Linkuri accesibilitate

Провожая 2014 год. Ближний Восток продолжает пылать


На евразийском континенте уходящий год обозначился еще одним, кроме украинского, крупномасштабным кризисом – дерзкой и удачной вылазкой ультрарадикальных джихадистов «Исламского государства Ирака и Леванта», который вскоре переименовался в «Исламское государство». Головорезы, до этого «работавшие» в Сирии, в июне совершили стремительный бросок на запад Ирака и за считанные дни заняли ряд крупных городов, присоединив их к занятым ранее землям востока и севера Сирии.

Кто именно стоит за ИГ и кому было выгодно это вторжение, до сих пор является предметом ожесточенных дискуссий в западной, российской и ближневосточной прессе. Например, французский политолог Тьерри Мейсан без обиняков пишет, что за джихадистами стоят страны НАТО, которые ведут двойную игру. С одной стороны, они снабжают исламистов оружием, а с другой, делают вид, что борются с ними. Эксперт полагает, что военные удары коалиции Запада и арабских монархий Персидского залива преследуют двоякую цель: потеснить вышедших из-под контроля боевиков и подготовить почву для ударов «под шумок» по позициям несломленной Сирийской армии Асада.

Между тем, Генри Киссинджер в ноябрьском интервью влиятельному немецкому журналу Der Spiegel сказал, что даже на фоне совместной борьбы с ИГ говорить о сотрудничестве с режимом Башара Асада не приходится. «Но, честно говоря, я думаю, что нам нужно было наладить диалог с Россией и задаться вопросом, какой результат мы хотим получить в Сирии, и затем сформулировать совместную стратегию, - заявил гуру американской дипломатии. – Было с самого начала неверным требовать, чтобы Асад ушел, хоть это и желанная конечная цель. Теперь же, когда мы в тупике конфликта с Россией, проблема иранской ядерной программы усложняется».

Российский сайт «Военное обозрение» публикует интересные сведения. Так, стало известно, что в сентябре американский сенатор Джон Маккейн прибыл в Сирию для встречи с представителями «умеренной» оппозиции в лице Свободной сирийской армии. Кроме того, еще в январе полпред Сирии в ООН представил письмо, направленное главнокомандующим ССА Салимом Идрисом в адрес Турции и Франции, где генерал благодарит их за поставку оружия и боеприпасов.

«Тем самым он подтвердил, что две страны НАТО, Франция и Турция, поставляют оружие «Аль-Каиде», филиалом которой является «Джабхат ан-Нусра», и «Исламскому государству», де-факто контролирующему группировки «умеренной» оппозиции», - отмечает «Военное обозрение».

Однако принципиальной сегодня является другая проблема: кто бы ни стоял за ИГ, будь то США, Турция или Саудовская Аравия, ясно, что «подопечные» вышли из-под контроля и стали самостоятельной, притом очень мощной силой. Искренне или фальшиво, но те же саудиты обеспокоены военными действиями вблизи своих границ и теперь не знают, что хуже: бороться со «своими» джихадистами совместно с западными странами или привлекать к этому заклятых друзей из Тегерана, без участия которых (это признают даже в Вашингтоне) разгромить ИГ будет сложнее. Кстати, какая ирония судьбы – когда террористы захватили Тикрит, родной город Саддама Хусейна, на его освобождение негласно прибыли элитные подразделения спецназа из Ирана – те самые персы, которых Саддам ненавидел и даже проклял перед казнью!

В декабре американское издание The Diplomat сообщило, что агентство «Рейтер» получило от анонимных источников в Пентагоне сведения об осуществлении Ираном воздушных ударов по позициям ИГ в Ираке. «Истребители F-4 Phantom, как сообщается, были применены для бомбардировок позиций экстремистской группировки в Дияла, приграничной провинции между двумя странами близ Курдского автономного региона», - пишет издание. Что интересно, поначалу персы всячески отрицали вмешательство, но потом замминистра иностранных дел Исламской Республики Ибрагим Рахимпур подтвердил факт военной акции британской газете The Guardian.

В это же время в Омане проходили неафишируемые переговоры между Тегераном и Эр-Риядом. Несмотря на наличие (формально) общего врага в лице ИГ, персы и аравийцы не пришли к согласию. Как пишет об этом издание «Эксперт», провал переговоров объясняется тем, что саудиты настаивали на включении Ирана в войну против джихадистов, а персы в ответ требовали уменьшения объема добычи нефти, чтобы цены на «черное золото» поползли вверх на благо Ирана.

