Алиев успел сделать достаточно много записей, но я процитирую только две:
1. We will restore our sovereignty. The flag of Azerbaijan will fly in all the occupied territories, including Shusha and Khankandi – «Мы восстановим наш суверенитет. Флаг Азербайджана будет развеваться над всеми оккупированными территориями, включая Шушу и Ханкенди (так в Баку называют Степанакерт)».
2. Just as we have beaten the Armenians on the political and economic fronts, we are able to defeat them on the battlefield – «Так же как мы победили армян на политическом и экономическом фронтах, мы можем победить их и на поле боя».
Это наиболее типичные высказывания азербайджанского руководства, которые, во-первых, призваны поддерживать достаточный уровень реваншистских настроений в обществе (чтобы отвлечь население от повседневных проблем), а во-вторых, демонстрировать решимость в заочном диалоге с Арменией и международными посредниками. Однако со вторым пунктом выходит «неувязочка»: посредники как призывают «все стороны» к мирному урегулированию. И в данной ситуации мне интересно: «заметят» ли сопредседатели Минской группы ОБСЕ эти воинственные заявления азербайджанского лидера? А пока мы думаем над этим вопросом, я замечу, что Твиттерную войну Алиева «заметили» в западной прессе и процитировали все его призывы. Что за этим последует, неизвестно.
А пока вернемся к экспертным оценкам. Например, издание «Эксперт» пишет о том, что обострение в Карабахе не отвечает интересам России, по меньшей мере, по трем причинам: риск большой войны с перспективой геополитического отрыва Армении от России, строительство обходящих РФ трубопроводов из Центральной Азии в Европу и ухудшение отношений Москвы с Турцией – с перспективой новой дестабилизации на Северном Кавказе. «Эксперт» полагает, что президент Ильхам Алиев, «возможно, намеренно обостряет ситуацию для того, чтобы посмотреть на возможную реакцию России», и в этом также заинтересован ЕС с учетом украинского кризиса.
Директор Центра политических исследований Андрей Федоров в интервью «Коммерсанту» сказал, что новую эскалацию конфликта необходимо рассматривать в более широком геополитическом контексте. «В октябре Армения должна вступить в Евразийский экономический союз, чего крайне не хотели бы на Западе. В этой ситуации Западу было бы выгодно представить Армению в виде слабого звена евразийской интеграции», - считает эксперт. По его мнению, обострение конфликта отвечает интересам Запада, желающего не допустить реализации ключевого интеграционного проекта президента РФ.
«Разморозка конфликта, в который мы неизбежно втянемся, - это еще одна удобная форма давления на Россию. Во-первых, это еще один рычаг по дискредитации России, новый повод ее демонизировать как агрессора и имперскую державу, вне зависимости от того, как в реальности будут развиваться события. Во-вторых, Армения движется в сторону Таможенного союза, это не устраивает и Соединенные Штаты, которые пытаются нейтрализовать создание еще одного центра силы», - сказал профессор Южного федерального университета, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Виктор Черноус в интервью «Газете».
В беседе с ереванским агентством «Арминфо» участник боевых действий в Карабахе в 1991-1994 годах, командир отряда «Арабо» Манвел Егиазарян сказал, что война является единственной альтернативой «сдачи» территорий Азербайджану. «Если в Сочи (8-9 августа) Серж Саргсян не испугается угроз Ильхама Алиева и не пойдет на договоренность о сдаче определенных территорий, президента Армении неминуемо вернется оттуда с новостью о новой войне. Поэтому о возобновлении войны мы должны говорить уже сегодня, подготавливать общество к сценарию, поскольку нынешняя позиция властей может привести к временам, когда воевать не захочет никто. Мы уже должны выйти на улицы с акциями протеста в связи с убийством наших военнослужащих. И лишь начав говорить о начале войны, можно будет ее избежать», - заявил Егиазарян. К его словам я могу добавить лишь новость о том, что на фоне описываемых событий не менее сотни карабахцев, участвовавших в войне 20 лет назад, изъявили желание вернуться на фронт…
Между тем, российский политолог, эксперт по проблемам постсоветского пространства Михаил Александров уверен, что возобновление войны в Нагорном Карабахе может привести к краху Азербайджана. «Насколько консолидировано азербайджанское общество, выдержит ли оно долгую войну и большие потери? Ведь очевидно, что быстрой победы Азербайджану достигнуть не удастся. А война на истощение может привести к более быстрому краху Азербайджана, чем Армении. Причем в этом случае судьба президента Алиева и его окружения будет незавидной», - заявил Александров в интервью агентству «Новости-Армения».
Однако встречаются и мнения о том, что в новой эскалации заинтересована Россия, а не Запад. Так, бывший участник карабахской войны, ныне депутат парламента непризнанной республики Ваан Бадасян считает, что Москва хочет «добиться психологического срыва армянской стороны, роста эмиграции и «просьб» к России ввести войска на линию соприкосновения». К слову, на днях официальный Ереван категорически отверг идею размещения миротворцев в зоне конфликта.
