В экспертном обществе России бытует мнение о том, что полноценное возвращение Ирана на мировой нефтегазовой рынок таит опасность, поскольку Тегеран – прямой конкурент Москвы. Но есть и иная точка зрения. Например, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин утверждает, что, если с Ирана снимут санкции, серьезно на рынке нефти это не скажется, т.к. даже в лучшие свои времена (в 2012 году) Иран производил 4,2 млн. баррелей нефти в сутки и половину от этого объема экспортировал.
«По подсчетам специалистов, больше 4,5 млн. баррелей в сутки Иран производить сейчас не может. Нефтяная промышленность Ирана нуждается в серьезнейшей модернизации. Ее стоимость составит от 300 до 450 млрд. долларов! Без этих вложений серьезно увеличить производство нефти не удастся», - заявил Сажин «Ленте». По его словам, сейчас Иран производит 160 млрд. кубометров газа в год, 10 из которых продает в Турцию, а остальные объемы в основном потребляет сам.
«Конечно, после снятия ограничений в Исламскую Республику хлынут инвестиции. Вкладываться в развитие нефтегазовой отрасли Ирана начнут транснациональные энергетические компании. Эти средства помогут стране модернизировать инфраструктуру и увеличить экспорт углеводородов. Но произойдет это примерно через 10 лет», - говорит Сажин.
По большому счету, полагают другие эксперты, как раз у Ирана есть основания не доверять России. Политологи вспоминают, например, что после исламской революции 1979 года Советский Союз снабжал оружием Ирак, который развязал жестокую войну с Ираном в 1980-1988 годах. Или другой пример: во втором десятилетии XXI века Москва солидаризировалась с западными странами и поддержала санкции против Тегерана себе же в ущерб. В 2011 году Россия проголосовала за резолюцию Совбеза ООН о введении бесполетной зоны над Ливией, что в конечном итоге помогло западной коалиции разгромить Каддафи. А чего стоит затягивание поставок зенитно-ракетных комплексов С-300! Словом, между русскими и персами есть недоверие не только в вопросе нефти и газа.
Тем не менее, Москва всерьез намерена увеличить товарооборот с Тегераном, несмотря на окрики из Вашингтона. Осенью Россия и Иран продолжили обсуждение контракта на покупку иранской нефти в обмен на поставку оборудования, машин и продовольствия. Как сообщает газета «Взгляд», Москва будет платить Ирану 2,35 млрд. долларов за условленный объем нефти, а персы на эту сумму закупят российское машиностроительное оборудование, тяжелые грузовики, рельсы, металл и зерно. Кроме того, русские могут быть задействованы в электрификации железной дороги и строительстве нефтеперерабатывающих заводов и второго энергоблока Бушерской АЭС. Что касается приобретаемой нефти, Москва, возможно, будет перепродавать ее на азиатском рынке и даже, вероятно, в Европу.
В развитие этого проекта Россия и Иран приняли решение создать совместный банк для финансирования торговых и экономических операций. Как заявил телеканалу Press TV глава Совместной торговой палаты Асадолла Асгаролади, российские банки пока опасаются работать с Ираном из-за санкций, введенных Западом, поэтому стороны желают основать совместный банк при поддержке двух Центробанков и частного сектора. «Он смог бы производить взаимный обмен валют наших государств и, тем самым, избавиться в международных расчетах от долларов, евро и фунтов», - отметил Асгаролади. К этому я добавлю, что международные санкции не только не сломили Иран, но и вынудили его провести диверсификацию национальной экономики, слезть с нефтегазовой иглы и сделать ставку на внутреннее производство и развитие науки и технических исследований.
Напоследок снова вернемся к теме продления переговоров по ядерной программе до 30 июня 2015 года. Считается, что этому способствовали не только промежуточные выборы в Конгресс США, где убедительно выиграли республиканцы. «Не способствовало прогрессу в ходе переговоров и то, что США отодвигали от этого процесса не только Россию и Китай, но и своих европейских союзников. Часто переговоры проводились на двусторонней основе, так как считалось, что договариваться должны напрямую представители американской и иранской стороны», - говорится в аналитическом материале на сайте агентства РИА Новости.
С другой стороны, соглашаются эксперты, и Иран отнюдь не прост. Персы имеют многотысячелетнюю имперскую историю, они терпеливы, хитры и велеречивы, и разница в полгода для них не настолько существенна, чтобы из-за этого идти на принципиальные уступки. «Вашингтон не смог убедить Тегеран уменьшить на 50% количество работающих газовых центрифуг типа Р-1, то есть до 4-6 тыс. Причина такой настойчивости была понятна: американцы считают, что при таком количестве газовых центрифуг и при наличии только гексафторида урана, обогащенного до 5% по изотопу урана-235, Иран не сможет создать атомную бомбу в течение шести месяцев», - пишет автор публикации на РИА Новости.
В ответ иранцы возразили: это не предусмотрено «Совместным планом действий» от 24 ноября 2013 года. К тому же в документе подтверждено право ИРИ на обогащение урана, а на иранских предприятиях по обогащению урана установлено свыше 19 тыс. газовых центрифуг, из которых только половина эксплуатируется. В качестве компромисса Иран согласился сократить число работающих газовых центрифуг Р-1 до 8 тыс., но это уже не устроило американцев.
Есть еще одна причина: не все санкционные вопросы Барак Обама обязан согласовывать с Конгрессом. Например, банковские санкции Белый дом мог бы волевым решением отменить сроком на один год. В ответ персы могли бы пойти на определенные уступки. Но нет отмены – нет уступок. Зато теперь, когда переговоры продлены, а Совместный план от 2013 года никто не отменял, Иран спокойно продолжает научные исследования в рамках мирной ядерной программы и в строгом соответствии с упомянутым документом.
Не имеет значения, кто «помог» затормозить переговорный процесс – Израиль, саудиты, Республиканская партия США или Россия – важно, что официальный женевско-венский формат продолжает существовать, участники настроены в целом оптимистично, а итоговый документ как-никак согласован на 95%. Я надеюсь, дипломатам и экспертам хватит терпения и профессионализма довести переговоры до логического конца. Препоны, конечно, будут – возможно, их станет еще больше, но если даже жестким американцам понятно, что без Ирана нереально разрешить многочисленные кризисы на Ближнем Востоке, рано или поздно Персидская империя вернется на мировую арену. Ждем лета 2015 года…