Спустя почти месяц после катастрофы малайзийского «Боинга» над Донецкой областью 17 июля я, наконец, решил взяться за эту сложную деликатную тему. Однако хочу сразу предупредить читателей о нескольких важных вещах.
Во-первых, я не преследую цель установить истину – для этого есть межгосударственная экспертная группа во главе с голландцами. Во-вторых, я не рассматриваю сложности с доступом специалистов к месту катастрофы, т.к. это тесно связано с продолжающейся войной в Донбассе и спекуляциями на тему «кто кого не пускает», а значит, чревато отклонением от главной темы. В-третьих, и это самое главное, я рассматриваю только политические аспекты, а именно: мнения экспертов о том, почему и на основании чего некоторые государства поспешили «назначить» виновных в крушении лайнера, не дожидаясь мало-мальски внятной информации с «черных ящиков» и от профильных специалистов.
Кроме того, спешу уведомить читателей о том, что в настоящем материале (он состоит из двух частей) использованы 16 американских публикаций, два текста от СМИ Малайзии, один комментарий французского политолога и 6 российских источников. Все первоисточники цитируются в хронологическом порядке за период с 18 июля по 7 августа.
Переходим непосредственно к обзору. Начну с малайзийского англоязычного издания The Malay Mail Online. В материале от 18 июля со ссылкой на заявление авиакомпании «Malaysia Airlines» оно пишет, что пилотам погибшего лайнера украинские диспетчеры приказали снизить высоту полета с 35 тыс. футов (10668 м) до 33 тыс. футов (чуть больше 10 тыс. м).
Для самолета оптимальной высотой было именно 35 тыс. футов, «однако высота полета лайнера определяется диспетчерами на земле». «После вхождения в украинское воздушное пространство украинские диспетчеры дали команду борту МН17 лететь на высоте 33 тыс. футов», - пишет сайт в Куала-Лумпуре со ссылкой на авиакомпанию. Издание напоминает, что зона, закрытая для полетов, начиналась с высоты 32 тыс. футов (9750 м). При этом европейское ведомство гражданской авиации указало, что на момент исчезновения с экранов радаров «Боинг» летел на «уровне 330», то есть на высоте 33 тыс. футов.
Американский специалист, бывший помощник по экономическим вопросам в администрации Рональда Рейгана Пол Крейг Робертс на своей странице в Интернете ссылается на некоего русского генерала, «знакомого с системами вооружений», по словам которого, уничтожение лайнера произошло «по ошибке» украинским военным, не обученным для обращения с этим вооружением. «Генерал сказал, что, хотя у Украины мало вооружений [из которых можно сбить самолет], украинцы не тренировались их использовать в течение последних 23 лет, с тех пор как Украина отделилась от России», - пишет Робертс и добавляет, что «в этом объяснении больше смысла, чем в вашингтонской пропаганде». Бывший соратник Рейгана далее обращает внимание на одно странное обстоятельство: зачем украинской армии держать в зоне боевых действий дорогостоящий зенитный комплекс «Бук», если у «пророссийских сепаратистов» нет авиации?
Автор публикации на сайте журналистских расследований Consortium News советует американской прессе «взять паузу» и вспомнить о том, как сильно ею манипулировало правительство США в прошлом, особенно в связи с катастрофой южнокорейского «Боинга» в 1983 году. Откровенно говоря, я тоже вспомнил об истории 30-летней давности, едва прочитав поспешные «выводы» о причастности России к уничтожению малайзийского лайнера. «В том случае советский истребитель сбил лайнер компании Korean Air 1 сентября 1983 года, после того как самолет отклонился от курса на сотни миль и проник в одну из наиболее чувствительных зон ПВО СССР – над военными объектами Камчатки и Сахалина», - напоминает американское издание.
Автор также пишет, что тогда администрация Рейгана из кожи вон лезла, чтобы очернить Москву, и фактически не приняла во внимание данные системы электронного перехвата США, которые оправдывали СССР. В тексте говорится и о том, что пленка с записью перехвата в норме имеет длительность 50 минут, но в профильном американском ведомстве воспроизвели запись только в течение 8 минут 32 секунд, из чего был сделан вывод о нежелании установить объективные причины катастрофы 1983 года.
