Так уж вышло, что в 2014 году мир был потрясен двумя крупными авиационными происшествиями с одной и той же компанией – Malaysia Airlines. Сначала, в ночь на 8 марта, бесследно исчез лайнер, направлявшийся из Куала-Лумпура в Пекин. Самолет просто пропал – в никуда, не оставив даже намека на то, что с ним произошло и куда он запропастился. Огромная 63-метровая махина словно испарилась в воздухе, не оставив никаких следов ни на земле (если рухнул на суше), ни в океане. Ни топливных пятен, ни фрагментов тел и обломков – ничего.
Эта трагедия, унесшая жизни 239 человек (вряд ли можно считать их живыми), стала настоящим праздником для любителей теории заговоров. Шутка ли – самолет пропал, а прогрессивное человечество, напичкавшее околоземную орбиту сотней спутников и понаставившее тысячи радаров на земле, не смогло зафиксировать место падения. Как тут не поверить в настоящий заговор! Версии назывались разные: от вполне понятных (пожар на борту и попытка экипажа увести самолет от густонаселенных территорий Индокитая) и необычных (желание одного из пилотов покончить с собой таким странным способом) до совершенно фантастических (на борту летело два десятка уникальных специалистов по аэрокосмическим технологиям, и они были похищены американцами, а остальные пассажиры убиты как нежелательные свидетели).
По сути, ни одна из версий, кроме самой фантастической, не давала ответа на вопрос, как и почему лайнер вдруг изменил курс и полетел не на север, а на юго-запад или запад, оказавшись вскоре над Индийским океаном. Конспирологи считают, что «американцы перехватили лайнер и заставили его сесть на острове Диего Гарсия», где находится мощная военно-морская база США.
Между тем, в декабре 2014 года эта версия получила неожиданное продолжение. Бывший руководитель компании Proteus Airlines Марк Дюген в интервью французскому изданию Paris Match предположил, что лайнер был захвачен в воздухе и направлен как раз на базу Диего Гарсия с целью совершения теракта по типу атаки 11 сентября 2001 года. Именно по этой причине, говорит француз, американцы сбили самолет. (Читайте французскую версию и английский перевод этого материала). Больше на эту тему никто не говорил…
Как мы с вами помним, гораздо более резонансной оказалась вторая катастрофа – крушение «Боинга-777» той же малайзийской авиакомпании в небе над Донецкой областью Украины днем 17 июля. Самолет направлялся из Амстердама в Куала-Лумпур и пропал с экранов радаров в 13:21 по Гринвичу (15:21 по местному времени, 16:21 по Москве). Все 298 человек погибли, преимущественно голландские туристы.
Мир тогда просто взорвался. Украина и страны Запада практически сразу заявили, что самолет был сбит силами ополчения Донбасса и/или российскими войсками. Россия плюс республики Новороссии плюс отдельные скептики на Западе отвергли это, с одной стороны, призывая тщательно расследовать обстоятельства, а с другой стороны, заявляя об украинском самолете, который был замечен в небе над Донбассом в то же время, когда там пролетал малайзийский борт.
Первый официальный документ в ходе расследования – предварительный доклад, обнародованный 9 сентября Советом безопасности Нидерландов. В нем не было дано ответа на вопрос, кто и как именно уничтожил самолет. Единственный неопровержимый факт: лайнер разрушен в воздухе в результате множественного проникновения высокоскоростных предметов извне. Считается, что такое воздействие оказывают ракеты ЗРК «Бук», а это, в свою очередь, указывает на российский след (как минимум опосредованно, чем передачу комплекса ополченцам).
В этом вопросе даже у западной прессы нет единства мнений. Так, влиятельный немецкий журнал Der Spiegel привел данные от анонимных источников в Федеральной разведслужбе (Bundesnachrichtendienst, BND), которые утверждают с полной уверенностью, что малайзийский «Боинг» был сбит именно из «Бука». Однако американское издание The Consortium News, которое ссылается на немецкую публикацию, отмечает, что повстанцы Донбасса могли «позаимствовать» установку у украинской армии. Кроме того, германская разведка утверждает, что фотографии, использованные украинскими властями в поддержку их версии трагедии, были фальсифицированы. С другой стороны, немцы подвергли сомнению и российскую версию об использовании украинцами истребителя для уничтожения пассажирского самолета. При этом заметим, что голландцы, продолжающие расследование, рассматривают в качестве основных две версии: ракета и военный самолет. Напомню также, что ранее пресса писала о некоем дезертире из украинской армии, который и запустил роковую ракету в лайнер.
