На фоне отмеченной годовщины событий на Майдане и в Крыму вновь участились разговоры о возможных направлениях и сценариях дальнейшей конфронтации России с Западом. Проще говоря, в политических и экспертных кругах стали интересоваться вслух: где «рванет» в следующий раз?
Зарубежные лидеры в разное время указывали на «аппетиты» Москвы в отношении Молдовы, Грузии, Балтии и Балкан. Это, в частности, говорили канцлер ФРГ Ангела Меркель, бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, премьер Украины Арсений Яценюк. Они предполагают разные «маршруты», но сходятся в одном: следующим пунктом может оказаться Республика Молдова, либо полностью, либо только Приднестровье.
«Если Россию не остановить сейчас на Украине, то завтра мы увидим дестабилизацию Молдовы и балтийских стран», - заявил британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, выступая в парламенте.
В свою очередь, командующий войсками США и НАТО в Европе генерал Филипп Бридлав сказал, что «следующей целью» Москвы может стать Молдова. По его словам, основой «операции» может стать группировка миротворцев в Приднестровье. Выступая в Вашингтоне, Бридлав отметил, что «вызов, который бросила Россия, является глобальным, а не региональным, и долговременным, а не краткосрочным». По мнению генерала, Москва попытается использовать миротворческий контингент, размещенный в Приднестровье, для того чтобы «удержать Молдову от сближения с Западом». Уже сейчас, цитирует Бридлава «Газета», Россия ведет в РМ и «в других местах» широкую информационную кампанию.
Между тем, российский военный эксперт, заместитель главного редактора «Ежедневного журнала» Александр Гольц усомнился в том, что российские миротворцы могут быть использованы в качестве основы для какой-либо военной операции в этой стране. «Я не помню точных цифр, но российский контингент в этом регионе не превышает 3000 человек, этого явно недостаточно для захвата целой территории, - сказал эксперт «Газете». – Если фантазировать на тему военной стратегии, то можно предположить, что этот контингент может лишь обеспечить прибытие основных войск в большом количестве. Но в современной ситуации и это выглядит в высшей степени проблематично, поскольку все более или менее боеготовые российские соединения так или иначе задействованы на границе с Украиной. Рациональных доводов к этому я не вижу».
Однако некий гражданский источник в штаб-квартире НАТО в Брюсселе сказал, что Филипп Бридлав в своих рассуждениях опирается на то, что «уже давно не является секретом»: действия России в Украине видят не как изолированные, а как часть определенной «модели», связанной с политическим, экономическим и военным давлением на соседние страны.
«Военные смотрят на имеющиеся у потенциального противника возможности и делают выводы о том, что может произойти и как в этом случае реагировать. Поэтому то, что он (Бридлав) говорит, в общем, вполне логично. У России есть потенциальные возможности дестабилизировать Молдову? Есть. Значит, к этому надо быть готовым. Это не означает, что это обязательно произойдет. Но лучше приготовиться, чем анализировать потом, почему это не было сделано», - сказал «Газете» главный редактор «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
С другой стороны, Ангела Меркель на встрече в Берлине с президентом Румынии Клаусом Йоханнисом обсудила приднестровский вопрос и заодно роль Бухареста в обеспечении европейской безопасности на фоне украинского кризиса. Политики согласились с тем, что в свете конфликта вокруг Украины следует обратить внимание на ситуацию в Молдове. При этом Меркель выразила надежду на то, что Россия не будет пытаться дестабилизировать Молдову, а Йоханнис предположил, что «в настоящий момент нет признаков развития сценария, подобного украинскому», передает «Немецкая волна» со ссылкой на агентство Reuters.
Как сообщает российское аналитическое издание «Внешняя политика», в конце февраля директор национальной разведки США Джеймс Клаппер выступил перед Сенатом с докладом, посвященным оценке глобальных угроз интересам и позициям Соединенных Штатов. В части, касающейся Молдовы, разведчик предсказал усиление недовольства Москвы проевропейским курсом Кишинева, но указал и на ряд внутренних проблем: экономические сложности и борьбу с коррупцией. Кроме того, аналитики американских спецслужб не видят прогресса в приднестровском урегулировании.
Обратимся к еще одному источнику от «чекистов». Американо-израильский аналитический центр «Стратфор» 9 марта опубликовал нашумевший доклад-прогноз о трех возможных сценариях продолжения военно-политической драмы в Украине. Вариант №1: Россия пробивает сухопутный коридор вдоль побережья Азовского моря до Крыма и нижнего течения Днепра. Вариант №2: отсечение всего черноморского побережья и образование «большой Новороссии» вплоть до Приднестровья. Вариант №3: вся Восточная Украина – точнее, весь левый берег Днепра от Киева до впадения реки в Черное море. Так или иначе, все три сценария предполагают коридор из Донбасса в Крым, а Молдова упоминается только в плане №2. Это значит, что выход к Днестру и Пруту не является первостепенной задачей Москвы (если принять эти сценарии за данность) – так что в Кишиневе пока могут быть спокойны.
В заключение приведу еще одно оптимистичное (для Молдовы) мнение. В начале марта в Кишиневе побывал экс-руководитель израильской разведки «Натив» Яков Кедми, и автор этих строк, наряду с другими политологами и журналистами, имел возможность пообщаться с опытным экспертом. Так вот, Кедми уверяет, что Москва не будет пробиваться к Приднестровью и создавать Молдове проблемы, т.к. перед этим надо еще решить вопросы в Украине, а они в обозримом будущем решены не будут. «Никто не возьмется за Молдову, пока есть Украина, это не нужно ни России, ни Европе, ни США, - подчеркнул израильский гость. – У американцев хватает головных болей повсюду».
В общем, прогнозы прогнозами, но пора взглянуть на саму Молдову: готово ли кишиневское руководство ответить на эти вызовы? Помнится, весной 2014 года, после крымской операции, я разговаривал с высокопоставленным молдавским чиновником и задал аналогичный вопрос в связи с многочисленными разговорами про скорое появление российской армии в Одессе, а потом и на Днестре. От собеседника я услышал скорее растерянность: «А что мы можем сделать против России?».
Не знаю, что ответит сегодня этот чиновник, но новый министр обороны Виорел Чиботару заявил о необходимости увеличения военного бюджета Молдовы в четыре раза и готовности страны к «гибридной войне». Оставим в стороне дискуссии о том, «потянет» ли РМ радикальное увеличение военных расходов, но обратим внимание на то, что военная риторика стала всё чаще звучать в высоких кишиневских кабинетах…
Читайте также:
Новый режим для Приднестровья – «ремейк» 2006 года?