Главный редактор издания Consortium News Роберт Пэрри в своем материале от 20 июля рассуждает о том, мог ли «Боинг» быть сбит по ошибке. «Есть определенные ограничения в визуальных способностях шпионских спутников США, но ракета системы «Бук» имеет примерно 16 футов (чуть меньше 5 м) в длину и обычно устанавливается на грузовиках или танках, - указывает автор. – Малайзийский «Боинг» был сбит после полудня, а не ночью, так что ракетную батарею нельзя было спрятать в темноте».
«Так почему почти вся американская пресса не сделала упора на этом, опираясь на данные космических спутников-шпионов США и на то, что они показали? – задается вопросом Роберт Пэрри. – Как может (газета) Washington Post выдавать статьи на первой полосе (…) без того, чтобы запросить у официальных лиц США детали относительно сделанных спутниками снимков?». Главный редактор упрекает ведущие газеты в том, что они опирались на «ненадежных украинских чиновников и на Госдепартамент, являющийся главным подстрекателем украинского кризиса».
Далее снова цитирую Роберта Пэрри в материале от 21 июля. Он прямо обвиняет госсекретаря Джона Керри в диктовании результатов расследования, что чревато сталкиванием мира в новую и опасную «холодную войну». «В своем нравоучительном представлении «доказательств» - в духе «всё скажу, ничего не покажу» - Керри сделал объективную оценку имеющихся доказательств почти невозможной…», - подчеркивает автор материала.
Российское информагентство Лента.ру приводит информацию с брифинга в министерстве обороны России 21 июля. Военное ведомство РФ в лице начальника Главного оперативного управления Генштаба, генерал-лейтенанта Андрея Картаполова сообщило журналистом о том, что в момент гибели «Боинга-777» в той же точке находился украинский боевой самолет Су-25, и расстояние между ними не превышало 3-4 км. По словам офицера, Су-25 способен «кратковременно достигать высоты в 10 тыс. м». «В состав его штатного вооружения входят ракеты класса «воздух – воздух» Р-60, способные захватывать и поражать цели на удалении до 12 км, а гарантированно – на дальности до 5 км», - заявил Картаполов. Кроме того, Минобороны России предоставило данные спутникового и радиотехнического контроля района гибели самолета днем 17 июля. Там были развернуты не менее трех дивизионов комплекса «Бук» украинской армии, а средства объективного контроля зафиксировали днем 17 июля повышенную активность РЛС «Купол» при системе «Бук»: работало девять станций.
21 июля американская газета The Huffington Post написала: «До тех пора пока не будет возможности доказать, что самолет намеренно сбили украинские сепаратисты или русские (…), у Запада не будет достаточных оснований кричать о «военном преступлении». «Это вина украинского правительства – не суметь полностью закрыть свое воздушное пространство для гражданских рейсов (некоторые другие авиакомпании поступили мудро, перенаправив свои лайнеры), - продолжает автор публикации. – Сепаратисты или русские могли быть некомпетентны, чтобы сбить гражданский самолет, но некомпетентность может иметь место в хаосе войны».
Всё тот же Роберт Пэрри в публикации в Consortium News от 22 июля сообщает читателям о своем разговоре с неназванными аналитиками американской разведки. Собеседники сказали Пэрри, что изучают данные со спутников, согласно которым «подозреваемый» комплекс «Бук» управлялся людьми в военной форме, напоминавшей форму украинской армии. Вместе с тем, источники в разведке говорят, что аналитики «всё еще работают над этой версией», т.к. она может перечеркнуть обвинение американского правительства в адрес повстанцев (т.е. ополчения Донбасса).
Пэрри цитирует публикацию в газете The Los Angeles Times, которая трактует данные сведения так: «Разведслужбы США пока еще не могут определить гражданство или происхождение экипажа, который запустил ракету. Американские официальные лица допускают возможность того, что противозенитную ракету мог запустить перебежчик из украинской армии, которого обучили работе с подобными ракетными системами».
По словам главреда Consortium News, «это утверждение может объяснить позицию ряда аналитиков в том, почему они увидели солдат в украинской военной форме, которые направлялись к зенитной батарее на востоке Украины». «Но есть еще одно очевидное объяснение, которое разведсообщество США, кажется, не хочет принимать: ракета была запущена кем-то, кто работал на украинскую армию», - подчеркивает Пэрри и снова цитирует лос-анджелесскую газету: «У американских чиновников нет свидетельства прямого участия русских военных в уничтожении лайнера или в обучении сепаратистов использованию ракетной системы».
