Молдова уже третий месяц живет в режиме санкций, наложенных Россией после подписания и ратификации Кишиневом Соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом. Катастрофы национальной экономики, к счастью, не произошло, но сельхозпроизводители продолжают испытывать, мягко говоря, дискомфорт. Что изменилось за последние два с лишним месяца, постараюсь осветить в данном материале.
Начну с довольно любопытной публикации моих коллег из NewsMaker.md. Они выяснили, что российский шлагбаум не сумел полностью перекрыть поток молдавских яблок. Оказывается, аграрии из РМ договорились с белорусскими властями, наладив экспорт в эту страну, где «контрабанда» получает новые сертификаты происхождения и упаковку, далее спокойно отправляясь в Россию. При этом молдавское правительство в лице Юрия Лянкэ говорит, что объем экспорта этих фруктов не снизился, но куда и как они уходят – страшная тайна.
«Отгружаем регулярно. Яблоки везут в Белоруссию, там растамаживают, перегружают в другие машины и отправляют в Россию, - рассказал изданию один из фермеров. – Если раньше яблоки сорта Gala у меня покупали по 6 леев за килограмм, то теперь берут по 5 леев. При моих объемах – 600 тонн яблок – потери составляют 600 тыс. леев. Это существенно». Он добавил, что румынские партнеры пытаются воспользоваться кризисной ситуацией и предлагают купить яблоки всего по 3,5-4 лея за 1 кг, что, как я полагаю, фермеров не устраивает.
По информации от других аграриев, страной-посредником выступает также Казахстан, хотя из-за большого расстояния этот вариант выходит дороже. По словам одного чиновника, «превращение» молдавских яблок в казахские обходится в 4 тыс. долларов за одну фуру. «И что же Россия, неужели не знает об этом?» - спросит въедливый читатель. «Знает», - ответит ему кишиневский чиновник. В интервью NM один высокопоставленный собеседник сказал, что Россельхознадзор всё прекрасно видит, но закрывает на это глаза. «После введения санкций для стран ЕС в России образовалась проблема с поставками сельхозпродукции, вследствие чего цены на нее выросли», - пояснил источник.
Выходит, Россия решила не отказываться от вкусных, дешевых и качественных молдавских яблок – на фоне резкого запрета на импорт из стран ЕС, США и Канады это логичный шаг, хотя Москва и не подает виду. Сохраняет лицо, так сказать. За молдавских фермеров, конечно, можно порадоваться – тотальный «Караул» в июле сменился сегодня тихим «Пренебречь – торгуем».
Разумеется, ситуация не так радужна, как может показаться после прочтения приведенного материала. Так или иначе, объем экспорта уменьшился, а внутренние цены снизились в ущерб производителям. После введения российского эмбарго Европейский Союз в качестве компенсации удвоил квоту для молдавской сельхозпродукции, но и эту меру нельзя считать панацеей. Достаточно привести один показатель: в 2013 году Молдова экспортировала около 194 тыс. тонн яблок, из них 180 тыс. пришлось на Россию. Европейская же квота, будучи изначально в размере 20 тыс. тонн, увеличена до 40 тыс. К счастью, Москва «не замечает» реэкспорта через Белоруссию, но что будет, когда заметит? Не думаю, что воспринимать нынешнее положение как данность и почивать на лаврах – лучшее решение.
Вот и эксперты Европейского банка реконструкции и развития говорят, что российское эмбарго может обернуться сокращением ВВП Молдовы на 0,9%. Как пишет агентство «Инфотаг», экономисты напоминают, что сельское хозяйство обеспечивает 40% ВВП Молдовы, а на долю России приходится 80% экспорта молдавских фруктов, в результате приблизительные потери ВВП от их запрета можно оценить в 0,9%.
При этом Минэкономики Молдовы пересмотрело прогноз роста ВВП на 2014 год, снизив его с 4-5% до 3,5%. С другой стороны, обновленные прогнозы международных финансовых организаций (ВБ, МВФ, ЕБРР) в связи с украинским кризисом и запретами России предрекают рост молдавской экономики на 2-3% вместо прежних 3,5-4%.
Кишинев, между тем, не теряет надежды договориться с Москвой о возобновлении поставок вина и консервной продукции. В середине сентября министр сельского хозяйства РМ Василий Бумаков провел переговоры с руководством Россельхознадзора и обсудил возможности снятия временных ограничений на экспорт в Россию молдавской продукции, пишет РИА Новости.
«В ходе встречи с заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Ириной Брагиной мы привели технические аргументы в пользу снятия ограничений на поставки вин и консервов, произведенных в Молдавии. Мы договорились продолжить диалог на уровне экспертных групп», - написал Бумаков в Facebook.
