Linkuri accesibilitate

Новый Ближний Восток: перезагрузка Египта


Вторая половина прошедшей зимы в арабском мире ознаменовалась, прежде всего, важными внутренними процессами в Египте, Саудовской Аравии и Йемене. Каир ускоряет возвращение в большую региональную политику, новый саудовский король проводит кадровые назначения, а в Йемене усугубляется племенной раскол, чреватый полным распадом страны.

9-10 февраля в Каире побывал президент России Владимир Путин, нанеся ответный визит после приезда Абдель-Фаттаха ас-Сиси в Москву в августе. Одним из пунктов повестки дня было энергетическое сотрудничество: Россия и Египет изучают возможность строительства АЭС. Кроме того, российская сторона хочет создать промышленную зону в районе Суэцкого канала. Но экономические планы всё же не так существенны, как сам факт поездки Путина на Ближний Восток, который непрерывно трясет последние четыре года.

Египет, между тем, претендует на возвращение себе статуса лидера арабского мира и при этом всерьез рассержен на американцев. Во-первых, новый президент страны не может забыть, как Вашингтон фактически сдал Мубарака в феврале 2011 года и поддержал «Братьев-мусульман». Во-вторых, египтяне не могут закрывать глаза на то, что после свержения исламистского президента Мухаммеда Мурси в июле 2013 года военными американцы ввели запрет на поставки оружия Каиру. В этой ситуации Египту не оставалось ничего другого, как воспользоваться предложенной финансовой помощью Саудовской Аравии, Кувейта и Эмиратов. Не будем забывать, что саудиты сами были не в восторге от правления «Братьев» в Египте, которыми руководил не в меру «разошедшийся» Катар.

В итоге сложился уникальный формат: Египет, Аравия и… Россия. Москва и Эр-Рияд остаются жесткими антагонистами по сирийскому вопросу и ядерной программе Ирана, но на египетском направлении у них есть точки соприкосновения. Россия хочет продать Египту оружие и реализовать в этой стране ряд экономических проектов, но самое главное – стремится заполнить геополитическую пустоту, возникшую по вышеуказанным причинам. Королевский дом, в свою очередь, хочет стать главным «кошельком» Каира, но, разумеется, не «за красивые глазки», а в обмен на содействие египтян в борьбе с джихадистами, угрожающими самой Аравии, и в создании эффективного противовеса Ирану, сближение с которым, похоже, стало важнейшей целью ближневосточной политики США.

Между тем, Египет закупает оружие не только у России, но и у Франции. 16 февраля Абдель-Фаттах ас-Сиси подписал контракт на закупку 24 истребителей Rafale, многофункционального фрегата Fremm, крейсера Scalp, ракет «воздух – воздух» Mica, ракет «воздух-земля» Sagem и систем радиопротиводействия для истребителей Rafale. Сумма контракта составляет более 5 млрд. долларов. За оружие заплатят Эмираты и Аравия.

Интересный комментарий по этому повод дает французский политолог Тьерри Мейсан. По его мнению, США намерены создать произраильский блок в составе Аравии, Иордании и Эмиратов, но понимают, что египтян не удастся туда затащить, поэтому решено добиться их лояльности косвенно. Эксперт указывает, что в течение 30 лет американцы противились покупке французских истребителей третьими странами, но на этот раз ради «стабилизации» Страны пирамид решили не мешать сделке, чтобы «не дать ей воссоединиться с её историческим союзником Сирией». «Франция до сих пор считала генерала ас-Сиси диктатором, угнетающим «Братьев-мусульман», которых она поддерживает в Ливии, Сирии и Турции. Но Саудовская Аравия и Эмираты, которым также угрожали Братья, сблизились с Египтом именно ради того, чтобы их урезонить», - отмечает Мейсан.

Но и на этом Египет не успокоился. Как пишет газета «Голос Армении», президент ас-Сиси выступил с инициативой формирования межарабских вооруженных сил. Надо признать, что идея возникла не на пустом месте: недавно в Ливии джихадисты, создавшие «филиал» так называемого «Исламского государства», публично казнили 20 египетских христиан-коптов, тем самым «официально» открыв еще один фронт террора. В ответ египетские ВВС нанесли удары по позициям боевиков в Ливии, став еще одним участником международной коалиции. Поэтому Каир предложил создать военную группировку вместе с Аравией, Иорданией, Кувейтом и Эмиратами.

С другой стороны, президент Египта призвал Совет Безопасности ООН принять резолюцию о международном вмешательстве в Ливии, пишет «Новое восточное обозрение». «Нет иного выбора, учитывая соглашение между народом и правительством Ливии, а также то, что они призывают нас действовать… Мы должны сделать это вновь – все вместе», - сказал президент в эфире французской радиостанции Europe 1. Замечу, что убийство коптов джихадистами и ответные удары египетской авиации не на шутку встревожили Италию, которая является первым в Европе «кандидатом» на террористические атаки со стороны «Исламского государства». Премьер-министр Италии Маттео Ренци призвал ООН навести порядок в Ливии, отметив, что Европа должна «перестать спать», в то время как джихадистские группировки продолжают буйно разрастаться возле европейских границ.

…Вторая половина 2014 года и начало года нынешнего ознаменовались резким ростом влияния Египта на ближневосточные дела. Оправившись после вакханалии полуторалетнего правления «Братьев-мусульман», главная арабская страна вознамерилась вернуть утраченные позиции. Разочаровавшись в американцах, рассорившись с Турцией (из-за неприкрытой поддержки ею «Братьев») и традиционно не доверяя Ирану (который, кстати, тоже благоволил исламистам в пику Саудовской Аравии), официальный Каир сделал ставку на Москву и Эр-Рияд. Это не означает, что египетский режим станет враждовать с американцами – нет ни ресурсов, ни времени, ни, в общем-то, смысла. Но для России это шанс беспрецедентно повысить свой статус в регионе, а для Саудовской Аравии и других монархий Залива – заполучить мощную поддержку в борьбе с джихадистами и уравновешивании Ирана, да и в целом в стабилизации стержневого государства арабского мира.

Продолжение следует

XS
SM
MD
LG