Между тем, российский политолог Виталий Третьяков в «Живом журнале» приводит информацию, которую со ссылкой на американские источники озвучил в телевизионном эфире другой политолог – Иосиф Дискин. Итак, по словам Дискина: операция «Боинг» разработана не в Украине, но реализована через цепочку представителей нынешней украинской власти втайне от Порошенко, с тем чтобы он не помешал и чтобы искренне возмущался, когда ему доложат, что русские сбили пассажирский Боинг. Операция удалась только в части поражения «Боинга», а во всём остальном провалилась. Госдеп сообщил, что через сутки американская разведка приведёт все доказательства, но через сутки этого не случилось, т.к. конкретные люди из американской разведки отказались фальсифицировать факты, задав вопрос: а если всё выяснится, кто за это будет отвечать? Ясного ответа на свой вопрос они не получили и отказались (…). Так появилась информация от 3 анонимных представителей разведки США: доказательств против России нет. Если Порошенко (до осени его американцы будут прикрывать) не покорит Юго-восток, то американцы его «сольют», взвалив ответственность за сбитый «Боинг» на него.
Американское издание The National Interest проводит параллель между трагедией малайзийского «Боинга» и уничтожением американским крейсером Vincennes иранского гражданского самолета 3 июля 1988 года над Персидским заливом, в результате погибли все 290 человек на борту. «По поводу уничтожения малайзийского лайнера часто встречается мнение о том, что со стороны России было чрезвычайно безответственно передавать слабо контролируемым повстанцам сложное вооружение, - пишет автор. – Возможно и так, но ведь иранский самолет был сбит хорошо обученным экипажем крейсера ВМС США, который был частью прекрасно отлаженной цепочки командования и управления кораблем с самыми продвинутыми системами отслеживания и идентификации воздушных судов».
Теперь обратимся к французскому эксперту Франсуа Жерэ. Историк, специалист по геостратегии, основатель и председатель Французского института стратегического анализа на страницах издания Atlantico пишет о том, как «трудно представить себе, чтобы какая-то из сторон украинского конфликта была заинтересована в сбивании гражданского самолета». «На протяжении нескольких недель «пророссийские силы сбивали самолеты украинской армии (…), - отмечает политолог. – Есть высокая вероятность того, что «Боинг» спутали с теми самолетами марки «Ил», которыми располагает Украина, и что батарея «земля – воздух», которую использовали бывшие украинские военные, перебежавшие в пророссийский лагерь, была применена для поражения неправильно определенной цели».
Бывший руководитель израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми, выходец из бывшего СССР, в интервью телеканалу Russia Today сказал, что США используют авиакатастрофу, чтобы обвинить во всём Россию и ввести дополнительные санкции против Москвы. По его словам, доказательств причастности ополченцев Донбасса нет, но если бы таковые и были, то Россия к этому не имеет отношения. Кедми заметил, что страны, которые когда-либо сбивали самолёт, долго не признавались в этом. Он напомнил про уничтожение иранского лайнера в 1988 году и сказал, что США тогда отрицали свою причастность к этой трагедии, но, признавшись позже, даже не извинились.
«Я не действую по предположению. Фактов пока нет. Самолёт был сбит ракетой или взорвался от взрывного устройства. Когда даже этого нет, то всё остальное – это просто спекуляция», - подчеркнул бывший руководитель израильской спецслужбы.
Здесь уместно процитировать заявление официального представителя Белого дома Джошуа Эрнеста от 26 июля. «Мы знаем, что самолет «Малайзийских авиалиний» был сбит ракетой с земли. Мы знаем, что она была выпущена с территории, контролируемой сепаратистами, и в тот момент, когда украинские ПВО не работали, - говорится в сообщении Эрнеста. – Мы видели, что со стороны России на Украину перебрасывалось тяжелое вооружение, позже используемое сепаратистами, которых Россия учила пользоваться им. Среди этого вооружения были и средства ПВО. И судя по сообщениям в социальных сетях, там были и комплексы SA-11 («Бук» М1), так что теперь мы можем заключить, что Владимир Путин и русские виновны в этой трагедии» (цитата по РБК).
Как видим, жесткое и безапелляционное заявление американской администрации не было подкреплено доказательствами, но осталось официальной позицией страны. Насколько обоснованны эти утверждения, мы посмотрим во второй части публикации.
Продолжение следует…