Холодный расчет
17 октября в Милане состоялся саммит форума «Азия – Европа», куда съехались лидеры около 50 государств Евразии. Центральным событием представительного мероприятия стали переговоры президентов России и Украины. Владимир Путин и Петр Порошенко встретились с президентом Франции Франсуа Олландом, канцлером ФРГ Ангелой Меркель, премьером Великобритании Дэвидом Кэмероном, его итальянским коллегой Маттео Ренци, уходящими лидерами ЕС Херманом ван Ромпеем и Жозе Мануэлом Баррозу, а также с новым верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Федерикой Могерини. После этого российский и украинский лидер побеседовали в «нормандском формате» - с участием Ангелы Меркель и Франсуа Олланда. Наконец, после этого Путин и Порошенко поговорили с глазу на глаз.
Перед освещением итогов этого непростого события необходимо заметить, что изначально не планировалось встреч Путина с Меркель и Порошенко. Берлин и Киев давали понять, что этот пункт не стоит в их повестке дня. Тем не менее, они состоялись. С другой стороны, российский лидер не упустил случая щелкнуть немецкую коллегу по носу – видимо, за эти сомнения в необходимости встречи. Как писала пресса, Путин на целых 4 часа опоздал на беседу с немецким канцлером, задержавшись в Белграде на параде по случаю (какое ироничное совпадение!) 70-летия освобождения столицы Сербии (Югославии) от немецко-фашистских захватчиков. И всё же фрау канцлер дождалась своего русского визави – видимо, переговоры непросто назрели, а стали жизненно необходимыми. Об этом свидетельствует и тот факт, что лидеры проговорили два с половиной часа.
Собственно, европейские участники миланских встреч не скрывали, что сильнее всего их беспокоит не Украина как таковая, а перспективы транспортировки газа через эту страну в ЕС. Как-никак, на дворе уже октябрь. Газовая тема стала главной и, по большому счету, единственной «живой» темой встречи Путина и Порошенко (как тет-а-тет, так и при посредниках), потому что второй вопрос – положение в Донбассе – проходил скорее дежурным фоном и завершился подтверждением всеми сторонами приверженности минским соглашениям.
Газета «Коммерсант», ссылаясь на свои источники, так и пишет: «(Путин и Меркель) говорили в основном о проблеме зимнего газового транзита через Украину (…). Разговор о причинах конфликта на юго-востоке носил ритуальный характер: позиции по поводу Крыма у Путина и европейцев слишком хорошо и давно понятны и противоположны».
Любопытная деталь: после окончания встречи в «нормандском формате» Порошенко последним покинул место переговоров и на 10 минут задержался для беседы с главой правления компании «Газпром» Алексеем Миллером. Журналисты не знали о содержании разговора, но, судя по выражению лиц собеседников, диалог был не из приятных.
Зато, как выяснил «Ъ» в украинской делегации, на переговорах 2+2 было решено, что деньги Киеву на оплату российского газа, скорее всего, дадут европейские партнеры. «Между тем, договоренности о цене на газ и правда, видимо, неплохи для России. Об этом можно судить хотя бы по тому, что когда (министр энергетики Украины) Юрий Продан после переговоров в который уже раз пытался выйти на улицу, то на вопрос украинского журналиста, устраивают ли Украину эти договоренности, вздохнул: «Это п...ц», - написал «Коммерсант». Не правда ли, уважаемые читатели, последняя реплика украинского министра вмещает себя максимум информации, столь необходимой нам для понимания ситуации?
Так что же это за договоренности по газу, которые огорчили Юрия Продана? Сообщается, что до 31 марта 2015 года Украина будет покупать российский газ по 385 долларов США, причем строго по предоплате, но возобновление поставок произойдет только после перечисления Киевом суммы долга в 1,45 млрд. долларов (из предварительно согласованных 3,1 млрд.). Напомню, что «Газпром» прекратил поставки топлива в Украину еще 16 июня, после того как Киев не смог выплатить текущий долг.
«По основным параметрам мы достигли соглашения: по цене поставок газа на зимний период, по условиям предоплаты и по графику погашения задолженности. Вопрос сейчас заключается в наличии у Украины в полном объеме источников для обеспечения задолженности и оплаты текущих поставок», - сказал после миланской встречи министр энергетики России Александр Новак. По его словам, стороны продолжат переговоры 21 октября в Брюсселе в формате РФ-Украина-ЕС.
Между тем, 17 октября влиятельнейший немецкий журнал «Шпигель» опубликовал данные внутреннего доклада правительства Германии, который, как пишет российское издание «Эксперт», ставит под сомнение способность Берлина справиться без огромных потерь с приостановкой поставок российского газа. Проще говоря, немцы посчитали и поняли, что игры вокруг Украины и ради Украины могут им дорого обойтись, потому решили надавить на Киев, сделав его сговорчивее. Ничего личного, просто впереди зима.
Ни шагу назад
Судя по сообщениям в прессе и оценкам экспертов, обсуждение проблемы Донбасса было намного тяжелее и закончилось простой фиксацией минских соглашений, но в то же время обозначилось новым водоразделом. По сути, проблема разделилась на две части. Первое – это буферная зона между позициями украинской армии и ополчением. Минское перемирие подразумевает, напомню, создание 30-километровой полосы разделения, а также отвод тяжелой техники и артиллерии (свыше 100 мм) на расстояние от 9 до 120 км. По этому поводу особых возражений ни у кого нет. Стороны даже договорились в Милане о начале патрулирования буферной зоны беспилотниками. Этот процесс, как ожидается, будет курироваться ОБСЕ.
