Linkuri accesibilitate

Новый Ближний Восток: Саудовская Аравия сосредотачивается


После смерти короля Абдаллы в конце января Саудовская Аравия замерла в ожидании кадровых решений нового монарха – Салмана, младшего брата почившего старца. Так, на должности министров назначено 11 новых людей. Руководители сменились в национальной разведке и Совете национальной безопасности, в Мекке и Эр-Рияде.

Как пишет «Новое восточное обозрение», интересна новость о создании комитета по делам политики и безопасности. «Особый нюанс нового органа в том, что его возглавит второй вице-премьер, министр внутренних дел, 55-летний Мухаммед бен Наиф, заместитель наследного принца, назначенный на днях новым монархом. Он стал первым назначенцем на этот пост из поколения внуков основателя государства короля Ибн Сауда», - отмечает издание.

Кто же такой бен Наиф и почему именно он считается вторым наследником престола, после принца Мукрина, последнего из сыновей ибн Сауда? Мухаммед бен Наиф – сын умершего в 2012 году кронпринца Наифа бин Абдель Азиза аль-Сауда. Что интересно, и Салман, и бен Наиф относятся к клану Судейри, который отличается воинственностью и огромным влиянием на внутренние и региональные дела.

Указанное издание в другом материале отмечает, что, по версии некоторых экспертов из арабских стран, король Абдалла на самом деле скончался гораздо раньше официально объявленной даты, но о смерти не сообщали, пока в правящем доме торговались по кандидатурам кронпринца и его заместителя. «Борьба шла между сторонниками принца Митаба, сына умершего короля Абдаллы, и сторонниками принца Мохаммеда. Утверждается, что в продвижении последнего особенно были заинтересованы США. Считается, что Мохаммед, также как и его покойный отец, придерживается жесткой установки на союз с Вашингтоном. Не случайно его визиты в 2013 и 2014 гг. в США проходили по высшему разряду», - сообщает «НВО». В связи с этим эксперты уверяют, что преемником Салмана будет не Мукрин, а Мухаммед.

Тем временем взоры на Саудовскую Аравию обращены не только из-за проблемы передачи власти, но и по более прозаичной причине – нефтяная политика королевства. После прихода нового короля министр нефти и минеральных ресурсов Али ибн Ибрагим ан-Нуайми дал понять, что страна не будет сокращать добычу «черного золота» ради повышения цены. «Если я сокращу добычу, что станет с моей долей рынка? Цена пойдет вверх, и русские, бразильцы, американские производители сланцевой нефти заберут мою долю, – заявил министр. – Неважно, опустится ли цена до $20 за баррель, $40 за баррель, $50 за баррель, $60 за баррель».

Пока нет никаких признаков изменения подходов Эр-Рияда, и на это не может повлиять даже недовольство США, у которых из-за дешевой нефти обнуляется рентабельность добычи сланцевых углеводородов. Но вот на азиатском направлении саудиты меняют политику. Как сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на госкомпанию Saudi Aramco Oil, королевство намерено в апреле повысить цены на нефть, экспортируемую в Азию. В начале февраля Saudi Aramco заявила о снижении мартовских цен на $0,9 за баррель. Это самый большой дисконт, зафиксированный за последние 14 лет, пишет «Газета».

С другой стороны, американцы считают, что на сирийском фронте саудиты проводят чересчур самостоятельную политику. «Самой большой проблемой в Сирии были наши союзники на Ближнем Востоке: Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты и другие страны. Они с такой решимостью стремились свергнуть Асада, что предоставляли сотни миллионов долларов и десятки тысяч тонн оружия любому, кто готов был воевать против него», - цитирует вице-президента США Джо Байдена «Новое восточное обозрение».

Издание также приводит слова руководителя политической комиссии «Хезболла» в Ираке Хусейн аль-Рамахи, который заявил, что на захваченных у «Исламского государства» ящиках с оружием и боеприпасами обнаружена маркировка, свидетельствующая об их принадлежности Саудовской Аравии. «Оружие и боеприпасы были захвачены иракскими силами безопасности и народным ополчением на освобождённых из-под контроля ИГ территориях», – заявил аль-Рамахи, отметив, что захваченные ящики были сброшены террористам с самолётов без опознавательных знаков.

Вместе с тем, американцы напомнили саудитам еще об одной болевой точке – о примирении с Ираном. Госсекретарь США Джон Керри в ходе встречи с королем Салманом заверил руководство Аравии, что предстоящая «ядерная сделка» учитывает интересы стран Персидского залива. «Ведя переговоры с Ираном по поводу его ядерной программы, мы продолжим следить за его дестабилизирующей деятельностью в Сирии, Ливане, Ираке, Аравийском полуострове и, в особенности, в Йемене», - цитирует госсекретаря агентство Reuters, на которое ссылается «Лента». Керри пояснил, что США не планируют заключать с Ираном какого-либо соглашения о полномасштабном сотрудничестве. Со своей стороны, министр иностранных дел королевства Сауд аль-Фейсал выразил опасение тем, что Иран «завоевывает Ирак».

Между тем, Саудовская Аравия рискует и по другой причине. Уже не секрет, что джихадисты «ИГ» угрожают королевскому дому, который обвиняют в коррупции, роскоши и разврате. «Сейчас, когда «Исламское государство» овладело третьей частью территории Ирака и четвертой частью Сирии, происходит процесс его консолидации, и одним из объектов последующей экспансии ИГ будет Саудовская Аравия наряду с Иорданией, - заявил «Ленте» доктор исторических наук, главный сотрудник ИМЭМО Георгий Мирский. – Это необходимо исламистам, чтобы создать экономическую базу для халифата, после чего он будет абсолютно неуязвим. Если падет Саудовская Аравия, то посыплются, как кегли, все маленькие нефтяные королевства Персидского залива, а их ресурсы попадут в руки джихадистов. С монархией будет покончено».

В связи с этим будет интересно взглянуть на итоги исследования, проведенного в Саудовской Аравии. Население страны, в отличие от ее руководства, относится к исламским радикалам позитивно: 52% суннитов одобряют действия ХАМАС, 31% - «Братьев-мусульман». Даже шиитскую «Хизбаллу» поддерживают 13%, сообщает «Лента». И хотя лишь 5% подданных королевства одобряют действия «Исламского государства», 92% саудовцев уверены, что группировка отстаивает подлинные мусульманские ценности.

«Отношение к ИГ в арабских странах иное, чем на Западе. Спросите в Саудовской Аравии у суннитов, как они относятся к ИГ. Вам скажут: «Конечно, это ребята слегка жестокие. Мы не одобряем их методы, но они наши. Они защищают нас от шиитов, евреев и американцев». Им симпатизирует «арабская улица»: в их глазах исламистский халифат – единственная настоящая боевая сила, воюющая против Америки и сионизма», - говорит Георгий Мирский.

Смена власти в Саудовской Аравии прошла максимально ускоренно и безболезненно. На кону не только настоящее и будущее престола, но и острейшие вопросы безопасности в Сирии, Ираке, Египте, Ливии, Бахрейне, Ливане. Не говоря уже о нефтяной политике. Времени на «раскачку» у королевского дома нет, тем более что в последние месяцы к известному «букету» головных болей присоединился Йемен, куда шиитские проиранские повстанцы, по всей видимости, пришли надолго и всерьез. Это еще один фронт ирано-саудовской борьбы – прошу любить и жаловать…

Продолжение следует

Читайте также:

Новый Ближний Восток: перезагрузка Египта

XS
SM
MD
LG