Со своей стороны, пресс-служба Роспотребнадзора сообщает, что дополнительных материалов по обеспечению стабильного качества и безопасности продукции, планируемой к поставкам в Российскую Федерацию, молдавской стороной представлено не было, и Роспотребнадзор готов продолжать работу на экспертном уровне.
А руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт после встречи с молдавским министром сообщил, что снятие ограничений «возможно только при условии обеспечения фитосанитарной безопасности поставляемой продукции», а это не может быть гарантировано молдавским ведомством», т.к. соответствующая надзорная служба находится в ведении правительства, сообщает пресс-служба Россельхознадзора.
Как видим, Россия не выдвигает (во всяком случае, публично), никаких политических требований. Собственно, они не выдвигались и в июле, при введении запрета на импорт молдавских товаров. Это означает, что Москва оставляет Кишиневу некий коридор возможностей: «улучшите качество – снимем запрет». Это разительно отличается от формулировок, принятых в указе о запрете на продукцию из США, Канады, ЕС и Норвегии: «в качестве ответной меры на введение запретительных мер против Российской Федерации». Там чисто политические мотивы, а в случае с Молдовой – упор на технические аспекты, то есть на возможность их устранения при наличии доброй воли.
Конечно, трудно оценивать эти действия в отрыве от внутреннего (предвыборного) и регионального контекста, но Россия, по крайней мере, не идет напролом, как в противостоянии с Западом. На днях Москва даже согласилась продлить действующий контракт на поставку газа Молдове на 2015 год. Вроде и не победа, и не поражение молдавских властей…
Между тем, Кишинев получил неожиданную поддержку оттуда, откуда меньше всего мог ожидать с точки зрения противостояния двух концепций – Европейского и Евразийского союза. Белоруссия, верный союзник России, но всегда ведущая свою игру, решила и в этот раз повысить свои акции в глазах Европы. Первым крупным дипломатическим достижением Александра Лукашенко стала организация регулярных встреч в Минске «контактной группы» по Украине (спецпредставитель президента Украины, посол России в Киеве, главы правительств непризнанных республик – ДНР и ЛНР, спецпредставитель ОБСЕ при поддержке ЕС). «Последний диктатор Европы» ловко вписался в региональную конъюнктуру, став одновременно посредником между Москвой и Киевом, Киевом и Новороссией, Россией и Европой.
Вот и теперь «Батька» сумел сыграть сразу на два фронта: оставаясь верным евразийской интеграции и не позволяя ругать Путина («Путин не виноват в том, что происходит в Украине!» - сказал Лукашенко в Кишиневе), он решил помочь Молдове смягчить удар от российского эмбарго и даже выразил уважение европейскому вектору, выбранному официальным Кишиневом. Молдова в восторге, Европа в шоке, Россия снисходительно пожимает плечами – ей не привыкать к кульбитам белорусского президента. Более того, Лукашенко выразил готовность увеличить объем закупок молдавского вина (полагаю, не только вина, но гость, понимая значение напитка для Молдовы, сделал упор именно на этом).
Со своей стороны, он предложил нарастить импорт в РМ сельхозтехники, керамики, транспортных средств, а также открыть профильные совместные предприятия. По мнению экспертов, для Минска Кишинев – окно в Европу. «Единственное окошко на рынок ЕС для Белоруссии – это Молдова. Когда Лукашенко говорит, что ему нужен европейский рынок, это не значит, что ему нужны европейские ценности, идеи правового государства, демократии, многопартийности и тому подобное - просто ему нужен рынок сбыта для своей продукции», - заявил доктор юридических наук Александр Кауя в интервью Noi.md.
Правда, экономист Елена Горелова считает, что товарооборот Белоруссии с ЕС и так выше, чем у Молдовы с ЕС, поэтому Лукашенко не ищет «окна». «Любая страна всегда ищет себе новые рынки сбыта, это одна из основ экономического развития и стимул для производителей. (…) Белоруссия заинтересована в развитии двусторонних отношений с разными странами, потому что это укрепляет ее экономику и дает возможность ее гражданам реализовывать свои основные права, в том числе право на труд», - сказала эксперт в интервью изданию.
Как бы то ни было, российское эмбарго оказало сильное воздействие на Молдову: и в хорошем, и в плохом смысле. Начну с плохого: политика вновь стала диктовать правила игры, и Кишинев, не восприняв предупреждения Москвы («подписывайте Ассоциацию, если хотите, но знайте, что мы примем меры»), пошел по европейскому пути и тут же набил шишки. Есть надежда на устранение проблем, но для этого нужна воля молдавского правительства.
О хорошем: ситуация показала, на кого может рассчитывать Молдова. Кроме Европы – неожиданно Белоруссия. В свою очередь, это значит, что впредь Кишиневу не надо делить мир на «Европу и плохое» - друзья могут оказаться не там, где их ждешь. Внешняя политика РМ должна носить не корпоративный, а индивидуально-выверенный характер. Это хороший урок для молдавской дипломатии.