В декабре 2014 года дело о трагедии над Донбассом получило продолжение. Некий гражданин Украины прибыл в Москву, посетил редакцию «Комсомольской правды» и рассказал (не называя публично своего имени), что работал на аэродроме в Днепропетровской области, где базировались Су-25 ВВС Украины. Подробности вы можете прочитать на сайте «Комсомолки», а я обращу ваше внимание на то, что вскоре после появления анонимного украинца в «КП» с ним захотел побеседовать Следственный комитет России.
«…гражданский самолет «Боинг-777» рейса МН-17 мог быть сбит 17 июля 2014 года боевым самолетом СУ-25 ВВС Украины, пилотируемым капитаном ВВС Украины летчиком Волошиным. При этом боевой вылет был осуществлен с аэродрома, дислоцированного в районе города Днепропетровска. Именно на этом аэродроме служил свидетель. По его показаниям, он лично видел, как перед вылетом самолет Волошина был снаряжен ракетами «воздух-воздух» типа Р-60, которыми в обычных условиях при осуществлении боевых вылетов самолеты Су-25 не снаряжались. Как рассказал свидетель, в подобном снаряжении самолетов просто не было необходимости, так как у представителей народного ополчения на вооружении нет авиации», – сообщается на сайте СКР.
«Свидетель сразу обратил внимание, что по возвращении самолета на аэродром ракеты в снаряжении самолета уже отсутствовали, и тогда же он отчетливо услышал слова летчика Волошина, сказанные одному из сослуживцев: «Он, самолет, оказался не в то время и не в том месте»», - пишет ведомство со ссылкой на показания украинского свидетеля. С тех пор никаких сообщений от СКР по этой теме не было – вероятно, продолжается беседа с очевидцем…
Напоследок представлю еще одну версию, на этот раз от группы немецких независимых экспертов. Как сообщил репортер бюро журналистских расследований Correctiv Маркус Бенсман в интервью «Немецкой волне», эксперты говорят, что характер разрушений самолета говорит о ракете от комплекса «Бук». Но есть еще один важный аспект: «Бук» всегда идет вместе с танками, чтобы защитить их от воздушного удара.
«О том, что у пророссийских сепаратистов замечены танки, сообщали еще в июне и НАТО и США. Именно тогда все западные военные должны были знать, что танки не ходят без ПВО – это невозможно! Сепаратисты это отрицали, но даже наличие предположения уже само по себе должно вести к соответствующей реакции: если мы видим на этой территории танки, то должны предполагать, что там есть и средства ПВО, а это означает, что через территорию уже нельзя летать в отпуск, это небезопасно. Но предупреждения об этом не было», - говорит Бенсман.
По его словам, немецким экспертам также удалось выяснить, что комплекс «Бук» (тот, из которого стреляли) прибыл в Украину из Курска еще до трагедии 17 июля. На фотографии, сделанной после катастрофы, видно, что у «Бука» не хватает одной ракеты, а стоит он на перекрестке в Луганске, то есть на территории, подконтрольной ополченцам, а не украинской армии, как утверждала российская сторона.
Но даже Маркус Бенсман не делает категоричных выводов. Он утверждает, что «Бук» - слишком сложная система, чтобы им научились управлять сепаратисты Донбасса. «Так кто же?» - спросит нетерпеливый читатель. Немецкий эксперт не дает на это ответа. ««Бук» выполняет четкое задание: стрелять по военным самолетам. И пилоты, в свою очередь, знают: первое, что нужно уничтожать на земле – это «Бук». Вот поэтому это дуэль – тот, кто стреляет первым, живет дольше. К сожалению, МН17 стал жертвой в этой дуэли», - резюмировал немецкий эксперт.
И всё. Послезавтра, 17 января, исполнится полгода со дня трагедии над Донбассом, но дело практически не сдвинулось с исходной точки. Мир всё так же расколот. Снова две версии, снова взаимные обвинения. Голландский Совет безопасности пообещал обнародовать окончательный доклад к первой годовщине катастрофы, но что нового можно тут узнать? Время, погода и продолжающаяся война в Донбассе методично уничтожают следы на месте падения лайнера.
Прочитав десятки страниц разнообразной информации по этой теме, я сделал один, но не вызывающий сомнений вывод: проблема кроется не в технических аспектах, а в политике. Ответ на вопрос «Кто сбил самолет?» спрятан не на поле у села Грабово в Донецкой области, а в тиши высоких кабинетов Киева, Москвы и Вашингтона. Они всё знают, я уверен в этом.