«Не исключено, что аравийская делегация ехала в Оман со скрытым намерением сорвать достижение соглашения. Разгромить джихадистов, вне всяких сомнений, удастся и без Ирана. Между тем, давать Тегерану еще один козырь на переговорах по ядерной программе и другим региональным проблемам, в Эр-Рияде явно не хотят. Там и так очень негативно относятся к недавнему потеплению отношений между ИРИ и Западом», - пишет «Эксперт».

«Мы попросили саудовцев помочь остановить дальнейшее падение цен на нефть, - цитирует лондонская газета Times источник (очевидно, иранский), близкий к переговорам. – Они ответили нам, что мы должны приспосабливаться к существующим ценам и что эти цены их вполне устраивают». О чем это говорит? Во-первых, о том, что каждый из переговорщиков считает достаточной свою собственную борьбу с ИГ, уповая на широкую коалицию скорее символически, чтобы продемонстрировать готовность к совместным действиям против общего врага. Во-вторых, Аравия и Иран вновь показали, что их противоречия гораздо серьезнее «каких-то» джихадистов. А противоречия слишком глубоки: нефть, Сирия, Ливан, Ирак, Египет, Бахрейн.

Теперь же прибавился еще и Йемен. Осенью шиитские племена этой бедной страны на юго-западе Аравийского полуострова после непродолжительных боев вошли в столицу – Сану. Хуситы (по названию племени аль-Хуси) или, иначе, движение «Ансарулла» практически не встретили сопротивления среди жителей столицы и начали устанавливать свои порядки.

«Никто не смеет называть движение «Ансарулла» террористической группировкой. Мы общественная организация, стремящаяся защищать права граждан и выступающая против проектов, направленных на уничтожение йеменского народа», - заявил «Коммерсанту» председатель политбюро «Ансаруллы» Салех ас-Саммад. «Ъ» уточняет, что под контролем шиитов сейчас около половины территории страны, в том числе такие стратегические объекты, как аэропорт в Сане и порт в Ходейде, крупнейшая военная база в Амране, а также нефтяные месторождения на севере.

«Успехи шиитов в Йемене не радуют соседние страны, для которых «Ансарулла» - союзник главного геополитического противника аравийских монархий – Ирана. К тому же у Саудовской Аравии хуситы фактически отобрали часть приграничной территории. С Оманом возник конфликт из-за пограничной южной провинции Дофар – хуситы заявляют, что территория издревле принадлежали Йемену и «пришло время» ее вернуть», - пишет «Коммерсант».

И что в итоге, уважаемые читатели? 2014 год на прощание подкидывает Ближнему Востоку еще одну головоломку (сколько их уже – не сосчитать!). Не секрет, что вылазка ИГ в Ираке объективно выгодна Саудовской Аравии, которая, тем не менее, боится террористов. Во-первых, выгода в том, что радикальные сунниты сумели здорово потеснить позиции шиитов, уязвив Иран. Во-вторых, Башар Асад, верный союзник Тегерана, оказался в двойственной ситуации: он формально по одну сторону фронта со своими врагами с Запада и Персидского залива, но одновременно подвергается угрозе ударов с их же стороны (кое-кому, возможно, будет трудно преодолеть соблазн атаковать позиции Сирийской армии параллельно с позициями ИГ). И в этой ситуации Иран сумел нанести контрудар по саудитам, открыв против них новый фронт в Йемене.

И еще: переговоры по ядерной программе Ирана продлены на полгода. Это вроде бы и не срыв, но и не тот результат, которого многие ожидали. Почему и как это произошло – предмет отдельной публикации. Однако можно быть уверенными в том, что Ближний Восток подтвердил звание самого сложного и взрывоопасного региона мира. Сирийский и иракский кризис, палестино-израильский конфликт, иранская ядерная программа, фактическая самоликвидация Ливии как целостного государства, нестабильность в Египте и Ливане, переворот в Йемене, сложные отношения Катара с соседями по полуострову, курдский вопрос, шииты Бахрейна – этот чудовищный клубок запутывается еще сильнее. И мы переходим со всем этим «богатством» в 2015 год…

XS
SM
MD
LG