Ушедший год, «подаривший» нам кризис в Украине, слегка оттеснил на второй план другие конфликты на постсоветском пространстве, где, однако, тоже была отнюдь не безоблачная ситуация. Минувшим летом резко обострилась обстановка в Нагорном Карабахе. В конце июля – начале августа азербайджанская армия предприняла крупную вылазку, в результате понеся потери в количестве нескольких десятков человек. При этом в Баку «согласны» на 8 жертв, а иранские источники вообще называли цифру в 130 погибших. Армия обороны непризнанного Нагорного Карабаха тоже понесла потери, но менее значительные.
Это было самое серьезное обострение с момента предыдущей крупномасштабной вылазки азербайджанских войск в марте 2008 года. Вместе с тем, общая печальная тенденция последних лет не изменилась: стычки и провокации на линии фронта (а это не только граница Азербайджана с Карабахом, но и вся государственная граница Азербайджана с Арменией, включая Нахичеванскую автономию) случаются если не каждый день, то каждую неделю стабильно. Министр обороны Армении Сейран Оганян в конце года привел такие данные: «Если ранее на отрезке, контролируемом Армией обороны (Нагорного Карабаха), фиксировалось 35-50 случаев стрельбы с применением порядка 1000 патронов, то на сегодня количество инцидентов со стрельбой достигло 170-200, а патронов – 3000-6000».
В ушедшем году было еще два крупных инцидента. Сначала диверсия азербайджанской стороны на границе Армении и Нахичеванской автономии закончилась взятием армянской армией стратегических высот общей площадью 200 кв. км. В Баку были настолько ошеломлены этим, что поспешили предать историю забвению, причем поначалу попытались опровергнуть случившееся, но опубликованные армянской стороной фотографии развеяли все сомнения.
Затем произошло более трагическое событие: вертолет карабахской армии, совершая облет прифронтовой территории, был сбит азербайджанским переносным зенитно-ракетным комплексом. Машина потерпела крушение, все три военнослужащих, находившихся на борту, погибли. Вертолет упал на нейтральной полосе, и карабахские войска несколько дней не могли забрать оттуда тела погибших, т.к. участок постоянно обстреливался противником. Не помогли даже просьбы посредников в лице сопредседателей Минской группы ОБСЕ (России, Франции и США). В результате карабахцы решились на дерзкую операцию: под покровом ночи они пробрались к месту падения вертолета и забрали тела. Азербайджану вновь ничего не оставалось, как молча «забыть» эту историю.
Словом, на войне как на войне. Не успел начаться 2015 год, как произошли уже три инцидента. В ночь на 3 января две группы азербайджанских диверсантов атаковали карабахские позиции, в результате погибли двое военнослужащих Армии обороны непризнанной НКР. Вечером 6 января, когда армяне празднуют Рождество Христово, новая атака привела к потерям уже среди азербайджанской армии – называется цифра в 3 погибших. Наконец, вечером 11 января на границе Азербайджана с Республикой Армения, в Тавушской области, в результате атаки погиб 80-летний армянский пастух. Надо отметить, что этот участок суверенной территории Армении, не имеющей никакого отношения к Карабаху, регулярно подвергается обстрелам, т.к. противник контролирует господствующие высоты, с которых можно обстреливать даже участок автомобильной дороги.
На фоне предельного обострения военной обстановки особым контрастом смотрится вялый переговорный процесс. Конечно, мы не можем игнорировать две встречи президентов Армении и Азербайджана при посредничестве сначала Владимира Путина, а потом Франсуа Олланда. Но итоги этих встреч, как и большинства предыдущих, «пощупать» нельзя. Наверное, многие рады уже самому факту переговоров, прекрасно понимая, что говорить особенно не о чем.
Как-то я разговорился с одним грузинским политологом, который сказал: «Нагорно-карабахский конфликт невозможно урегулировать». Пожалуй, он прав. Вероятно, так же думают и посредники. Или им удобно так думать. Они завели себе за правило при любом инциденте, не особо выясняя, кто его виновник, ритуально призывать «обе стороны к сдержанности». Сбили вертолет, убили мирного жителя, осуществили диверсионную атаку: «Мы призываем обе стороны…». Очевидно, именно беззубость сопредседателей МГ ОБСЕ и слабость армянской дипломатии привели к тому, что карабахская сторона приняла решение самостоятельно забрать тела с места падения вертолета.
Тем самым можно смело списать 2014 год как еще один год «ни о чем». А ведь это был 20-летний «юбилей» соглашения о прекращении огня! 20 лет ни войны, ни мира. 20 лет бесконечных жертв среди военных и гражданских лиц. 20 лет топтания на месте. 20 лет геополитического торга, в котором бакинская нефть, как и сто с лишним лет назад, перевесила армянскую кровь. «У посредников нет рычагов давления на Азербайджан», - полагают некоторые мои коллеги. Разве? На Украину нашлись, а на Азербайджан нет? Но зачем «рычаги», когда всем хочется спокойно качать нефть. Как однажды сказал другой мой коллега, «никому неинтересны эти горы Карабаха». Никому, кроме армян.