«Но мы не должны позволить, чтобы чьи-то вооруженные силы появились здесь, мы сами себя защитим. Если мы не способны себя защитить, то нам незачем существовать. Если русские войска вступят сюда, они сделают то же, что и прежде – продадут. А если так, то уж лучше нам оборонять свои позиции. Русские если придут, на следующий же день сдадут позиции. Если не сдадут, турки начнут убивать их. Но разве президент России может позволить, чтобы солдатские матери плакали? Не позволит, значит, сдаст земли. Это дело организовано Россией совместно с Азербайджаном. Я думаю, они к этому готовились многие месяцы и годы», - сказал Бадасян ереванскому изданию Lragir. К этому я могу добавить один факт: за последние годы Азербайджан подписал с Россией контракты на поставку вооружений, в том числе наступательных, на сумму 4 млрд. долларов.
Доктор политических наук, замдиректора Института Кавказа Сергей Минасян полагает, что в условиях украинского кризиса Запад не особо желает видеть Россию в качестве «первой скрипки» в Минской группе ОБСЕ. «Однако, с другой стороны, Западу не меньше, чем Москве, не хотелось бы иметь новую головную боль, и новое поле для противоречий с Москвой в случае «разморозки» карабахского конфликта и начала широкомасштабных боевых действий, с возможным вовлечением России и других региональных держав», - написал эксперт в материале на страницах издания Politcom.
Российский дипломат, бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ в 1992-1996 годах Владимир Казимиров напомнил, что Азербайджан проиграл в войне, но вместо приверженности мирному урегулированию снова сделал ставку на военную силу, подкрепленную экономическим превосходством. Баку, по словам дипломата, позиционирует себя как надежный партнер, но при этом не выполняет подписанные соглашения: «…имидж у Азербайджана совершенно противоположен тому, о чем говорит Алиев: создается впечатление абсолютной недоговороспособности, неумении держать слово и исполнять взятые на себя юридически закрепленные обязательства. Ведь подписать что-то – это не самое важное, нужно еще сделать это».
Тем не менее, Владимир Казимиров со сдержанным оптимизмом приветствовал ожидаемую 8-9 августа встречу президентов Армении и Азербайджана в Сочи при посредничестве Владимира Путина. «Но такие встречи не панацея, и не стоит ждать, что после одной из них все уладится, будто по мановению волшебной палочки. Для реальных позитивных изменений в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта нужно нечто большее, а именно: смена агрессивной, топорной, ущербной до примитивизма политики официального Баку. В этом ключ к миру», - цитирует дипломата ереванское издание «Ноев ковчег».
Наконец, мой армянский коллега Арег Галстян полагает, что официальный Баку просчитался в целом ряде вопросов, т.к. сопредседатели МГ ОБСЕ, несмотря на украинский кризис, не заинтересованы в новой войне. Эксперт уделяет особое внимание роли США и указывает, что нефтяные корпорации «Chevron» и «Exxon Mobil» работают в Азербайджане и не заинтересованы в эскалации конфликта. «Новая война, с учетом наличия у сторон современного наступательного вооружения, не ограничится территорией самой Нагорно-Карабахской Республики. Это означает, что под ударом будет вся азербайджанская нефтяная инфраструктура, которая будет уничтожена в течение считанных часов. Позволят ли ведущие мировые нефтяные гиганты в такой ситуации развязать авантюру, пустив свои миллиарды по каспийским ветрам?» - задается вопросом политолог на сайте «Эха Москвы». С другой стороны, необходимо учитывать позицию Ирана – единственной третьей страны, имеющей границу с Нагорным Карабахом. А Тегеран, между тем, категорически против любых миротворцев в зоне конфликта…
Как видите, мнения разнятся, и ведь это даже не половина комментариев, которыми сегодня пестрят издания конфликтующих сторон и посредников. Азербайджан по-прежнему не готов вести прямой диалог с Нагорным Карабахом; Армения с переменным успехом отражает атаки противника на трибунах международных организаций; сами карабахцы и слышать ничего не хотят о миротворцах, надеясь (обоснованно) только на свои силы.
С другой стороны, уровень ожесточенности не оставляет надежд на ослабление хотя бы атмосферы ненависти (о самом урегулировании говорить не приходится). Армянофобия возведена в ранг государственной политики Азербайджана, высшее руководство этой страны открыто говорит о «тотальной войне» мировому армянству во всех аспектах (вышеупомянутые слова Алиева в Твиттере это подтверждают).
При этом в Карабахе категорически отвергают любую возможность «сдачи» территорий и тем более не намерены подчиняться Баку; в Армении кое-как пытаются играть роль «доброго полицейского» в вялых переговорах. Армянское руководство продолжает выступать в качестве вассала России, интересы которой далеко не всегда совпадают с интересами Армении и уж тем более Карабаха.
Нынешнее обострение в значительной степени является следствием мягкотелости Армении, воинственности Азербайджана и отстранения Карабаха от прямых переговоров. Соответственно, о подвижках в диалоге можно будет говорить только в случае возвращения Степанакерта за стол переговоров. 20 лет предыдущих лет ничего не дали – пора менять их алгоритм.
А пока ждем итогов сочинской встречи…