Второе – это граница между Россией и Украиной (участок, контролируемый ополчением). Киев рассчитывал не только взять под контроль этот сегмент, вернув своих пограничников на КПП, но и вовсе закрыть участок для недопущения дальнейшей поддержки Россией республик Новороссии. На это Москва категорически отказалась идти и, более того, дала европейцам понять, что подобная постановка вопроса априори для Кремля недопустима.
«Как известно, в Милане Путина пытались продавить на предмет возврата на КПП украинских пограничников. И после встречи украинские официальные лица фактически дали понять, что это им удалось. Так, по словам замглавы администрации президента Украины Валерия Чалого, была достигнута «договоренность о встрече руководителей пограничников Украины и России, о начале реального процесса закрытия границы», - пишет «Эксперт» и тут же ставит это под сомнение: «Однако сама формулировка заявления Чалого, где вторая часть отнюдь не вытекает из первого, показывает, что Путину удалось сохранить свои позиции и вывести вопрос о границах за рамки реального переговорного процесса. Российский лидер прекрасно понимает, что без контроля над границами ДНР и ЛНР республики будут фактически задушены».
«Более того, в случае наступления украинской армии Россия не сможет прийти на помощь ополченцам, избежав инцидентов на украинских КПП, и тем самым даст Киеву доказательства реального российского вторжения», - добавляет издание. Поэтому Путин границы не отдает и фактически переводит вопрос из плоскости реального решения в рамки бесконечного и малорезультативного диалога руководителей погранслужб.
Косвенным вербальным подтверждением твердого намерения Кремля отстаивать непризнанные республики Донецка и Луганска стало выступление Путина на пресс-конференции в Милане по итогам проведенных встреч. Российский лидер дважды использовал название «Новороссия», и это нельзя считать совпадением, т.к. происходит не впервые. «Я знаю реакцию и оценки, которые были сделаны представителями Новороссии. Наверное, это (минские соглашения) не идеальный документ, но всё-таки это шаг в правильном направлении. И мы рассчитываем, что и это тоже будет использовано для окончательного решения проблем в сфере безопасности», - сказал Путин в столице Ломбардии.
Откровенно говоря, в Киеве не питают иллюзий в этом отношении. «От президента России мировое сообщество ждет, что он не после 2 ноября, а сегодня заявит, что никакие выборы не могут состояться на этой территории. Ибо это будут фейковые выборы, их не признает мир, и это будет означать только эскалацию конфликта», - заявила представитель президента Украины по урегулированию конфликта на Донбассе Ирина Геращенко, имея в виду намеченные на 2 ноября местные выборы в ДНР и ЛНР.
Между тем, вечером 18 октября официальный Киев распространил заявление Петра Порошенко о том, что украинские власти не настаивают на дате 7 декабря для проведения местных выборов в восточных областях. «Мы не настаиваем на седьмом (декабря), любая дата (может быть), мы готовы внести соответствующие изменения, но ключевая позиция, так как указано в меморандуме, - досрочные местные выборы в соответствии с законодательством Украины», - отметил Порошенко. То есть Киев готов пойти на уступки в вопросе даты, но не готов уступить в более принципиальном вопросе – юрисдикции Украины. Отмечу при этом, что закон об особом статусе Донбасса вступил в силу 18 октября.
Путин нам не указ
Можно не сомневаться в том, что республики Новороссии отклонят это предложение. Собственно говоря, уже отклонили. Вечером в субботу издание Газета.ру со ссылкой на информационные источники сообщило о том, что ополчение не выполнит просьбу Путина о переносе местных выборов. «Мы идем по прежнему плану, слова Путина никак на него не повлияют, выборы пройдут независимо от украинских законов», - говорит источник Газеты.Ru, близкий к кураторам назначенных на 2 ноября выборов в ДНР и ЛНР.
Дальше – больше: источник издания рекомендовал обратить внимание на комментарии вице-премьера ДНР Андрея Пургина, который в пятницу, когда Путин был в Милане, публично заявил, что закон об особом статусе – «блеф», поскольку в нем четко не прописаны территории особого статуса, для этого требуется дополнительное постановление Верховной рады. Между тем, и министр внутренних дел Украины Арсен Аваков ранее заявил в телеэфире, что закон об особом статусе Донбассе – «формальность».
Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин в интервью Газете.ру предположил, что, если Россия попытается отменить собственные выборы в ДНР и ЛНР и провести их в политическом поле Украины, это будет чревато бунтом внутри республик против лидеров, на которых ставит Москва. «Выборы пройдут 2 ноября вне украинского правового пространства, а Москва скажет, что не получилось уговорить ополченцев. Скажет, что мы сделали что могли, положительно оценили закон об особом статусе, но у республик своя точка зрения. Россия эти выборы не признает, но поскольку стоит за Захарчено и Плотницким, будет оказывать им свою поддержку», - рассуждает политолог.
Я же при этом напомню, что нечто похожее было в мае, когда Путин в присутствии президента Швейцарии, действующего председателя ОБСЕ Дидье Буркхальтера призвал ДНР и ЛНР отложить референдумы о независимости, намеченные на 11 мая. Однако в Донецке и Луганске ответили: «При всём уважении к Владимиру Владимировичу Путину, мы ничего не будем переносить».
Алексей Макаркин, между тем, считает, что российские элиты внутренне апеллируют к событиям 21 февраля, когда при посредничестве России и ЕС было подписано соглашение лидеров «евромайдана» с президентом Виктором Януковичем. «Когда революционеры свергли Януковича, европейцы сказали, что соглашение не устроило оппозицию, что и стало причиной революции. Теперь Запад смотрит на реакцию Москвы. Кремль заявляет, что ему понравился план Порошенко, но ополчение идея выборов по украинским законам не устраивает», - заключает политолог, и я не могу с ним не согласиться.
Продолжение следует…